Решение №05-13/7845 Решение Управления в отношении физического лица от 3 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ  

                                                                                              Дело  № 17-Р-2015

 

31 августа 2015 г.                                                                              г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 25 августа 2015 г.                                                                               

Решение изготовлено в полном объеме  31 августа 2015 г.

 

 

          Комиссия  Чувашского УФАС    России  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

          председатель Комиссии – «…»

          члены Комиссии:

«…»

         рассмотрев  дело N 17-Р-2015, возбужденное в отношении  «…»  по факту  распространения в    газете «ПРО-Город» № 5  (232) от 07.02.2015 г. на 17-й странице рекламы финансовых услуг ООО «Кедр живи в достатке» с признаками нарушения требований, определенных пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

          в присутствии  «…»        

 

УСТАНОВИЛА:

          

 в связи с обращением Отделения – Национального банка по Чувашской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – Отделение – НБ Чувашская Республика) от 27.03.2015 г. вх. № 05-13/2166,  Чувашское УФАС России установило, что в    газете «ПРО-Город» № 5  (232) от 07.02.2015 г. на 17-й странице размещена реклама финансовых услуг следующего содержания: 

 

«  КЕДР                                                                               Работаем с 2012 года

    Живи в Достатке     

                                                                                           Компания (ООО) Кедр

                                                                   ул. К. Маркса, д.52, корп.2, офис 112     

 

ВЫГОДНЫЕ   СБЕРЕЖЕНИЯ

нам доверяют до 36% годовых

компания выплачивает клиенту проценты за пользование личными

сбережениями  сразу  за весь срок размещения сбережений по дого

вору займа,  проценты за  пользование личными сбережениями сос

тавят до 36% годовых, начисляются ежемесячно  с капитализацией

при  досрочном  расторжении договора  займа, проценты за пользо

вание сбережениями составят 6% годовых www.jivakedr.com

 

индивидуальное страхование

личных  сбережений СК ФИНРОС

21-57-32, 22-92-55».

 

          Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.  

   Изучив содержание данной рекламы финансовых услуг, Чувашское УФАС России установило, что рассматриваемый рекламный модуль:

публично распространен в печатном средстве массовой информации –    газете «ПРО-Город» (№ 5 (232) от 07.02.2015 г.);

предназначен для неопределенного круга лиц;

преследует цель обратить внимание на финансовую услугу по привлечению  денежных  средств  граждан (физических лиц) с целью получения дохода;

направлен на продвижение финансовой услуги на рынке аналогичных финансовых услуг,  так  как в публикации содержится информация о высоких процентах дохода (до 36 % годовых), а также контактная информация.

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона «О рекламе», поэтому является рекламой.  

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

 Частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

  В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц; финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе по выдаче кредитов (займов).

 В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

  При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

  Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является финансовая  услуга  по привлечению сбережений граждан (физических лиц), которые оформляются  в виде договора займа.

  Данная реклама финансовых услуг по приему сбережений  граждан (физических лиц)  содержит информацию о максимальной процентной ставке «до 36  % годовых», а информация об иных существенных условиях, таких как срок, на который принимаются сбережения граждан,  минимальная и максимальная сумма принимаемых свободных денежных средств, а также иные условия, влияющие на окончательную сумму доходов,  которые получат воспользовавшиеся услугами лица, не указаны. 

 Так как реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться рекламируемой услугой, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Следовательно, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации об услуге приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

        Таким образом, в содержании рекламы  финансовых услуг  указаны неполные сведения об условиях привлечения свободных денежных средств граждан по договору займа  по процентной ставке «до 36 % годовых», что может привести к искажению сути рекламируемой финансовой услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

        Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушения требований, установленных пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несёт рекламодатель.

        Исходя из контактной информации, представленной в верхней части рассматриваемой рекламы, а именно, адреса: ул. К. Маркса, д.52, корп.2, офис 112, г. Чебоксары, 428000, рекламодателем является ООО «Кедр Живи в достатке» (сокращенное наименование ООО «Кедр» согласно сведениям из ЕГРЮЛ).

        Кроме того, рассматриваемая реклама содержит товарный знак ООО «Кедр Живи в достатке» в виде круга с полосками, наименование общества «Кедр Живи в достатке» без указания организационно-правовой формы и сокращенное наименование ООО «Кедр».

        Из обращения Отделения – НБ Чувашская Республика от 27.03.2015 г. вх. № 05-13/2166 следует, что ООО «Кедр Живи в достатке» внесено в реестр микрофинансовых организаций (регистрационный № записи 651303397004517).

 В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона № 151 «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрофинансовая организация не вправе привлекать денежные средства физических лиц. Данное ограничение не распространяется на привлечение денежных средств физических лиц:

- являющихся учредителями (членами, участниками, акционерами) микрофинансовой организации;

- предоставляющих денежные средства микрофинансовой организации на основании договора займа в сумме 1 500 000 руб. или более по одному договору займа с одним заимодавцем.

 Следовательно, общество с ограниченной ответственностью, внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций, привлекать заемные денежные средства физических лиц не вправе, за исключением вышеуказанных случаев (п. 1 ст. 12 Закона N 151-ФЗ).

        В рассматриваемой рекламе ООО «Кедр Живи в достатке» финансовые услуги по привлечению сбережений граждан (физических лиц) предлагаются потребителям рекламы без каких-либо ограничений.

        В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

        Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушения требований, установленных частью 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несёт рекламодатель.

        ООО «Кедр Живи в достатке», извещенное о времени и месте рассмотрения дела № 17-Р-2015 надлежащим образом, своего представителя в Комиссию не направило; материалы и документы, затребованные определением об отложении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 10.04.2015 года и  определением об отложении рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 28.04.2015 г. общество также не представило. 

         В связи  с непредставлением ООО «Кедр Живи в достатке» документов, необходимых для рассмотрения дела № 17-Р-2015, Чувашское УФАС России письмом от 21.05.2015 г. исх. № 05-13/4575 затребовало у редакции газеты «ПРО – Город Чебоксары» следующие документы и материалы:

копию рекламного модуля рассматриваемой рекламы, предоставленного рекламодателем для распространения в газете «ПРО-город»;

копию договора  на производство и распространение вышеуказанной рекламы;

письменное пояснение обстоятельств, связанных с производством и распространением рекламы ООО «Кедр Живи в достатке».

         Редакция газеты «ПРО – Город Чебоксары» в соответствии с требованием о предоставлении информации письмом от 29.05.2015 г. вх. № 05-13/4150 сообщило, что реклама финансовых услуг  ООО «Кедр Живи в достатке» размещена в газете на основании договора с «…» и рекламным агентством ИП Злыденная И.А. и предоставила копию договора на размещение рекламы; копию заявки на размещение; копия акта выполненных работ; копию счета; копию согласованного рекламного макета.  

         В смысле Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5 - 7 части 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").                 

         Из документов и материалов, представленных в Комиссию рекламным агентством ИП Злыденная И.А. следует, что именно «…» определил содержание рассматриваемой рекламы финансовых услуг.

         Таким образом, в смысле статьи 3 Федерального закона «О рекламе»  «…» является рекламодателем.

«…» признал нарушение требований рекламного законодательства, допущенное при распространении  в    газете «ПРО-Город» № 5  (232) от 07.02.2015 г. на 17-й странице рекламы финансовых услуг ООО «Кедр живи в достатке» и  ООО  «Кедр».

   Пояснил, что на момент рассмотрения дела данная реклама не распространяется. В доказательство представил в Комиссию газету «ПРО-Город» №№ 29, 31, 33 от 25.07.2015, от 08.08.2015, от 22.08.2015 г. г.

          Комиссия, изучив материалы дела, пришла к выводу о нарушении требований пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе финансовых услуг, распространенной  в    газете «ПРО-Город» № 5  (232) от 07.02.2015 г. на 17-й странице «…»

          В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является  ненадлежащей.

           Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

         На момент рассмотрения дела  «…» представил  доказательства того, что рассматриваемая реклама не распространяется, в связи с чем Комиссия Чувашского УФАС России не установила необходимости выдачи предписания о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

         Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 

                            РЕШИЛА:

 

             1. Признать ненадлежащей рекламу финансовых услуг, распространенную в    газете «ПРО-Город» № 5  (232) от 07.02.2015 г. на 17-й странице «…», в связи с нарушением требований, установленных пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 7 статьи 5, частью 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

          2. «…» предписание     о      прекращении      нарушения      законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.  

          3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу   Чувашского УФАС России  для   возбуждения  дела     об     административном       правонарушении, предусмотренном  статьей 14.3   Кодекса   Российской Федерации  об административных правонарушениях.                               

           Решение   может   быть   обжаловано  в  арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                     «…»

 

Члены Комиссии:                                                                           «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны