Решение №05-13/532 Решение Управления в отношении ООО «ИССО МигЗайм» от 29 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ  

                                                                                              Дело  № 02-Р-2016

 

28 января 2016 г.                                                                              г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 января 2016 г.                                                                               

Решение изготовлено в полном объеме  28 января 2016 г.

 

 

          Комиссия  Чувашского УФАС    России  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

          председатель Комиссии – «…»

          члены Комиссии:

«…»

         рассмотрев  дело N 02-Р-2016, возбужденное в отношении  ООО «ИССО МигЗайм»  по факту  распространения  рекламы финансовых услуг общества с признаками нарушения требований, определенных частью 1 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 3 статьи 28, частью 7 статьи 5, частью 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

          в присутствии:  

«…»

 

УСТАНОВИЛА:

          

в связи с обращением Отделения – Национального банка по Чувашской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – Отделение – НБ Чувашская Республика) от 16.12.2015 г. вх. № 05-16/9947,  Чувашское УФАС России установило, что перед входом в здание «Бизнес-центра» по адресу: ул. К. Маркса, д.52, корп.2,  г. Чебоксары размещен штендер с рекламой финансовых услуг следующего содержания: 

 

«  Возможности для каждого!

ВЫДАЧА  ЗАЙМОВ!                                                                               

    под  низкие проценты

от 3000  до   35000 рублей    

ПРИЕМ   СБЕРЕЖЕНИЙ

под высокие проценты

35%  32%  29%  18%

Т.21-19-75, 22-25-77

ул. К. Маркса, 52, к.2, офис124».

         Данная реклама сопровождается логотипом ООО «ИССО МигЗайм».

         Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.  

  Изучив содержание рекламы ООО «ИССО МигЗайм», Чувашское УФАС России установило, что данный штендер с рекламой финансовых услуг общества:

публично распространен;

предназначен для неопределенного круга лиц;

преследует цель обратить внимание на финансовые услуги по выдаче займов и по привлечению  денежных  средств  граждан (физических лиц) с целью получения дохода, а также на лицо, оказывающее данную услугу – ООО «ИССО МигЗайм»;

направлен на продвижение финансовой услуги на рынке аналогичных финансовых услуг,  так  как в рекламе содержится информация о высоких процентах дохода (до 35 % годовых), а также контактная информация.

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона «О рекламе», поэтому является рекламой.  

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

 Частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

  В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц; финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе по выдаче кредитов (займов).

 В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

  При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

  Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является финансовые  услуги  ООО «ИССО МигЗайм» по выдаче займов и по привлечению сбережений граждан (физических лиц).

         Данная реклама финансовых услуг по приему сбережений  граждан (физических лиц)  содержит информацию о различных  процентных ставках «35%  32%  29%  18%», а информация об иных существенных условиях, таких как срок, на который принимаются сбережения граждан,  минимальная и максимальная сумма принимаемых свободных денежных средств, а также иные условия, влияющие на окончательную сумму доходов,  которые получат воспользовавшиеся услугами лица, не указаны. 

 Так как реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться рекламируемой услугой, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.    

 Следовательно, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации об услуге приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

        Таким образом, в содержании рекламы  ООО «ИССО МигЗайм»   указаны неполные сведения об условиях привлечения свободных денежных средств граждан по процентным ставкам «35%  32%  29%  18%», что может привести к искажению сути рекламируемой финансовой услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита (займа), пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита  (займа) для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита (займа) может привести к искажению сути рекламируемой финансовой услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

 К условиям, влияющим на стоимость кредита (займа), относятся условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита (займа), платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (займа) - по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.

        В рекламе  ООО «ИССО МигЗайм»  указана сумма займа – «от 3000 до 35000 рублей», при этом не указан размер процентной ставки и срок предоставления займа.

        Таким образом, в содержании рекламы  ООО «ИССО МигЗайм»  указаны неполные сведения об условиях предоставления кредита (займа), что может привести к искажению сути рекламируемой финансовой услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.   

        Также из обращения Отделения – НБ Чувашская Республика от 16.12.2015 г. вх. № 05-16/9947 следует, что ООО «ИССО МигЗайм»  внесено в реестр микрофинансовых организаций (регистрационный № записи 651403397005473).

 В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона № 151 «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрофинансовая организация не вправе привлекать денежные средства физических лиц. Данное ограничение не распространяется на привлечение денежных средств физических лиц:

- являющихся учредителями (членами, участниками, акционерами) микрофинансовой организации;

- предоставляющих денежные средства микрофинансовой организации на основании договора займа в сумме 1 500 000 руб. или более по одному договору займа с одним заимодавцем.

 Следовательно, общество с ограниченной ответственностью, внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций, привлекать заемные денежные средства физических лиц не вправе, за исключением вышеуказанных случаев (п. 1 ст. 12 Закона N 151-ФЗ).

        В рассматриваемой рекламе ООО «ИССО МигЗайм»  финансовые услуги по привлечению сбережений граждан (физических лиц) предлагаются потребителям рекламы без каких-либо ограничений.

        В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

 Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

       Согласно части 4 статьи 54 ГК РФ, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

       Согласно части 2 статьи 1473 ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

В содержании рекламы финансовых услуг, размещенной на штендере для желающих воспользоваться финансовыми услугами ООО «ИССО МигЗайм»  отсутствует указание на организационно-правовую форму.

         Таким образом, в содержании наружной рекламы  ООО «ИССО МигЗайм»   отсутствует часть существенной информации о рекламируемой услуге.        

        Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушения требований, установленных частью 1 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 3 статьи 28, частью 7 статьи 5, частью 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несёт рекламодатель.

        Представитель  ООО  «ИССО МигЗайм»  признал нарушение требований рекламного законодательства, допущенное при распространении  перед входом в здание «Бизнес-центра» по адресу: ул. К. Маркса, д.52, корп.2,  г. Чебоксары на штендере  рекламы финансовых услуг общества по выдаче займов и по привлечению сбережений граждан (физических лиц).

       Пояснил, что рассматриваемый штендер с рекламной информацией изготовлен в соответствии с Договором оказания рекламных услуг № 179 от 27.08.2014 г., заключенным «…» (Заказчик) с ИП Русиным С.А. (Исполнитель).

ИП Русин С.А. утверждал, что реклама на штендере полностью соответствует требованиям Федерального закона «О рекламе».

В соответствие с пунктом 4.1 Договора оказания рекламных услуг № 179 от 27.08.2014 г. ИП Русин С.А. (Исполнитель) несет полную ответственность перед государственными органами за разработанную им рекламу в случае признания ее ненадлежащей.

В связи с вышеизложенным, просим привлечь к ответственности ИП Русина С.А., который разработал, изготовил и разместил рассматриваемую рекламу, так как в соответствии с частью 8 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», рекламопроизводитель может быть привлечен к ответственности за нарушение требований, предъявляемых к рекламодателю и рекламопроизводителю в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине. 

Доводы представителя ООО  «ИССО МигЗайм»  о том, что  ответственность за распространение рассматриваемой наружной рекламы несет рекламопроизводитель, Комиссия считает несостоятельным по следующим основаниям.

 Законодатель дифференцирует ответственность субъектов рекламной деятельности:

- рекламодатель несет ответственность за нарушения законодательства о рекламе в отношении содержания информации, предоставляемой для создания рекламы;

- рекламопроизводитель несет ответственность за нарушения законодательства о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы к распространению;

- рекламораспространитель несет ответственность за нарушения законодательства, касающиеся времени, места и средств размещения рекламы.

При этом в соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе»:

- рекламодатель несет ответственность за нарушение любого требования, установленного статьей 28 Закона о рекламе;

- рекламораспространитель несет ответственность за нарушение части 1 (указание наименования или имени лица, оказывающего финансовую услугу), части 4 (указание обязательной информации в рекламе услуг, связанных с осуществлением управления активами), частей 7, 8 (указание обязательной информации в рекламе, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства), части 11 (указание обязательной информации в рекламе, связанной с привлечением и использованием жилищным накопительным кооперативом денежных средств физических лиц) статьи 28 Закона о рекламе;

- рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований статей 28 Закона о рекламе только в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

 ООО  «ИССО МигЗайм», представив в Комиссию Договор оказания рекламных услуг № 179 от 27.08.2014 г., не приложило к указанному Договору документы и материалы, переданные ИП Русину С.А. для оформления, производства и подготовки рассматриваемой наружной рекламы финансовых услуг общества к распространению.

 Следовательно, Комиссия не может признать  доказанной вину рекламопроизводителя, в связи с тем, что установить полноту предоставленной ему рекламодателем информации не представляется возможным.

        Комиссия, изучив материалы дела, пришла к выводу о нарушении требований, определенных  частью 1 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 3 статьи 28, частью 7 статьи 5 частью,  11 статьи 5  Федерального закона «О рекламе» в рекламе финансовых услуг, распространяемой на штендере, установленном перед входом в здание «Бизнес-центра» по адресу: ул. К. Маркса, д.52, корп.2,  г. Чебоксары в декабре 2015 г.

          В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является  ненадлежащей.

           Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

         На момент рассмотрения дела ООО  «ИССО МигЗайм»  представило  доказательства того, что рассматриваемая реклама не распространяется, в связи с чем Комиссия Чувашского УФАС России  не установила необходимость выдачи обществу предписания о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

         Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 

                            РЕШИЛА:

 

            1. Признать ненадлежащей рекламу финансовых услуг, распространенную ООО  «ИССО МигЗайм» на штендере, установленном перед входом в здание «Бизнес-центра» по адресу: ул. К. Маркса, д.52, корп.2,  г. Чебоксары в декабре 2015 г., в связи с нарушением требований, установленных частью 1 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 3 статьи 28, частью 7 статьи 5, частью 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

          2. ООО  «ИССО МигЗайм» предписание     о      прекращении      нарушения      законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с устранением нарушения. 

          3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу   Чувашского УФАС России  для   возбуждения  дела     об     административном       правонарушении, предусмотренном  статьей 14.3   Кодекса   Российской Федерации  об административных правонарушениях.                               

           Решение   может   быть   обжаловано  в  арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                     «…»

 

 

Члены Комиссии:                                                                           «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны