Решение №05-13/4317 Решение Управления в отношении ООО «Перспектива» от 28 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 

                                                                                              Дело  № 08-Р-2015

 

14 мая 2015 г.                                                                              г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 12 мая 2015 г.                                                                              

Решение изготовлено в полном объеме  14 мая 2015 г.

 

          Комиссия  Чувашского УФАС    России  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

          председатель Комиссии – «…»

          члены Комиссии:

«…»         

  рассмотрев  дело N 08-Р-2015, возбужденное в отношении ООО «Перспектива» в связи с обращением Некоммерческого партнерства «Межрегиональный центр защиты прав пайщиков кредитных кооперативов» вх.№ 05-16/908 от 11.02.2015 г.,  по факту распространения на 17-й странице газеты «ПРО-город» № 5 (232) от 07.02. 2015  г. рекламы финансовых услуг общества с признаками нарушения требований, определенных частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

        в отсутствии представителей ООО «Перспектива»,  извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

        в отсутствии представителей заявителя Некоммерческого партнерства «Межрегиональный центр защиты прав пайщиков кредитных кооперативов»,  извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

         

        рассмотрев обращение Некоммерческого партнерства «Межрегиональный центр защиты прав пайщиков кредитных кооперативов» вх.№ 05-16/908 от 11.02.2015 г.,  Чувашское УФАС России установило, что на 17-й странице газеты «ПРО-город» № 5 (232) от 07.02. 2015  г. размещена реклама финансовых услуг по выдаче займов и приему сбережений, следующего содержания:

«Микрофинансовая  организация                                          горячая линия

КАПИТАЛЪ                                                                   8 800 333 85 41

www.kapital.msk.ru                                                        8 987 673 59 36

 

г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 52/2

БЦ «Первая площадка», 2 эт., оф.247

График работы: пн-пт с 10 до 19, сб-вс – выходные

 

Сбережения   до    15 %    в    месяц

 

Высокий процент по вкладам. Высокая степень защищенности

 

Займы    2%    в    день

 

Займы предоставляются ООО «Капиталъ» от 5000 руб. до 35 000 руб. на срок от 7 до 30 дней, под 2% за каждый день пользования займом. Вложения принимаются ООО «Перспектива» от 50000 до 1500000 руб., от 10% до 15% в месяц на срок от 3 мес. до 1 года. Выплаты производятся как ежемесячно, так и в конце срока, в зависимости от программы вложений.».

 

          Данная   реклама  сопровождается   визуальным    изображением   пачки 5000 –х купюр.

  Некоммерческое партнерство «Межрегиональный центр защиты прав пайщиков кредитных кооперативов» (письмо вх.№ 05-16/908 от 11.02.2015 года) также обратилось в Чувашское УФАС России с заявлением о том, что данная реклама  не соответствует Федеральному закону «О микрофинансовой деятельности  и микрофинансовых организациях» и Федеральному закону «О рекламе».

        По мнению заявителя, из содержания рекламы следует, что принимает сбережения микрофинансовая организация МФО «Капиталъ», так как наименование этой организации с указанием принадлежности к микрофинансовым  организациям  размещено  крупным шрифтом в верхней части рекламы, при этом в нижней части рекламы мелким шрифтом размещена информация о том, что сбережения принимаются ООО «Перспектива», которое микрофинансовой организацией не является и государственными органами не контролируется.            

Таким образом, рассматриваемая реклама вводит в заблуждение потребителей рекламы, указывая, что принимает сбережения «до 15%» в месяц микрофинансовая организация, используя при этом высокий уровень доверия к рекламе организаций, контролируемых Центральным Банком России.      

        Рассмотрение дела № 08-Р-2015 Комиссия осуществила в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Перспектива».

        ООО «Перспектива», извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя в Комиссию не направило; материалы и документы, затребованные определением об отложении рассмотрения дела № 08-Р-2015 по признакам нарушения законодательства Российской  Федерации о рекламе исх. № 05-13/2964 от 03.04.2015 г.  не представило.

Срок представления информации данным определением был установлен до 27 апреля 2015 года. 

         Данные обстоятельства послужили основанием для отложения дела.

         Документы, затребованные определением об отложении рассмотрения  дела № 08-Р-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе исх. № 05-13/3897 от 29.04.2015 г. общество также не представило.        

  Согласно распечатке с сайта Федеральной налоговой службы (http://egrul.nalog.ru/) адрес (местонахождение юридического лица) ООО «Перспектива»: 101000, г. Москва, переулок Колпачный, д.6, стр.5, комн.23. 

  Вышеуказанные определения направлялись управлением по данному адресу.

 Согласно информации, опубликованной на официальном сайте Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" установлено следующее:

копия определения об отложении рассмотрения дела № 08-Р-2015 по признакам нарушения законодательства Российской  Федерации о рекламе исх. № 05-13/2964 от 03.04.2015 г., направленная ООО «Перспектива» 06.04.2015 г.; 13.04.2015 г. - неудачная попытка вручения по причине «временное отсутствие адресата»;

копия определения об отложении рассмотрения дела № 08-Р-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе исх. № 05-13/3897 от 29.04.2015 г. направленная ООО «Перспектива» 30.04.2015 года; 11.05.2015 г. - неудачная попытка вручения по причине «временное отсутствие адресата».

Таким образом, корреспонденцию, направляемую Чувашским УФАС России по юридическому адресу  ООО  «Перспектива»,  общество намеренно не получало.

По общему правилу, корреспонденция, адресованная юридическому лицу, направляется административным органом по месту нахождения юридического лица. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.

Неполучение корреспонденции по месту нахождения организации, определенному согласно сведениям о его государственной регистрации, в связи с отсутствием по данному адресу органа юридического лица или не совершение этим лицом действий по получению почтовой корреспонденции является риском юридического лица, все неблагоприятные последствия которого несет само юридическое лицо.

Таким образом, риск последствий не получения почтовой корреспонденции по адресу определенного им как местонахождение, несет лицо, в адрес которого направляется корреспонденция.

        В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица указанных органов, а также индивидуальные предприниматели, юридические лица и их руководители обязаны представлять в антимонопольный орган информацию, необходимую для осуществления им полномочий по государственному контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, и обеспечивать его уполномоченным должностным лицам доступ к такой информации.

Таким образом,  ООО  «Перспектива» нарушено требование части  1 статьи 34 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», выразившееся в непредставлении информации по требованию антимонопольного  органа.

          ООО «Перспектива», извещенное о времени и месте рассмотрения дела № 08-Р-2015 надлежащим образом, своего представителя в Комиссию не направило; материалы и документы, затребованные определением об отложении рассмотрения дела № 08-Р-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе исх. № 05-13/3897 от 29.04.2015 г. общество не представило.

В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.

        Из информации, распечатанной с сайта «Почта России» следует, что 11.05.2015  г. в 21 час. 28 мин. была произведена неудачная попытка вручения определения об отложении рассмотрения дела № 08-Р-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе № 05-13/3897 от  29.04.2015  г.,  при  этом сделана пометка «Временное отсутствие адресата ».

         Мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела № 08-Р-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от ООО «Перспектива» в Комиссию не поступало.

         Учитывая вышеизложенное и руководствуясь пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия  приняла решение рассмотреть дело № 08-Р-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации в отсутствие представителя ООО «Перспектива».       

         Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Изучив содержание рекламы финансовых услуг по выдаче займов и приему сбережений, Чувашское УФАС России установило, что данный модуль:

 публично распространен в печатном средстве массовой информации –    на 17-й странице газеты «ПРО-город» № 5 (232) от 07.02. 2015  г.;

 предназначен для неопределенного круга лиц;

распространением данной рекламы преследуется цель обращения внимания на финансовые услуги по выдаче займов и приему сбережений потребителей с целью получения прибыли.

         Данная информация направлена на продвижение указанных финансовых  услуг на рынке, так как в публикации содержится информация о процентах (Сбережения до 15%  в  месяц» и «Займы 2 %  в день»), сообщение о «Высокой степени защищенности вкладов»  вызывает интерес у неопределенного круга лиц, и способствует продвижению этих услуг на рынке.

      Таким  образом, содержание данной информации соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона «О рекламе», поэтому является рекламой. 

  Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

 Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Федерального закона «О рекламе», которой определено, что реклама  должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.

 Частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

        Данный рекламный модуль содержит в верхней части рекламы напечатанную крупным шрифтом информацию «Микрофинансовая организация «Капиталъ», далее следует информация о финансовых услугах «Сбережения до 15 % в месяц» и «Займы 2% в день», также напечатанная крупным шрифтом, при этом в нижней части рекламы мелким шрифтом размещена информация о том, что «Займы предоставляются ООО «Капиталъ», а «Вложения принимаются ООО «Перспектива».

        Таким образом, рассматриваемая реклама понимается неоднозначно в части наименования юридического лица, оказывающего финансовые услуги  по принятию сбережений, а также в части его принадлежности к микрофинансовым организациям и способна ввести потребителя в заблуждение.

         Исходя из вышеизложенного,  рассматриваемая реклама финансовых услуг  нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Ответственность за нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», согласно части 7 статьи 38 данного закона, несет рекламодатель.

Чувашское УФАС России запросило письмом исх. № 05-16/2611 от 25.03.2015 редакцию газеты «ПРО-город Чебоксары»  о представлении письменного объяснения обстоятельств, связанных с публикацией данной рекламы.

Редакция СМИ газета «ПРО-город Чебоксары» ИП Злыденной И.А. письмом от 05-16/2384 от 02.04.2015 сообщила, что содержание рекламы финансовых услуг МФО «Капиталъ» определило ООО «Перспектива», которое предоставило рекламный материал и заключило договор на размещение рекламных и/или информационных материалов № 200 от 30.10.2014 с редакцией газеты.

  В смысле Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5 - 7 части 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").       

         Таким образом, ООО «Перспектива» в смысле статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является рекламодателем.

          Комиссия,  изучив материалы дела, пришла к выводу о нарушении требований, определенных частью 7 статьи 5  Федерального закона «О рекламе» в рекламе финансовых услуг, оказываемых ООО «Перспектива», распространенной газетой «ПРО-Город» № 5 (232) от 07.02. 2015  г. на 17-й стр. по следующим основаниям.

       Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно товара (услуги) может создать у потребителя неверное представление об этом товаре (услуге).

        Главным инструментом введения в заблуждение при этом является распространение ложной или неточной информации вследствие сокрытия части существенной информации.

        Вводящая в заблуждение реклама сообщает не «объективно неправильные (неверные) сведения», а субъективно неправильные, т.е. те, которые способны ввести в заблуждение.

        Это означает, что при оценке рекламы на предмет введения в заблуждение учитывается субъективное восприятие сообщенных ею сведений. Определяющим в этом случае является не то, что имел в виду рекламодатель, и не то, насколько сообщенные сведения соответствуют истине, а лишь их восприятие потребителями.

        При оценке рекламы на способность ввести в заблуждение следует предполагать, что  потребитель не должен обладать специальными знаниями в разных областях науки и техники.

        Исходя из вышеизложенного, реклама финансовых услуг ООО  «Перспектива» не отвечает требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,  поскольку в данной рекламе отсутствует существенная для потребителей информация о том, что ООО «Перспектива»  не является микрофинансовой организацией, а микрофинансовая организация «Капиталъ» при этом не принимает сбережения, как можно понять из информации в верхней части рекламного модуля, напечатанной крупным шрифтом.

         В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является  ненадлежащей.

            Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

          В связи с тем, что реклама финансовых услуг ООО «Перспектива» на момент рассмотрения дела в  газете «ПРО-Город»  не распространяется, Комиссия Чувашского УФАС России не установила необходимости выдачи ООО «Перспектива» предписания о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

          Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

                             РЕШИЛА:

 

             1. Признать ненадлежащей рекламу финансовых услуг, оказываемых ООО «Перспектива», распространенную на 17-й странице газеты «ПРО-город» № 5 (232) от 07.02. 2015  г., в связи с нарушением требований, определенных частью 7 статьи 5  Федерального закона «О рекламе».

          2. Предписание    о    прекращении      нарушения      законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Перспектива» не выдавать.

          3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу   Чувашского УФАС России  для   возбуждения  дела     об     административном       правонарушении, предусмотренном  статьей 14.3   Кодекса   Российской Федерации  об административных правонарушениях.                            

          Решение   может   быть   обжаловано  в  арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                 «…»                 

 

Члены Комиссии                                                                             «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны