Определение №05-13/7321 Определение Управления о прекращении дела в отношении ООО «Р... от 31 августа 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу № 29-Р-2015
10 августа 2015 г. г. Чебоксары
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
«…»
члены Комиссии:
«…»
в отсутствии:
представителя ООО «Республиканская аптека», извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,
заявителя – гр. «…», извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,
рассмотрев дело N 29-Р-2015, возбужденное в отношении ООО «Республиканская аптека» по факту распространения на фасаде магазина «Туслах» по адресу: ул. Эльгера, 20, г. Чебоксары рекламы аптечной сети «Ладушка» следующего содержания: «Аптека низких цен», размещенной на фоне горизонтальных полос белого, синего и красного цвета, с признаками нарушения требований, определенных пунктом 8 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,
УСТАНОВИЛА:
на основании обращения гр. «…» 29.04.2015 г. вх. № 05-13/3276, Чувашское УФАС России установило, что в апреле 2015 г. на фасаде магазина «Туслах» по адресу: ул. Эльгера, 20, г. Чебоксары распространялась реклама аптечной сети «Ладушка» следующего содержания: «Аптека низких цен».
Текст рекламы размещен на фоне горизонтальных полос белого, синего и красного цвета, которые вызывают ассоциацию с государственным флагом России.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
При этом под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в т.ч. спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В связи с вышеизложенным, к рекламе относятся направленные на продвижение на рынке адресованные неопределенному кругу лиц сведения:
- наименование товара (услуги) и/или его описание, характеристики, свойства;
- наименование юридического лица или названия его торгового предприятия, в том числе с указанием профиля его деятельности, контактной информацией;
- название мероприятия любого характера.
Рассматриваемая наружная реклама содержит информацию о виде деятельности (Аптека) и ценах на реализуемые лекарственные препараты (Аптека низких цен).
Таким образом, данная информация соответствует квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона «О рекламе», поэтому является рекламой.
В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций.
28.05.2015 г. Чувашское УФАС России рассмотрело содержание данной наружной рекламы на соответствие требованиям рекламного законодательства на заседании Экспертного совета по применению законодательства о рекламе в присутствии следующих лиц:
«…»
В результате рассмотрения наружной рекламы аптечной сети «Ладушка» 6 членов Экспертного совета из 8 присутствующих выразили мнение, что рассматриваемая реклама может быть расценена как реклама, размещенная на фоне государственного флага России, в чем усматривается нарушение пункта 8 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Часть 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» устанавливает ответственность рекламодателя за нарушение требований, определенных пунктом 8 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В смысле Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5 - 7 части 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").
Из письменного пояснения вх. № 05-13/6235 от 10.08.2015 г., представленного в Комиссию ООО «Республиканская аптека», следует, что общество для обозначения аптек сети «Ладушка» использует яркие цветовые гаммы (бело-сине-красную), при этом эти изображения не попадают под параметры государственного флага России, так как согласно статье 1 Федерального Конституционного закона № 1-ФКЗ «О государственном флаге Российской Федерации»:
«Государственный флаг РФ является официальным государственным символом РФ. Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3».
Таким образом, использование в рекламе бело-сине-красных полос не нарушает требования рекламного законодательства, поскольку федеральное законодательство запрещает использование именно самого флага как государственного символа, а не одинаковых с флагом цветов.
Использование в рекламе трехцветного изображения и словосочетания «Ладушка. Аптека низких цен» неоднократно проверялась территориальными управлениями Федеральной антимонопольной службы, в последний раз – Марийским УФАС России по делу № 03-18/09-2013, производство по которому подтвердило отсутствие нарушений при использовании трехцветного изображения, сходного с цветами государственного флага России, а также законность коммерческого обозначения «Ладушка. Аптека низких цен», в связи с чем 04.09.2013 г. вынесено определение о прекращении производства по делу.
ООО «Республиканская аптека» наряду с письменным пояснением представила в Комиссию следующие документы и материалы:
- фотографию фасада аптеки г. Чебоксары, ул. Эльгера, 20;
- фотографию горизонтального изображения фасада аптеки г. Чебоксары, ул. Эльгера, 20;
- фотографию вертикального изображения фасада аптеки г. Чебоксары, ул. Эльгера, 20;
- паспорт оформления аптеки «Ладушка»;
- копия патента Федеральной службы РФ по интеллектуальной собственности № 480588 на товарный знак «Ладушка. Аптека низких цен»;
- копия определения от 04.09.2013 Марийского УФАС России о прекращении производства по делу № 03-18/09-2013, возбужденному в связи с использованием в рекламе трехцветного изображения, сходного с цветами государственного флага России, а также коммерческого обозначения «Ладушка. Аптека низких цен».
Вместе с тем, ООО «Республиканская аптека» заявило ходатайство о проведении геральдической экспертизы в НП «Федерация судебных экспертов», в случае несогласия Комиссии с вышеприведенными доводами.
В соответствии с пунктом 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, производство по делу может быть прекращено в следующих случаях:
а) неподтверждение в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
б) ликвидация юридического лица, которое являлось стороной по делу и совершило действие, содержащее признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, если спорное правоотношение не допускает правопреемства;
в) смерть физического лица, которое являлось стороной по делу и совершило действие, содержащее признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
г) вступление в законную силу решения суда, арбитражного суда, в котором дана правовая оценка фактам, явившимся основанием для возбуждения дела;
д) принятие другим антимонопольным органом решения по фактам, явившимся основанием для возбуждения дела;
е) невозможность установления лица, нарушившего законодательство Российской Федерации о рекламе, в течение сроков, определенных пунктом 27 настоящих Правил;
ж) отмена противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, акта органа местного самоуправления до принятия антимонопольным органом решения.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь абзацем «д» пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
ОПРЕДЕЛИЛА:
- Ходатайство ООО «Республиканская аптека» о проведении геральдической экспертизы в НП «Федерация судебных экспертов» оставить без удовлетворения.
- В связи с принятием другим антимонопольным органом (Марийское УФАС России) решения по фактам, явившимся основанием для возбуждения дела производство по делу № 29-Р-2015, возбужденному в отношении ООО «Республиканская аптека» по признакам нарушения требований, установленных пунктом 8 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», прекратить.
Председатель Комиссии «…»
Члены Комиссии: «…»