Решение №05-13/8768 Решение Управления в отношении ООО «Юридическая консультация... от 1 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

29 сентября 2015 г.                                                                                          г. Чебоксары

     

  Дело № 32-Р-2015

                     Резолютивная часть решения оглашена 15.09.2015

                     Решение в полном объеме изготовлено  29.09.2015

 

          Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии «…»

члены Комиссии:

«…»

рассмотрев дело № 32-Р-2015, возбужденное в отношении ООО «Юридическая консультация  «Защита прав призывников и военнослужащих» (далее Общество, ООО «ЮК «Защита прав призывников и военнослужащих») по факту распространения в газете «PRO Город Чебоксары» от 25.04.2015  рекламы юридических услуг Общества,  содержащей признаки  нарушения пунктов 1, 20 части 3 статьи 5, пункта 1 части 4 статьи  5   Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии:

«…»

в отсутствии представителей прокуратуры Московского района города Чебоксары,  ФКУ «Военный комиссариат Чувашской Республики» и ИП Кононова С.Ю.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

  В Чувашское УФАС России из прокуратуры Московского района города Чебоксары Чувашской Республики поступила информация (исх. № 1596Ж-2015 от 17.06.2015), зарегистрированная от 22.06.2015 вх. № 22.06.2015, о  распространении ООО «Юридическая консультация «Защита прав призывников и военнослужащих» недостоверной рекламы.

  По результатам проверки, проведенной прокуратурой Московского района города Чебоксары Чувашской Республики, в связи с обращением военного комиссара Чувашской Республики «…»., установлено следующее.

  В газете «PRO Город Чебоксары» от 25.04.2015 опубликована статья под названием «Открылось Общество защиты прав призывников и военнослужащих» (автор Сергей Иванов).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, поскольку обладает всеми квалифицирующими признаками данного понятия.   

  В силу пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения  о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, а также об  изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

          В силу  пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»  реклама  не должна побуждать  к совершению противоправных действий..

  Представитель ООО «ЮК «Защиты прав призывников и  военнослужащих» «…» пояснила, что общество является единственной на сегодняшний день организацией в Чебоксарах, оказывающей юридическую помощь призывникам и военнослужащим. В информационно-телекоммуникационной сети Интернет размещена информация об организациях, оказывающих юридическую помощь призывникам.  Путем обзванивания некоторых из указанных организаций  ООО «ЮК «Общество защиты прав призывников и военнослужащих» установило, что на  самом деле ни одна из них не оказывает юридических услуг призывникам и военнослужащим.

  ООО «Юридическая консультация «Защита прав призывников и военнослужащих» не является медицинской организацией и не имеет лицензии на право осуществления медицинской деятельности. Клиенты направляются на медицинские обследования в медицинские учреждения Республики Татарстан, юристы общества сами обследований не проводят и диагнозы не ставят.

  Кроме того, утверждение о том, что вывоз на прохождение любых призывных мероприятий осуществляется только после окончания студентом высшего учебного заведения» основано на нормах права, поскольку согласно разделу II (статья 9) и разделу IV Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» первоначальная постановка на воинский учет подлежат    16-17-летние  юноши, а призыву на военную службу граждане от 18 до 27 лет.

  Представитель ООО «Юридическая консультация «Защита прав призывников и военнослужащих» «…» пояснил, что  рассматриваемую статью под названием «Открылось Общество защиты прав призывников и военнослужащих» для ООО «ЮК  «Защита прав призывников и военнослужащих» написал он сам. Размещение статьи  в газете «PRO Город Чебоксары» от 25.04.2015  было согласовано между ООО «Юридическая консультация «Защита прав призывников и военнослужащих» и ООО «Группа компаний  «НИКАР», что подтверждается представленным в материалы дела письмом ООО «Юридическая консультация «Защита прав призывников и военнослужащих» от 21.04.2015 б/н.

  Комиссия, изучив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон пришла к следующему.

  В рассматриваемой рекламе ООО «ЮК «Защита прав призывников и военнослужащих»  позиционирует себя как единственную в Чувашии компанию, оказывающую юридическую помощь призывникам и военнослужащим.          

  Распространенная обществом реклама не соответствует действительности и создает у потребителя устойчивое однозначное убеждение в том, что только рекламируемая организация  оказывает юридические услуги призывникам и военнослужащим.

  Кроме того, ООО «ЮК «Общество защиты прав призывников и  военнослужащих»  утверждает: «Задача компании – выявить реально существую-щие заболевания и доказать их в соответствующих органах».

          В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федеральный закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.

  В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

  В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»  медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

          Из содержания рекламы следует, что данная организация не является медицинской организацией, не имеет соответствующей лицензии  и, следовательно, не имеет права осуществлять медицинскую деятельность по выявлению заболеваний.

  Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требования пунктов 1, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку содержит несоответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, а также  о лице, оказывающем рекламируемые услуги.

          В силу  пункта 1 части 4 статьи 5 Закона о рекламе  реклама  не должна побуждать  к совершению противоправных действий..

  Данная норма закрепляет принцип лояльности рекламы,  содержание которого составляет верность правомерному поведению, корректное и благожелательное отношение к потребителю, неприятие насилия и жестокости.

  Гражданское общество заинтересовано в соблюдении установленного правопорядка, в уважении к закону, поэтому поведение, не выражающее уважения к праву вообще, в рекламе недопустимо и  находится за пределами его лояльности.

  Законодательство о рекламе рассматривает потребителей рекламы как лиц, подпадающих под влияние рекламы и подверженных ее влиянию, следствием чего является или может явиться соответствующее воздействие рекламы на них. Такой подход к поведенческой характеристике потребителей дает основания полагать, что реклама способна побудить потребителей не только к приобретению рекламируемого товара, но и к совершению иных, напрямую не связанных с приобретением товара действий, о которых он получил представление из рекламы.

  Следуя принципу верности правомерному поведению, реклама ввиду ее публичности и многократности воспроизведения способна оказать влияние на процесс становления правомерного поведения в обществе, закрепить в сознании потребителей поведенческую привычку следовать установленным нормам поведения. В противном случае реклама может привести к антиобщественным проявлениям.

В рассматриваемой рекламе  содержится обращение к студентам и учащимся выпускных курсов:  «Часто студентам последних курсов  приходится тратить время на походы в военкомат для прохождения мероприятий, связанных с призывом. Запомните, если  вы являетесь учащимся выпускного курса, вызов для прохождения любых призывных мероприятий осуществляется только после окончания вами высшего учебного заведения! По закону любой выпускник имеет право  на каникулы после защиты  диплома».

  Вместе с тем, согласно пункту 10 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе,  утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 400, оповещение граждан, подлежащих постановке на воинский учет, осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с первоначальной постановкой на воинский учет.

  Вручение гражданам, подлежащим первоначальной постановке на воинский учет, повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, в которых граждане работают (учатся), как правило, не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки на комиссию по постановке граждан на воинский учет. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане, не обучающиеся в образовательных учреждениях.

  Граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях, вызываются, как правило, по группам (классам) в один день. Для этой категории граждан дни явки устанавливаются военным комиссариатом по предварительному согласованию с руководителями образовательных учреждений.

  Следовательно, рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 1 части 4 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку содержит сведения не соответствующие действующему законодательству о воинском учете  и  призывает учащихся и студентов не являться на комиссию  по постановке на воинский учет.

  Доказательств  соответствия действительности  вышеуказанных утверждений, содержащихся в рекламной статье,  ООО «Юридическая консультация «Защита прав призывников и военнослужащих» в материалы дела не представило.

  Комиссия, прослушав в заседании аудиозаписи телефонных разговоров  директора ООО «ЮК «Защита прав призывников и военнослужащих» «…» с неустановленными лицами, не считает необходимым приобщить их к материалам дела, поскольку они не являются доказательствами, подтверждающими то обстоятельство, что ООО «ЮК «Защита прав призывников и военнослужащих» является единственной на сегодняшний день организацией в Чебоксарах, оказывающей юридическую помощь призывникам и военнослужащим.

  Ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

  Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 настоящего Федерального закона, несет рекламодатель.

  В силу  пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

  Рекламораспространитель - ИП Кононов С.Ю. (исполнитель) представил в материалы дела    копию договора от 20.04.2015 № 61, заключенного с ООО «Группа компаний «НИКАР» (заказчик). В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 названного договора исполнитель по заданию заказчика возмездно выполняет работы и /или услуги по производству и размещению рекламных и/или информационных материалов (далее материалы) в СМИ – газете «PRO  Город Чебоксары». Работы и/или услуги по производству и размещению материалов производятся исполнителем на основании заявки заказчика, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора  и содержащей конкретные указания заказчика на объем и характер поручаемых работ и/или услуг, а также сроки, периодичность выполнения, способ размещения материалов и иные условия.

   Из письменного пояснения ООО «Группа компаний «НИКАР»  (исх. № 245 от 03.09.2015; вх. № 05-13/6997 от 04.09.2015) следует, что между ООО «ЮК «Защита прав призывников и военнослужащих» и ООО «Группа компаний «НИКАР»  заключен агентский договор от 21.04.2015, согласно которому  в обязанности ООО «Группа компаний «НИКАР» входит поиск и привлечение клиентов посредством различных информационных ресурсов, в том числе СМИ. Размещение любой информации согласно данному договору подлежит обязательному  согласованию с ООО «ЮК «Защита прав призывников и военнослужащих». Рассматриваемая рекламная статья была согласована с ООО «ЮК «Защита прав призывников и военнослужащих» посредством электронной почты 21.04.2015. Согласованный текст статьи  был перенаправлен в газету «PRO Город Чебоксары» для публикации.        

   В связи с тем, что  с редакцией газеты «PRO Город Чебоксары» (ИП Кононов С.Ю.) уже был заключен договор от 20.04.2015 № 61 на оказание услуг по производству и размещению рекламных и/или информационных материалов, с целью экономии времени  рассматриваемую статью под названием «Открылось Общество защиты прав призывников и военнослужащих» (автор Сергей Иванов) разместили в рамках названного договора. Исходя из изложенного ООО «Группа компаний «НИКАР» является агентом ООО «ЮК «Защита прав призывников и военнослужащих», а не рекламодателем.

  Прокуратурой Московского района города Чебоксары в ходе прокурорской проверки установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «ЮК «Общество защиты прав призывников и военнослужащих».

  В заседании комиссии представители ООО «ЮК «Защита прав призывников и военнослужащих»  «…» подтвердили, что объект рекламирования и содержание рекламы  было определено Обществом.

  Следовательно, рекламодателем рекламной статьи  под названием «Открылось Общество защиты прав призывников и военнослужащих», опубликованной в  газете «PRO Город Чебоксары» от 25.04.2015, является именно ООО «Защита прав призывников и военнослужащих».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе, вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В связи с тем, что публикация рассматриваемой рекламы носила разовый характер, Комиссия не считает необходимым выдать ООО «ЮК «Защита прав призывников и военнослужащих»  предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

            Руководствуясь  частью  2  пункта  1 статьи  33,  частью 1 статьи 36 Федераль-ного  закона «О рекламе»  и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения  законода-

тельства  Российской Федерации о рекламе, Комиссия

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

РЕШИЛА:

         

          1. Признать ненадлежащей рекламу юридических услуг ООО «Юридическая консультация «Защита прав призывников и военнослужащих»,  распространенную в газете  «PRO Город Чебоксары» от 25.04.2015,  поскольку в ней нарушены требования  пунктов 1, 20 части 3 статьи 5, пункта 1 части 4 статьи 5     Федерального закона  «О рекламе».

          2. Не выдавать ООО «Юридическая консультация «Защита прав призывников и военнослужащих» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации  о рекламе.

          3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правона-рушениях.

          Решение может  быть обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель  Комиссии                                                                                  «…»

 

Члены Комиссии                                                                                                 «…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны