Решение №05-13/7132 Решение Управления в отношении ООО «Старт-Инвест» от 31 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ  

                                                                                              Дело  № 23-Р-2015

 

05 августа 2015 г.                                                                              г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 июля 2015 г.                                                                               

Решение изготовлено в полном объеме  05 августа 2015 г.

 

 

          Комиссия  Чувашского УФАС    России  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

          председатель Комиссии –  «…»

          члены Комиссии:

«…»

           в отсутствии представителя  ООО «Старт-Инвест», извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

         в отсутствие  представителя заявителя  – Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров  в Приволжском федеральном округе, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

           рассмотрев дело № 23-Р-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы финансовых услуг ООО «Старт-Инвест» с признаками нарушения требований, определенных частью 7 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», 

УСТАНОВИЛА:

          

          в Чувашское УФАС России поступило заявление Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Приволжском федеральном округе (исх. № С59-7-2-3/12698 от 03.04.2015), направленное в управление Прокуратурой Московского района г. Чебоксары (вх. № 05-17/3716  18.05.2015 г.) о распространении в газете «ПРО-Город» № 16 (243) от 25.04.2015 г. и журнале «Моя империя» № 2 (84) за март 2015 года рекламы финансовых услуг ООО «Старт-Инвест» с признаками нарушения требований рекламного законодательства.

        По мнению заявителя, ООО «Старт-Инвест», не являясь кредитной либо не кредитной  финансовой (в  т. ч. микрофинансовой) организацией, осуществляет деятельность по приему денежных средств граждан с обещанием в средствах массовой информации процентного дохода многократно большего, чем среднее значение по рынку заемного капитала.     

       ООО «Старт-Инвест» в распространяемой рекламе гарантирует высокую доходность и отсутствие финансовых рисков, при этом общество не раскрывает сведения о своем финансовом состоянии и источниках средств для выплаты значительных процентов по договорам займа.

       Так, в журнале «Моя империя» № 2 (84) за март 2015 г. на 6-й странице размещен рекламный модуль следующего содержания:

«Уже многие ответственные мамы

обеспечили будущее своих детей.

А  ВЫ?

Тарифный план рублевый

«Накопительный»:

-Доходность 5% в месяц

-Ежемесячная капитализация (79,5% годовых)

-Отсутствие комиссии на конвертацию

-Ваши средства не зависят от курса доллара

-Выплаты суммы займа: в конце срока договора

 

Подробности у специалистов

8 800 700 35 65, +7(8352)41-29-04       Старт Инвест

                                                                          

                                                                        Компания образована в 2011 году

Инвестирование на валютном рынке

г. Чебоксары, ул. М. Павлова, 19а».

        Данная реклама сопровождается изображением женщины с ребенком и выделена горизонтальной чертой зеленого цвета, которая отделяет рассматриваемый рекламный модуль от статьи «Нужно бы знать, чтоб не прогадать», представляющей собой советы генерального директора М. Вайтовича о правильном выборе финансовой организации.

        По окончании статьи «Нужно бы знать, чтоб не прогадать» на 7-й странице журнала «Моя империя» № 2 (84) за март 2015 года размещено поздравление с праздником 8-е марта М. Вайтовича, которое также выделено сверху и снизу черными горизонтальными линиями.

       Далее, внизу 7-й страницы, размещена мелким шрифтом следующая  информация:

«Общество с ограниченной ответственностью «Старт-Инвест». Внимание! Все расчеты являются ознакомительными и произведены в рублях для удобства предварительных расчетов. Все внутренние расчеты производятся в долларах США на день расчетов, а перечисления – в рублях РФ по курсу ЦБ РФ на день подачи заявления о перечислении (кроме рублевых тарифов). Расчеты не содержат комиссии и платежи (если таковые имеются), взимаемые третьими лицами за перечисление средств ООО «Старт-Инвест». Расчеты не являются офертой и служат для общего ознакомления с принципами расчетов и перечислений в ООО «Старт-Инвест». На ввод и вывод средств взимается комиссия на конвертацию – 2%, с дохода удерживается НДФЛ. Минимальный срок займа – 3 мес., минимальная сумма займа – 5000 руб. При расторжении договора до истечения трех месяцев проценты не начисляются, при досрочном расторжении срочных договоров процентная ставка - 15%–годовых. Доход 75,9% годовых – при капитализации процентов, без капитализации процентов – доход 60% годовых».

        В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама определяется как информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

         Информация, распространяемая ООО «Старт-Инвест» в рассматриваемом рекламном модуле, адресована неопределенному кругу лиц, указания «Доходность 5% в месяц» и «Ежемесячная капитализация (79,5% годовых)» привлекает внимание к оказываемой финансовой услуге и формирует у потребителей желание вложить деньги и получить дополнительный доход.

          Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона «О рекламе», поэтому является рекламой.          

         Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Федерального закона «О рекламе», которой определено, что реклама  должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.

   Частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

  В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц; финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе по выдаче кредитов (займов).

 В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна  содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.

В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. 

 В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

        Часть 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» устанавливает ответственность рекламодателя  за нарушение требований, определенных частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 18, пунктом 1 части 2 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».         

         Представитель ООО «Старт-Инвест», извещенного о времени и месте рассмотрения дела № 23-Р-2015 надлежащим образом,  на рассмотрение дела не явился; документы и материалы, затребованные определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе № 23-Р-2015 от 26.05.2015 г., определением об отложении рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе № 23-Р-2015 от 03.07.2015 г. в  Комиссию не представлены;  ходатайство  о переносе рассмотрения дела на более поздний срок в Комиссию не заявлялось.    

 В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.

        Согласно уведомлению о вручении Почты России, определение об отложении рассмотрения дела № 23-Р-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе исх. № 05-13/6054 от 06.07.2015 г., направленное по юридическому адресу ООО «Старт-Инвест», вручено 13.07.2015 г.

         Мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела № 23-Р-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от ООО «Старт-Инвест» в Комиссию не поступало.

         Учитывая вышеизложенное и руководствуясь пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия  приняла решение рассмотреть дело № 23-Р-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации в отсутствие представителя ООО «Старт-Инвест».        

   Изучив содержание рекламного модуля, размещенного на 6-й странице журнала «Моя империя» № 2 (84) за март 2015 года, Комиссия установила, что ООО «Старт-Инвест» гарантирует «доходность 5% в месяц» и при «ежемесячной  капитализации 79,5%  годовых)», при этом, по смыслу пункта 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в рекламе допустимо сообщать только о тех показателях эффективности деятельности (доходности вложений), которые могут быть определены на момент заключения соответствующего договора, и, следовательно, должны подтверждаться документально. Документального подтверждения такой доходности в Комиссию представлено не было.

  Кроме того, при указании  в данном рекламном модуле процентной ставки в размере «доходность 5%  в месяц», а при «ежемесячной капитализации 79,5% годовых», информация об иных существенных условиях, таких как срок, на который принимаются денежные средства граждан, минимальная сумма принимаемых свободных денежных средств, а также иные условия, влияющие на окончательную сумму доходов вкладчика, не указаны.

Так как реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться рекламируемой услугой, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Следовательно, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации об услуге приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

 В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

  Согласно части 4 статьи 54 ГК РФ, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

  Согласно части 2 статьи 1473 ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

  Потребителю важно знать, какое лицо делает заманчивое предложение о денежных вложениях. Поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

Следовательно, указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

В содержании рекламного модуля, размещенного на 6-й странице журнала «Моя империя» № 2 (84) за март 2015 года указано наименование «Старт-Инвест», при этом отсутствует организационно-правовая форма собственности юридического лица.

         Исходя из вышеизложенного,  в содержании рекламного модуля, размещенного на 6-й странице журнала «Моя империя» № 2 (84) за март 2015 года отсутствует часть существенной информации о рекламируемой финансовой услуге; об условиях предоставления данной услуги; о лице, оказывающем услуги, при этом искажается смысл информации, что может ввести в заблуждение потребителей рекламы.

  Ссылка директора ООО «Наследие" С.М. Суслина на возможность получения сведений о всех параметрах, определяющих стоимость финансовой услуги по приему денежных средств граждан, оказываемой  ООО «Старт-Инвест» в соответствии с тарифным планом  «Накопительный»  из информации, размещенной в нижней части 7-й страницы журнала «Моя империя» № 2 (84) за март 2015 года отклонена, так как исходя из императивного требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе в самой рекламе должна содержаться существенная информация, способная вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования.  

 Потребитель рекламы вправе рассчитывать на формирование неискаженного представления об услуге при восприятии конкретного рекламного модуля, а не совокупности всех распространенных  рекламных материалов.

  При этом следует учитывать то, что рекламная информация, размещенная  на 6-й странице журнала «Моя империя» № 2 (84) за март 2015 года, сообщает об условиях тарифного плана «Накопительный», в то время как  реклама, размещенная в нижней части 7-й страницы журнала «Моя империя» № 2 (84) за март 2015 года  не содержит ссылки на тарифный план «Накопительный».

         Чувашское УФАС России письмом исх. № 05-12/6137 от 08.07.2015 г. запросило у редакции журнала «Моя империя» ООО «Наследие» копию рекламного модуля рассматриваемой рекламы, предоставленного рекламодателем для распространения в журнале  «Моя империя» № 2 (84) за март 2015 года; копию договора  на производство и распространение вышеуказанной рекламы; письменное пояснение обстоятельств, связанных с производством и распространением рекламы в журнале  «Моя империя» № 2 (84) за март 2015 года.

         Согласно представленному в Комиссию редакцией журнала  «Моя империя» договору № 118/2014  от 02.02.2014 г., заключенному между ООО «Наследие»   (Рекламораспространитель) и ООО «Старт-Инвест» (Рекламодатель), Рекламораспространитель  по заданию Рекламодателя оказывает услуги по размещению рекламных и/или информационных материалов в средстве массовой информации – журнале  «Моя империя». 

         Исходя из вышеизложенного, содержание рекламы определялось ООО «Старт-Инвест», следовательно,  в соответствии с пунктом 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» данное общество несет ответственность за нарушение требований, определенных частью 7 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».         

          Комиссия, изучив материалы дела, пришла к выводу о нарушении требований, определенных частью 7 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в рекламе ООО «Строй-Инвест», распространенной  в марте 2015 года  журналом «Моя империя».

          В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является  ненадлежащей.

            Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

         На момент рассмотрения дела директор  ООО «Наследие" С.М. Суслин представил журнал «Моя империя» №№ 5-6 за июнь-июль 2015 г. в  доказательство того, что рассматриваемая реклама ООО «Старт-Инвест» не распространяется, в связи с чем Комиссия Чувашского УФАС России не установила необходимости выдачи предписания о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

          Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 

                             РЕШИЛА:

 

             1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Старт-Инвест», в связи с нарушением  требований, определенных частью 7 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

          2. Предписание    о    прекращении      нарушения      законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Старт-Инвест» не выдавать.

          3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу   Чувашского УФАС России  для   возбуждения  дела     об     административном       правонарушении, предусмотренном  статьей 14.3   Кодекса   Российской Федерации  об административных правонарушениях.                             

         

          Решение   может   быть   обжаловано  в  арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                          «…»                 

 

Члены Комиссии                                                                       «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны