Решение №05-13/6711 Решение и предписание Управления в отношении ООО «РегионАпт... от 27 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ  

                                                                                              Дело  № 22-Р-2015

24 июля  2015 г.                                                                              г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 июля 2015 г.                                                                               

Решение изготовлено в полном объеме 24 июля 2015 г.

 

          Комиссия  Чувашского УФАС    России  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

          председатель Комиссии –  «…»

          члены Комиссии:

«…»

           рассмотрев  дело N 22-Р-2015, возбужденное в отношении ООО «РегионАптека»  по факту распространения  аптекой   «Максавит»   по адресу:  Московский пр., д.38, г. Чебоксары, 428018 рекламы реализуемых лекарственных препаратов с признаками нарушения требований, определенных частью 1 статьи 5, пунктом 4 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

        в присутствии представителя ООО «РегионАптека»  - «…»

        в отсутствии заявителя -  гр. «…», извещенной о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,      

 

УСТАНОВИЛА:

          

         в Чувашское УФАС России поступило заявление гр. «…» (вх. 05-13/3196  от 28.04.2015 г.) о распространении в апреле 2015 г. в аптеке «Максавит» по адресу:  Московский пр., д.38, г. Чебоксары, 428018 недостоверной рекламы в виде слогана «Цены всегда ниже!».

         В целях Федерального закона «О рекламе»  под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ).

  Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; под товаром - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (п. п. 2 и 3 указанной статьи).

         Распространяемая в аптеке «Максавит» информация  «Цены всегда ниже!» направлена   на формирование у потребителей желания приобрести медицинские препараты именно в данной аптеке, сообщение о том, что цены «всегда ниже» привлекает внимание потребителей и способствует продвижению данных лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке.

          Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона «О рекламе», поэтому является рекламой.

   В соответствии с частью 1 статьи  5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

   В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

  Частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 При этом в рекламе существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

 Из заявления гр. «…» следует, что распространяемая в аптеке «Максавит» информация  «Цены всегда ниже!» недостоверна, так как уровень цен на лекарственные препараты, реализуемые в аптеке «Максавит» не ниже,  чем   в других аптеках г. Чебоксары.

Так , 20.04.2015 г. гр. «…» приобрела в аптеке «Максавит» три пакетика препарата «Нимесил» по цене 22 руб. 50 коп. за один пакетик, при этом в аптеке «Ладушка» препарат «Нимесил» реализовался по цене 20 руб. 80 коп.  за один пакетик, то есть по цене ниже, чем в аптеке «Максавит» (чеки на препарат «Нимесил» прилагаются).

Таким образом, по мнению заявителя, рекламный слоган «Цены всегда ниже!» является недостоверной рекламой и вводит в заблуждение покупателей.

         Исходя из вышеизложенного, реклама, распространяемая ООО «РегионАптека»   в  аптеке   «Максавит»  по  адресу:  Московский пр., д.38,

г. Чебоксары, 428018,  содержит признаки нарушения части 1 статьи 5, пункта 4 части 3 статьи 5,  части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,  поскольку цены на лекарственный препарат «Нимесил» в данной аптеке выше, чем в аптеке «Ладушка»,  при этом реклама, размещенная непосредственно на стеллажах с лекарственными препаратами,  утверждает, что в аптеке «Максавит» «Цены всегда ниже!».

        Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушения требований, установленных частью 1 статьи 5, пунктом 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несёт рекламодатель.    

        Из письменного объяснения, предоставленного  ООО  «РегионАптека» вх. № 05-13/4831 от 22.06.2015 следует, что информация «Цены всегда ниже!» не является рекламой, так как размещена непосредственно в месте реализации товара, направлена не на рекламирование товара, а   подчеркивает политику компании, направленную на доступность приобретаемых товаров   и не содержит сравнений с ценами конкурентов.

При этом общество ссылается на  Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ "О рекламе" и письмо ФАС России № АК/47658/13.

Кроме того, по мнению ООО  «РегионАптека» слоган «Цены всегда ниже!» не является рекламой, поскольку  не влияет на выбор потребителей, так как потребители уже сделали свой выбор и вошли в аптеку для приобретения товара.

Из письменного объяснения, предоставленного ООО  «РегионАптека» вх. № 05-13/5488 от 16.07.2015 следует, что сеть аптечных пунктов «Максавит» является дискаунтером (дискаунтер - магазин, реализующий широкий ассортимент товаров  по оптовым ценам),  который   предлагает потребителю лекарственные препараты и иные товары по цене ниже их среднерыночной стоимости, при этом общество предлагает потребителям стать участниками различных спецпрограмм, направленных на снижение стоимости лекарственных препаратов  (информация на сайте www.maksavit.ru)  и проводит маркетинговые мероприятия по продаже трех препаратов по цене двух.

Также ООО  «РегионАптека» представило в Комиссию результат статистического анализа цен общества по сравнению с ценами других аптечных сетей, проведенного ООО  «РегионАптека» за май, июнь, июль 2015 г.

        Данные доводы ООО «РегионАптека»  Комиссия считает несостоятельными по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"  изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" разъяснен порядок применения пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе».

При применении данной нормы следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным в данном пункте критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

Таким образом, хозяйствующий субъект вправе разместить на конструкции у входа в здание рядом с вывеской о наименовании и режиме работы информацию о видах оказываемых услуг (товарах). Такая информация носит информационный характер о его деятельности  и рекламой не признается, так как данная информация не способна сформировать у неопределенного круга лиц предпочтительный интерес к товарам (услугам)  именно  данного хозяйствующего субъекта.  

Кроме того, указание в месте нахождения хозяйствующего субъекта профиля его деятельности либо ассортимента реализуемых товаров и услуг может быть признано обычаем делового оборота, и на такую информацию нормы Закона о рекламе также не распространяются.

При этом  соответствующая информация, размещенная непосредственно в месте реализации товара,  должна исключать любые попытки эмоциональной окраски и оценочных суждений и в связи с этим должна преподноситься в повествовательной манере. Например, информация "Аптека" отвечает этим требованиям, в то время как "Аптека низких цен!" или «Цены всегда ниже!» несет рекламный подтекст, поскольку привлекает внимание потенциальных покупателей.

Согласно пункту 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 года N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Закона о рекламе" рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся, таким обра24.07зом, необходимо  учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускается сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства. Согласно пункту 29 Постановления Пленума ВАС РФ, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучше", "первый", "номер один" и т.п., должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной. В связи с этим принято подобные утверждения сопровождать ссылкой на результат соответствующих исследований и источник данных.

Слоган «Цены всегда ниже!» носит сравнительный характер в части цен на реализуемые лекарственные препараты  и сопутствующие товары,  при этом  данный слоган понимается неоднозначно, так как для потребителя остается неясным, имеется  ли в виду, что цены в аптечной сети «Максавит» ниже, чем  цены в соседней аптеке? во всех аптечных сетях  города?  или  республики? или  цены ниже, чем в какой-либо  конкретной аптечной сети? и т. д. Непредставление потребителю информации, в полном объеме определяющей  критерий, ниже которого  цены на реализуемые лекарственные препараты и сопутствующие товары в аптечной сети «Максавит», не позволяет правильно воспринимать информацию и вводит потребителей в заблуждение.

Таким образом, в данной рекламе сравнение построено таким образом, что его достоверность не может быть ни подтверждена, ни опровергнута представленным ООО  «РегионАптека» статистическим анализом цен за май, июнь, июль 2015 г.

        Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно товара (услуги) может создать у потребителя неверное представление об этом товаре (услуге).

        Главным инструментом введения в заблуждение является распространение ложной или неточной информации вследствие сокрытия части существенной информации. Вводящая в заблуждение реклама сообщает не «объективно неправильные (неверные) сведения», а субъективно неправильные, т.е. те, которые способны ввести в заблуждение. Это означает, что при оценке рекламы на предмет введения в заблуждение учитывается субъективное восприятие сообщенных ею сведений. Определяющим в этом случае является не то, что имел в виду рекламодатель, и не то, насколько сообщенные сведения соответствуют истине, а лишь их восприятие потребителями.
        При оценке рекламы на способность ввести в заблуждение следует предполагать наличие определенного набора знаний и опыта адресатов рекламы исходя из среднего уровня, характерного, как правило, для существенной части потребительской аудитории. При этом правоприменительная практика исходит из того, что средний потребитель не должен обладать специальными знаниями в разных областях науки и техники, в том числе в вопросах медицины, страхования, финансирования и т.д.
        Доказательная база о наличии введения потребителей в заблуждение в таких случаях строится на основании заявлений обманутых потребителей.

       Так, из заявления  гр. «…» (вх. 05-13/3196  от 28.04.2015 г.) следует, что рекламный слоган «Цены всегда ниже!», размещенный непосредственно на стеллажах с лекарственными препаратами в помещении аптеки,  понят потребителем так, что цены на все лекарственные препараты и сопутствующие товары, реализуемые  в аптеке «Максавит», всегда ниже, чем цены на аналогичные препараты в др. аптеках г. Чебоксары, а не как информация, сообщающая о политике компании, направленной на доступность приобретаемых товаров.

        При этом чеки на препарат  «Нимесил», представленные гр. «…», свидетельствуют о том, что на момент приобретения данного препарата 20.04.2015 г. цена в аптеке «Ладушка» ООО «Республиканская аптека» составляла 20 руб. 80 коп., то есть, была ниже, чем в аптеке «Максовит» на 1 руб. 70 коп.

        Комиссия,  изучив представленные документы и материалы дела,  пришла к выводу о нарушении требований, определенных частью 1 статьи 5, пунктом 4 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», допущенных при распространении ООО «РегионАптека»   в  аптеке   «Максавит»  по  адресу:  Московский пр., д.38, г. Чебоксары, 428018

рекламного слогана «Цены всегда ниже!».

          В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является  ненадлежащей.

         Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

         На момент рассмотрения дела представитель ООО  «РегионАптека»  не представила  в  Комиссию доказательств устранения нарушения требований, определенных частью 1 статьи 5, пунктом 4 части 3 статьи 5, частью 7 статьи Федерального закона  «О рекламе»,   в связи с чем Комиссия Чувашского УФАС России считает необходимым выдать обществу предписание о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

         Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 

                             РЕШИЛА:

 

             1. Признать ненадлежащим рекламный слоган «Цены всегда ниже!», распространенный  в апреле  2015 г. в помещении аптеки   «Максавит»  по  адресу:  Московский пр., д.38, г. Чебоксары, 428018, в связи с нарушением  требований, определенных частью 1 статьи 5, пунктом 4 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

          2. ООО  «РегионАптека»  выдать предписание    о    прекращении      нарушения      законодательства Российской Федерации о рекламе.  

          3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу   Чувашского УФАС России  для   возбуждения  дела     об     административном       правонарушении, предусмотренном  частью 1 статьи 14.3   Кодекса   Российской Федерации  об административных правонарушениях.                             

          Решение   может   быть   обжаловано  в  суде или Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                      «…»                 

 

 

Члены Комиссии                                                                              «…»

                                                                                                    

24.07.2015  05-13/6712

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

                                                                                                 Дело  № 22-Р-2015

 

24 июля  2015 г.                                                                              г. Чебоксары

 

 

          Комиссия  Чувашского УФАС    России  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

          председатель Комиссии – «…»

          члены Комиссии:

          «…»

         на основании своего решения от 24 июля 2015 г. по делу N 22-Р-2015  о  признании ненадлежащим рекламного слогана «Цены всегда ниже!», распространенного  ООО «РегионАптека» в апреле  2015 г. в помещении аптеки   «Максавит»  по  адресу:  Московский пр., д.38, г. Чебоксары, 428018, в связи с нарушением  требований, определенных частью 1 статьи 5, пунктом 4 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального   закона   "О   рекламе",   пунктами   44, 45  Правил рассмотрения антимонопольным      органом дел,   возбужденных   по признакам    нарушения    законодательства   Российской  Федерации о рекламе,         

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

         1.  ООО «РегионАптека»     (ул. Движенцев,  д.14, П.5, г. Н. Новгород, 603033) в  срок до  20 августа 2015 г.  прекратить распространение ненадлежащего  рекламного слогана «Цены всегда ниже!» в помещении аптеки   «Максавит»  по  адресу:  Московский пр., д.38, г. Чебоксары, 428018,   в связи с нарушением  требований, определенных частью 1 статьи 5, пунктом 4 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5  Федерального закона «О рекламе».

       2. ООО «РегионАптека»     (ул. Движенцев,  д.14, П.5, г. Н. Новгород, 603033) в  срок до  24 августа   2015 г. представить в Чувашское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.

          В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Чувашское УФАС России вправе в соответствии с частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч  до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч  до пятисот тысяч рублей.

         Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей   198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                 «…»                 

 

Члены Комиссии                                                                             «…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны