Решение №05-13/7322 Решение Управления в отношении ООО «Медиа Маркт Сатурн» от 31 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ  

                                                                                              Дело  № 31-Р-2015

 

10 августа 2015 г.                                                                              г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 04 августа 2015 г.                                                                               

Решение изготовлено в полном объеме  10 августа 2015 г.

 

 

          Комиссия  Чувашского УФАС    России  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

          председатель Комиссии – «…»

          члены Комиссии:

          «…»

         рассмотрев  дело N 31-Р-2015, возбужденное в отношении ООО «Медиа Маркт Сатурн» по факту  распространения на территории г. Чебоксары в мае 2015 г. рекламных листовок общества, содержащих рекламу «Кредит 0-0-12», с признаками нарушения требований, определенных частью 1 статьи 28, частью  3 статьи 28, частью  7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

          в присутствии  представителя ООО «Медиа Маркт Сатурн» «…»

         в отсутствии заявителя -  гр. «…»

 

УСТАНОВИЛА:

          

          в Чувашское УФАС России поступило заявление гр. «…» (вх. 05-17/147  от 12.05.2015 г.) о распространении  ООО «Медиа Маркт Сатурн» в мае 2015 г. рекламы следующего содержания: «с 1 мая по 27 мая 2015 г. Только в розничных магазинах  0% рассрочка 0% переплата  0%  первоначальный взнос до 12 мес. + 1000 подарочная карта. Карта действительна до 30.06.2015 при покупке товара в кредит стоимостью от 3000 рублей».

         Данная реклама распространялась на рекламных листовках по почтовым ящикам жителей г. Чебоксары, в том числе по адресу: б-р М. Денисова, д.6, кв.46, Б.О. Фисенко.

 Из обращения гр. «…» следует, что данная реклама является ненадлежащей, так как реклама предлагает «рассрочку 0%», при этом фактически товары приобрести можно только в кредит.

 Таким образом, по мнению заявителя, реклама «Только в розничных магазинах  0% рассрочка 0% переплата  0%  первоначальный взнос до 12 мес. + 1000 подарочная карта» является недостоверной рекламой и вводит в заблуждение покупателей.

         При этом из пояснений ООО «Медиа Маркт Сатурн» следует, что листовки с рекламой «Только в розничных магазинах  0% рассрочка 0% переплата  0%  первоначальный взнос до 12 мес. + 1000 подарочная карта» распространялись в г. Чебоксары 09.05.2015 г.

        Объектом рекламирования в указанной рекламе являлась финансовая услуга, а именно кредит, предоставляемый ООО «Русфинанс Банк» в рамках акции «Кредит 0-0-12».

        В первоначальном макете рекламной листовки, подготовленном центральным офисом ООО «Медиа-Маркт-Сатурн», присутствовали пояснения следующего содержания:

«Сроки проведения акции: с 23.04.2015 г. по 27.05.2015 г. Каждый покупатель, которому выдается  кредит 0-0-6/12  получает подарочную карту 1000 рублей, которую можно использовать при последующей покупке от 3000 рублей с 28.05.15 по 30.06.15. Подробная информация о правилах акции в магазинах Медиа Маркт. Описание финансовых услуг ООО «Русфинанс Банк», лицензия ЦБ РФ № 1792 от 13.02.2013 г.: минимальная и максимальная сумма кредита: 0-0-6  - от 2250 до 180000 рублей; 0-0-12  - от 5000 до 180000 рублей. Процентная ставка по кредитным продуктам: 0-0-6 – 29%;  0-0-12 – 31%. Первоначальный взнос – 0% от стоимости товара. Срок кредита 6, 12 месяцев.    ООО «Медиа-Маркт-Сатурн» предоставляет покупателям такую скидку с цены товара, чтобы итоговая сумма кредита с учетом суммы процентов не превышала первоначальную стоимость товара. Банк вправе отказать в предоставлении кредита. При погашении кредита через иные кредитные организации, платежные системы, Почту России взимается комиссия в установленном размере. Подробности уточняйте у консультантов банка».

        Таким образом, в первоначальном варианте  макета рекламной листовки имелась полная информация для покупателей о кредитном продукте «Кредит 0-0-12»; лице, предоставляющем данный кредитный продукт; о сроках и условиях проведения данной акции.

        При форматировании макета в локальную листовку указанные пояснения были удалены.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

          Распространяемая ООО «Медиа Маркт Сатурн» информация  «Только в розничных магазинах  0% рассрочка 0% переплата  0%  первоначальный взнос до 12 мес. + 1000 подарочная карта»  направлена   на формирование у потребителей желания приобрести бытовые товары именно в данном гипермаркете, сообщения  об условиях рассрочки  и подарочной карте привлекают внимание потребителей и способствует продвижению данных товаров на рынке аналогичных товаров.

        Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона «О рекламе», поэтому является рекламой.

        Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Федерального закона «О рекламе», которой определено, что реклама  должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.

   Частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

   В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц; финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе по выдаче кредитов (займов).

Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Потребителю важно знать, какое лицо делает предложение, связанное с денежными отношениями. Поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

Следовательно, указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Торговые и сервисные организации, рекламирующие товары, которые можно приобрести в кредит, без указания на кредитную организацию или банк, которые предоставляют кредит, не являются кредитными организациями, соответственно при сообщении сведений о предоставлении товарного кредита без указания на кредитную организацию или банк такая реклама нарушает требования части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Одновременная реализация организацией товаров как на условиях рассрочки (отсрочки) платежа, так и посредством привлечения кредитных ресурсов банка не исключает соответствующего требования об указании в рекламе наименования или имени лица, оказывающего финансовые услуги. Рекламный текст должен содержать сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком, от продажи организацией (не финансовой организацией) товаров в рассрочку или кредит. Указанная информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и лиц, предоставляющих кредит. Приобретение товара или услуг с оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца может рассматриваться потребителем как более выгодные условия, нежели приобретение товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией.

Таким образом, часть 1 статьи 28 корреспондирует с нормой части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", которая не допускает отсутствие в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители.

В рассматриваемой рекламе «Только в розничных магазинах  0% рассрочка 0% переплата  0%  первоначальный взнос до 12 мес. + 1000 подарочная карта» ООО «Медиа Маркт Сатурн» не указало, что товары фактически приобретаются в кредит, который предоставляет ООО «Русфинанс Банк», что приводит к неоднозначному пониманию рекламы потребителями и может ввести в заблуждение.

Частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита (займа), пользованием им и погашением кредита (займа), содержит, хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

 В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита (займа), пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита  (займа) для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита (займа) может привести к искажению сути рекламируемой финансовой услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

 К условиям, влияющим на стоимость кредита (займа), в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита (займа), платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (займа) - по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.

        В рекламе ООО «Медиа Маркт Сатурн»   указан срок предоставления кредита, предоставляемого  ООО «Русфинанс Банк» – 12 мес., при этом иные условия, влияющие  на стоимость данного кредита, не указаны.

       Следовательно, реклама, распространяемая ООО «Медиа Маркт Сатурн»,  содержит признаки нарушения части 1 статьи 28, части 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

        Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушения требований, установленных частью 1 статьи 28, частью  3 статьи 28, частью  7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несёт рекламодатель.       

        В смысле Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5 - 7 части 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").                 

Представитель ООО «Медиа Маркт Сатурн» признала нарушение требований рекламного законодательства, допущенное при распространении на территории г. Чебоксары в мае 2015 г. рекламных листовок общества, содержащих рекламу «Кредит 0-0-12».

Пояснила, что у ООО «Медиа Маркт Сатурн» на настоящий момент имеется 66 действующих магазинов «Медиа Маркт», являющихся филиалами ООО «Медиа Маркт Сатурн», которые находятся в различных городах России.

Филиалы ведут свою хозяйственную деятельность самостоятельно и самостоятельно определяют, какие товары рекламировать и каким способом.

Рекламная листовка «Только в розничных магазинах рассрочка + подарочная карта» изготовлена и распространена по инициативе Филиала «Медиа Маркт Чебоксары 1».

 Ответственным должностным лицом в данном случае является директор Филиала «Медиа Маркт Чебоксары 1» «…».

       Пояснила, что в пункте 7.7 Положения о Филиале «Медиа Маркт Чебоксары 1» указано: «Директор филиала несет ответственность за соблюдением Филиалом нормативных требований в следующих сферах: охрана труда, пожарная безопасность и электробезопасность, промышленная безопасность, охрана окружающей среды, миграционный учет, трудовое законодательство, антимонопольное законодательство, законодательство в сфере защиты прав потребителей, валютный контроль, бухгалтерский учет доходов и расходов, налоговый учет, статистический учет, метрологический контроль и учет, а также ответственность за соблюдение нормативных требований в любых иных применимых сферах деятельности Филиала».

Рассматриваемые рекламные листовки «Только в розничных магазинах рассрочка + подарочная карта» напечатаны в соответствии с договором с ООО «Полиграфическая компания НН ПРЕСС» № 07 от 11.01.2013 г.

Указанный договор является рамочным, при этом отдельные заказы направляются по электронной почте. Подтверждением исполнения заказа является счет на оплату № 350  от 07.05.2015 г. и Универсальный передаточный документ от 07.05.2015 г. с подписью сотрудника  Филиала «Медиа Маркт Чебоксары 1».

Рекламные  листовки «Только в розничных магазинах рассрочка + подарочная карта» распространены в соответствии с договором с ИП Кононовым С.Ю. № 1 от 22.04.2015 г., который также заключил  директор Филиала «Медиа Маркт Чебоксары 1» «…».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

В доказательство изложенного, представитель ООО «Медиа Маркт Сатурн» представила в Комиссию:

приказ о переводе работника на другую работу – на должность директора Филиала «Медиа Маркт Чебоксары 1»;

доверенность на право действовать в качестве директора Филиала «Медиа Маркт Чебоксары 1»;

Положение о Филиале «Медиа Маркт Чебоксары 1»;

копию договора с ООО «Полиграфическая компания НН ПРЕСС» № 07 от 11.01.2013 г. с копиями счета на оплату № 350  от 07.05.2015 г. и Универсального передаточного документа от 07.05.2015 г. с подписью сотрудника  Филиала «Медиа Маркт Чебоксары 1»;

копию договора с ИП Кононовым С.Ю. № 1 от 22.04.2015.

          Комиссия, изучив материалы дела, пришла к выводу о нарушении требований части 1 статьи 28, части  3 статьи 28, частью  7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе ООО «Медиа Маркт Сатурн», распространяемой в виде рекламных листовок  на территории г. Чебоксары  в мае 2015 г.

          В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является  ненадлежащей.

            Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

          На момент рассмотрения дела ООО «Медиа Маркт Сатурн» не представило  доказательств того, что рассматриваемая реклама не распространяется, в связи с чем Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдать предписание о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

         Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 

                            РЕШИЛА:

 

            1. Признать ненадлежащей печатную рекламу ООО «Медиа Маркт Сатурн», распространяемую в виде рекламных листовок  на территории города Чебоксары  в мае 2015 г.,  в связи с нарушением требований, установленных частью 1 статьи 28,  частью  3 статьи 28,  частью  7 статьи 5

Федерального закона «О рекламе».

          2. ООО «Медиа Маркт Сатурн» выдать предписание     о      прекращении      нарушения      законодательства Российской Федерации о рекламе.  

           3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу   Чувашского УФАС России  для   возбуждения  дела     об     административном       правонарушении, предусмотренном  статьей 14.3   Кодекса   Российской Федерации  об административных правонарушениях.                               

           Решение   может   быть   обжаловано  в  арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                     «…»

 

Члены Комиссии:                                                                           «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны