Решение №05-13/6945 Решение Управления в отношении КПКГ «Капитал» от 31 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ  

                                                                                              Дело  № 24-Р-2015

30 июля  2015 г.                                                                              г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 июля 2015 г.                                                                               

Решение изготовлено в полном объеме 30 июля 2015 г.

 

          Комиссия  Чувашского УФАС    России  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

          председатель Комиссии –  «…»

          члены Комиссии:

         «…»

           рассмотрев  дело N 24-Р-2015, возбужденное в отношении КПКГ «Капитал»    по   факту   распространения   в    мае   2015 г. на территории

г. Чебоксары по почтовым ящикам жителей города  листовок с рекламой финансовых услуг по приему сбережений  граждан – членов кооператива КПКГ  «Капитал»  с признаками нарушения требований, определенных частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»,

        в отсутствии представителя КПКГ «Капитал», извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

        в отсутствии заявителя -  представителя  Некоммерческого партнерства «Межрегиональный  центр  защиты прав пайщиков кредитных кооперативов»,  извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

          

        в Чувашское УФАС России поступило заявление Некоммерческого партнерства «Межрегиональный  центр  защиты прав пайщиков кредитных кооперативов» (вх. 05-13/3857 от 21.05.2015 г.)  о распространении на территории г. Чебоксары по почтовым ящикам жителей города рекламных листовок следующего содержания:

 

 «Кредитный потребительский кооператив граждан КАПИТАЛ

В МАЕ!

НУЖНО УСПЕТЬ!

ВЫГОДНО ВЛОЖИТЬ ДЕНЬГИ!

Срочные взносы

3,4 месяца – 19% годовых

6 месяцев – 20,5% годовых

7, 8 месяцев – 22% годовых

Срочные взносы

для пенсионеров:

3, 4 месяца – 19,5% годовых

6 месяцев – 21% годовых

7, 8 месяцев – 22,5% годовых

При договоре свыше 200 тысяч – 1000 рублей в подарок!

45-44-45, 8 927 999 999

работаем с пайщиками».

  

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

  Информация, распространяемая КПКГ «Капитал», направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться указанными  финансовыми услугами по принятию сбережений, сообщение о возможности получить доход, а также информация о премии в размере 1000 рублей при заключении договора свыше 200 тысяч рублей  вызывает интерес у неопределенного круга лиц, и способствует продвижению этих услуг на рынке. Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона «О рекламе», поэтому является рекламой.

         Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Федерального закона «О рекламе», которой определено, что реклама  должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.

   Частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц; финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе по выдаче кредитов (займов).

   В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

  При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

  Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является финансовая  услуга  КПКГ «Капитал»  по привлечению сбережений граждан – членов кооператива, при этом в зависимости от срока заключения договора меняется процентная ставка.

         Данная реклама финансовых услуг по приему сбережений  граждан – членов кооператива содержит информацию о сроках заключения договора и процентной ставке, которая увеличивается вместе с увеличением срока заключения договора (3, 4 месяца – 19,5% годовых; …7, 8 месяцев – 22,5% годовых), при этом не указана  информация об иных существенных условиях, таких как минимальная сумма принимаемых свободных денежных средств, а также иные условия, влияющие на окончательную сумму доходов вкладчика.

Так как реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться рекламируемой услугой, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Следовательно, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации об услуге приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

        Таким образом, в содержании рекламы КПКГ «Капитал»  указаны неполные сведения об условиях привлечения свободных денежных средств граждан – членов кооператива, что может привести к искажению сути рекламируемой финансовой услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

         Исходя из вышеизложенного, в рекламе финансовых услуг КПКГ «Капитал»  имеются признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

        Часть 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» устанавливает ответственность рекламодателя  за нарушение требований, определенных частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».         

         Из письменных пояснений  КПКГ «Капитал» следует, что кооператив не производил сам и не   заказывал производство и распространение рассматриваемых рекламных листовок.

         Исходя из бухгалтерских документов, договора на  производство и распространение рассматриваемых рекламных листовок кооперативом не заключались и не оплачивались.

         По результатам проведенной служебной проверки, лицо, заказавшее и распространившее данные листовки, не установлено.

        По мнению КПКГ «Капитал», неизвестные лица намеренно распространяют рассматриваемые рекламные листовки с той целью, чтобы кооператив понес  ответственность за нарушение действующего законодательства в сфере рекламы. 

         В доказательство изложенного, КПКГ «Капитал» письмом от 10.07.2015 вх. № 05-13/5345 представил в Комиссию следующие документы и материалы:

выписку из решения Правления КПКГ «Капитал» от 30.06.2015 г.;

копии объяснений работников кооператива, данных в ходе служебного расследования («…»);

справку отдела кадров кооператива.         

         Комиссия, изучив представленные документы и материалы дела, пришла к выводу о нарушении требований, определенных частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в рекламе финансовых услуг по приему сбережений  граждан – членов кооператива КПКГ    «Капитал»,   распространенной    в  мае   2015 г.   на    территории

г. Чебоксары по почтовым ящикам жителей города.

         Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

         Однако,  при производстве по делу № 24-Р-2015 Комиссия Чувашского УФАС России не установила рекламодателя и рекламораспространителя.

         Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 

                             РЕШИЛА:

 

           признать ненадлежащей рекламу финансовых услуг по приему сбережений  граждан – членов кооператива КПКГ    «Капитал»,   распространенную    в  мае   2015 г.   на    территории г. Чебоксары по почтовым ящикам жителей города, в связи с нарушением  требований, определенных частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

         

          Решение   может   быть   обжаловано  в  суде или Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                      «…»                 

 

 

Члены Комиссии                                                                            «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны