Решение №05-13/8830 Решение Управления в отношении физического лица от 13 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ  

                                                                                              Дело  № 34-Р-2015

 

29 сентября 2015 г.                                                                              г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 29 сентября 2015 г.                                                                               

Решение изготовлено в полном объеме  30 сентября 2015 г.

 

 

          Комиссия  Чувашского УФАС    России  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

          председатель Комиссии – зам. руководителя Управления Федеральной антимонопольной      службы     по      Чувашской     Республике   -    Чувашии «…»

          члены Комиссии:

«…»

  рассмотрев  дело N 34-Р-2015, возбужденное в отношении «…»  по факту распространения рекламы услуг по профилактике заболеваний органов дыхания с признаками нарушения требований, определенных частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», 

         в присутствии     гр. «…»,

         в отсутствии заявителя – «…», извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

          

        на основании обращения гр. «…» вх. № 05-17/203 от 16.07.2015, Чувашским УФАС России установлено, что в июле 2015 г. в доме № 20 по улице Мичмана Павлова г. Чебоксары по почтовым ящикам в подъезде распространялись листовки с рекламой сети соляных пещер  «Доктор Соль» следующего содержания:

« Доктор Соль

Сеть соляных пещер

Предъявителю купона скидка 20 %

Акция действительна до 15 июля

Профилактика

- Снижение общего и местного иммунитета организма

- Заболеваний органов дыхания (грипп, ОРВИ, ОРЗ, астма, бронхит)

- Заболевание ЛОР-органов

- Кожных заболеваний

- Заболеваний сердечно-сосудистой системы

- Заболеваний нервной системы (хроническая усталость, дистония)

 

ул. Гузовского, д.16, тел. 22-83-52

ул. Унивеситетская, д.38, корп.1, тел. 29-30-10

ул. Энтузиастов, д.34, тел. 22-80-96

 

Обязательная предварительная запись по телефону

 

Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста

 

Первый сеанс бесплатно».

 

    В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.  

  Информация о сети соляных пещер  «Доктор Соль»,  распространяемая по почтовым ящикам в подъезде в виде листовок, направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться указанными услугами по профилактике заболеваний органов дыхания, сообщение о предоставлении скидки в размере 20 % до 15 июля, а также информация о том, что «Первый сеанс бесплатно» привлекает внимание к этим услугам, вызывает интерес у неопределенного круга лиц и способствует продвижению этих услуг на рынке аналогичных медицинских услуг.

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона «О рекламе», поэтому является рекламой.

В соответствии с пунктом 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

         Листовки с рекламой сети соляных пещер  «Доктор Соль» содержат предупреждение «Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста», при этом данному предупреждению отведено менее 5 % рекламной площади листовки.

  Исходя из вышеизложенного, реклама сети соляных пещер  «Доктор Соль»  содержит нарушение части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».      

         Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушения требований, установленных частью  7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», несёт рекламодатель.        

          «…» сообщил, что в июле 2015 г. действительно изготовил и распространил в доме № 20 по ул. М. Павлова г. Чебоксары по почтовым ящикам в подъездах листовки с информацией об открытии сети соляных пещер «Доктор Соль». При этом выразил мнение, что технология отпуска оздоровительных процедур, предоставляемых в галокамере «Доктор Соль»  относится к разделу аэровалеологии  и не требует  лицензирования, так как не является медицинской услугой.    

         Чувашское УФАС России письмом исх. № 05-13/7141 от 06.08.2015 г. затребовало у Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики представить информацию о том, является ли деятельность по профилактике заболеваний органов дыхания методом «Соляной пещеры» медицинской услугой.

         Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики письмом вх. № 05-13/6456  от 17.08.2015 сообщило, что галотерапия является одним из методов физиотерапии, основанным на использовании искусственного микроклимата, близкого по параметрам к условиям подземных соляных спелеолечебниц, при этом основным действующим фактором является аэрозоль хлорида натрия, искусственно создаваемый в галокамере (соляной пещере).

          Исходя из вышеизложенного, указанная в распространенных листовках деятельность по профилактике заболеваний органов дыхания методом «Соляной пещеры» является медицинской услугой.

          «…» не признал нарушение части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», допущенное им при распространении листовок с рекламой сети соляных пещер  в июле 2015 г. в доме № 20 по улице Мичмана Павлова г. Чебоксары по почтовым ящикам в подъезде.

         По мнению «…»,  оздоровительные процедуры по профилактике заболеваний органов дыхания методом «Соляной пещеры» не являются медицинской услугой, а относятся к аэровалеологии и не требуют лицензии на осуществление медицинской деятельности.

         В качестве доказательства представил в Комиссию письмо ООО НПО «Аэровита» исх. № 1-09/2015 от 10.09.2015 г.; копию паспорта на «Галогенератор ультразвуковой  стационарный  Аэровита»; копию лицензии с приложением № ФС-99-04-001340  от 07.05.2015 г., выданной ООО НПО «Аэровита» на осуществление деятельности по производству и обслуживанию медицинской техники.

        Доводы «…» Комиссия считает несостоятельными по следующим основаниям.

        В письме ООО НПО «Аэровита» исх. № 1-09/2015 от 10.09.2015 г. также сообщается, что общество производит оборудование, используемое для проведения оздоровительных процедур, которые относятся к аэровалеологии и не требуют лицензии на осуществление медицинской деятельности.

        В пункте 1.3 паспорта на «Галогенератор ультразвуковой  стационарный  Аэровита» также сообщается, что технология отпуска оздоровительных процедур в галокамере  относится к аэровалеологии и не требует лицензии на осуществление этого вида деятельности.

        В пункте 1.1 данного паспорта  указано, что галогенератор представляет собой составную (аппаратную) часть галокамеры – помещения для создания оздоровительного микроклимата при различных заболеваниях, при этом сообщается, что поддержание здоровья и его восстановления с помощью специальной воздушной среды имеют как показания, так и противопоказания (пункт 1.4 паспорта на галогенератор).

       Исходя из представленных ООО НПО «Аэровита» документов,   галогенератор ультразвуковой стационарный «Аэровита» является медицинским изделием (Регистрационное удостоверение на медицинское изделие № ФСР 2010/07246, выдано Росздравнадзором 31.07.2013 г.).

       Таким образом, по мнению ООО НПО «Аэровита» и А.А. Ларина, услуги по оздоровлению, оказываемые с использованием медицинского изделия и имеющие противопоказания по применению, не являются   медицинскими, а  относятся к аэровалеологии.

       Изучив информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (Википедия), Комиссия установила следующее:   

        Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека. Валеология подвергалась критике со стороны академической науки и со стороны церкви; причисляется некоторыми специалистами к «альтернативным и маргинальным парамедицинским ретроградным течениям», следовательно, аэровалеология – быть здоровым с помощью специальной воздушной среды.

       Галотерапия (в переводе лечение солью) — методика лечения и профилактики различных заболеваний, основанная на оздоравливающем воздействии микроклимата, сходного с условиями подземных соляных пещер. Распространённые синонимы галотерапии — соляная пещера, спелеокамера, живой воздух.

       Галотерапия зарекомендовала себя как успешный метод лечения бронхо-лёгочных, кожных и аллергических заболеваний. Сеансы галотерапии проходят в специальном помещении — галокамере: специальном кабинете, где для насыщения воздуха аэрозолем хлорида хлора используют не только отделку стен соляными блоками, но и особые приборы для распыления солигалогенераторы.

        При этом необходимо помнить, что галотерапия, как и любой другой метод лечения, имеет противопоказания, например наличие злокачественных новообразований, все формы туберкулёза активной стадии и др. — поэтому перед проведением процедур необходимо проконсультироваться с врачом.

       Исходя из вышеизложенного, учитывая содержание рассматриваемой рекламы сети соляных пещер «Доктор Соль» и руководствуясь письмом Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики вх. № 05-13/6456  от 17.08.2015,  Комиссия  пришла к выводу о нарушении требований,  установленных  частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, распространенной «…», так как деятельность по профилактике заболеваний и оздоровлению населения, осуществляемая им при помощи применения медицинского изделия «Галогенератор ультразвуковой  стационарный  Аэровита» полностью соответствует определению галотерапии, которая является методом физиотерапии, основанным на использовании искусственного микроклимата, а следовательно, медицинской услугой, а не аэровалеологией.

          В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является  ненадлежащей.

           Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

         В связи с устранением нарушения требований части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» в рассматриваемой рекламе «Сеть соляных пещер «Доктор Соль»  на момент рассмотрения дела,  Комиссия Чувашского УФАС России не установила необходимость в выдаче предписания «…» о прекращении распространения ненадлежащей рекламы (рекламная листовка представлена в Комиссию).

         Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 

                            РЕШИЛА:

 

           1. Признать ненадлежащей рекламу  сети соляных пещер  «Доктор Соль», распространенную в июле 2015 г. в доме № 20 по улице Мичмана Павлова  г. Чебоксары по почтовым ящикам в подъезде, в связи с нарушением требований, установленных частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

          2. «…» предписание     о      прекращении      нарушения      законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с устранением нарушения.  

         3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу   Чувашского УФАС России  для   возбуждения  дела     об     административном       правонарушении, предусмотренном  статьей 14.3   Кодекса   Российской Федерации  об административных правонарушениях.                               

         Решение   может   быть   обжаловано  в  арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                     «…»

 

Члены Комиссии:                                                                           «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны