Определение №05-13/9050 Определение Управления в отношении администрации г. Чебоксар... от 9 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ  № 31-Р-2014

 

08 октября  2015 г.                                                                                           г. Чебоксары

      

                                                                                                 Резолютивная часть  объявлена 30.09.2015      

                                                                           В полном объеме изготовлено 08.10.2015

 

          Комиссия   Чувашского УФАС   России   по рассмотрению  дел  по  признакам  нарушения  законодательства  о  рекламе в составе:

председатель Комиссии

<…>  –   заместитель руководителя  управления;

члены Комиссии:

<…>  – начальник отдела контроля органов власти и рекламы;

<…>  – ведущий специалист-эксперт отдела  контроля органов власти и рекламы,

рассмотрев дело  № 31-Р-2014 по признакам нарушения части 20 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» по факту бездействия  администрации города Чебоксары по обращению в суд с иском о признании недействительными разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выданных ООО «Фидес»,

в присутствии:

<…>  - представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - администрации города Чебоксары  (доверенность от 07.04.2015 № 29/01-1386),

<…>   - заявителя,

 

УСТАНОВИЛА:

 

  В Чувашское УФАС России поступили заявления ООО «Рекламное агентство «Концепция», ООО «Периметр-М» от 02.04.2014 вх. № 05-05/2189,  ООО «Фидес» от 02.07.2014 вх. № 05-05/4808, гражданина Российской Федерации <…>  от 07.10.2014 вх. № 05-05/8333, о непринятии  администрацией города Чебоксары мер по обращению в суд с исками о признании недействительными разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выданных ООО «Фидес».

  Из представленных заявителями и администрацией города Чебоксары материалов следует, что на основании  протоколов об итогах проведения аукциона № 10 от 05.08.2013, № 11 от 12.08.2013 постановлениями администрации города Чебоксары от  18.10.2013 № 3400, № 3405  ООО «Фидес» выданы разрешения  на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по следующим  адресам: Эгерский бульвар, в районе дома № 7 по пр. Мира; Эгерский бульвар, в районе дома №  6; пр. Тракторостроителей, в районе дома № 2/36; ул. Пирогова, в районе дома № 8; ул. Пирогова, в районе дома № 6; ул. Ярославская, в районе дома № 29; ул. Энгельса, в районе дома № 3/1; пр. М. Горького, в районе дома № 40б; пр. М. Горького в районе дома № 1; пр. М. Горького, в районе дома № 13/22; Президентский бульвар, в районе дома № 19А; Президентский бульвар, в районе дома № 20; ул. Гузовского, в районе дома № 12/15; ул. Гузовского, в районе дома № 12/15; ул. Гузовского, в районе дома № 19;  ул. Калинина, в районе дома № 66; ул. Калинина, в районе дома № 105а; ул. Калинина, в районе дома № 109/1; Марпосадское шоссе, в районе дома № 3д; Марпосадское шоссе, в районе дома № 19; Марпосадское шоссе, в районе дома № 19, корп. 1 (1).   ООО «Фидес» и администрация города Чебоксары заключили договора  на установку и эксплуатацию рекламных конструкций – стел  со сроком действия с 18.10.2013 по 18.10.2014.

17.01.2014  в ходе контрольной проверки администрацией города Чебоксары  было  установлено, что по адресу: Марпосадское шоссе, д. 3д, вместо стелы  с площадью рекламного изображения 28 кв. м.  установлена щитовая рекламная конструкция с площадью рекламного изображения 36 кв. м., не соответствующая по внешнему виду и размерам требованиям, указанным в разрешении.

Администрация города Чебоксары направила в адрес ООО «Фидес» уведомление от 27.01.2014 № 18 об устранении нарушения условий договора  на установку и эксплуатацию  рекламной конструкции с указанием срока устранения нарушения – до 03.02.2014.

          Администрацией города Чебоксары аналогичные нарушения условий договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций со стороны ООО «Фидес»   установлены по другим адресам. По всем выявленным фактам направлены уведомления об устранении нарушений.

  Из заявления ООО «Фидес» следует, что 28.06.2014 и 29.06.2014  ООО «Стройэнергомонтаж» на основании муниципального контракта от 03.06.2014 № 2014.114615, заключенного по результатам проведенных торгов (протокол победителя аукциона № 0115300020014000716), демонтировало  рекламные конструкции – стелы по следующим адресам: Эгерский бульвар, в районе дома № 7 по пр. Мира; Эгерский бульвар, в районе дома №  6; пр. Тракторостроителей, в районе дома № 2/36; ул. Пирогова, в районе дома № 6; пр. М. Горького в районе дома № 1; Президентский бульвар, в районе дома № 19А; ул. Гузовского, в районе дома № 12/15.

  В письменном объяснении по данному факту от 16.07.2014 № 8759 админи-страция города Чебоксары пояснила, что   демонтаж рекламных конструкций – стел, установленных ООО «Фидес» был осуществлен по причине их несоответствия схеме размещения рекламных конструкций на территории Чебоксарского городского округа и требованиям  ГОСТ Р 520-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».

  Требования к распространению наружной рекламы установлены в статье 19 Федерального закона «О рекламе».

  Часть 20 статьи 19   Федерального закона «О рекламе» закрепляет основания для признания разрешения на установку рекламной конструкции недействительным.

  Признание разрешения недействительным применяется в случаях, когда разрешение было выдано в надлежащем порядке, однако впоследствии выявились обстоятельства, которые создают препятствия для использования рекламной конструкции.

  В соответствии с частью 20 статьи 19 Федерального закона «О рекламе». разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции может быть признано недействительным в судебном порядке, в том числе,  в случае обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов;  несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) - по иску органа местного самоуправления.

  В  нарушение порядка установленного частью 20 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» администрация города Чебоксары демонтировала рекламные конструкции, принадлежащие ООО «Фидес». При этом  разрешения на установку рекламных конструкций, выданные органом местного самоуправления ООО «Фидес», не признаны недействительными в судебном порядке, в связи с чем у администрации города Чебоксары отсутствовали основания для демонтажа.

          В письме от 03.09.2014 № 10426  администрация города Чебоксары пояснила, что ООО «Фидес» обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании незаконным уведомления администрации города Чебоксары об отказе от исполнения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (дело № А79-5229/2014). Кроме того, ООО «Фидес» обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконными действий администрации города Чебоксары по сносу вышеуказанных рекламных конструкций (дело № А79-5139/2014).

          В соответствии  с пунктом 35 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел,  возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, рассмотрение дела может быть приостановлено антимонопольным органом в случае нахождения на рассмотрении в антимонопольном органе, в суде или арбитражном суде, в правоохранительных органах другого дела, выводы по которому будут иметь значение для результатов рассмотрения дела. Рассмотрение дела возобновляется после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, и начинается сначала.

          Определением Чувашского УФАС России о приостановлении производства по делу № 31-Р-2014 № 05-13/7325 от 23.09.2014 от 23.09.2014 производство по названному делу было приостановлено до вступления в законную силу судебных актов по арбитражным делам № А79-5229/2014, № А79-5139/2014.

          Постановление Первого арбитражного апелляционного суда по делу № А79-5139/2014 вступило в законную силу 27.07.2015, постановление ФАС Волго-Вятского округа по делу № А79-5229/2014 вступило в законную силу 01.06.2015, в связи с чем определением Чувашского УФАС России от 21.09.2015 № 05-13/8520 возобновлено производство по  делу № 31-Р-2014, возбужденному в отношении администрации города Чебоксары, по признакам нарушения  части 20 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

          Представитель администрации города Чебоксары Михайлов М.С. пояснил, что решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 12.11.2014, оставленным без изменения постановлениями Первого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.06.2015 по делу № А79-5229/2014 ООО «Фидес» в иске было отказано. Законность прекращения договорных отношений с ООО «Фидес» подтверждена.

          Администрацией города Чебоксары принято постановление от 16.12.2014 № 4252 «Об аннулировании разрешений на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы на территории города Чебоксары».

          ООО «Фидес» обратилось  в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействительным указанного постановления. Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 06.04.2015 по делу № А79-183/2015 ООО «Фидес» отказано в удовлетворении заявления, постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2015 названное решение Арбитражного суда Чувашской Республики оставлено в силе.

          ООО «Фидес» обязано было   демонтировать рекламные конструкции в связи с отсутствием договорных отношений и аннулированием ранее выданных разрешений. Однако демонтаж рекламных конструкции ООО «Фидес» в порядке, установленном действующим законодательством не произвел.

          В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.202013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» между МБУ «Городская реклама» и ОО «Графика» был заключен договор № 45 от 04 сентября 2015 года на оказание услуг по демонтажу рекламных конструкций размером  2, 5 х 5, 5 м в количестве 17 штук на общую сумму 100000 (сто тысяч) рублей. Работы выполнены, что подтверждается актом  выполненных работ № 138 от 09.09.2015, а также актами демонтажа средств наружной рекламы от 08.09.2015 №№ 296-312.

          Комиссия, изучив материалы дела, заслушав доводы представителя администрации города Чебоксары, пришла к следующим выводам.

          ООО  «Фидес» обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с заявлением о признании незаконными действий администрации города Чебоксары по сносу рекламных конструкций, расположенных по адресам: город Чебоксары, Энгерский бульвар, в районе дома 7 проспекта Мира; Энгерский бульвар, в районе дома 6; проспект Тракторостроителей, в районе дома 2/36; Президентский бульвар, в районе дома 19 А; улица Пирогова, в районе дома 6; проспект М. Горького, в районе дома 1; улица Гузовского, в районе дома 12/15.

         Решением Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 20.10.2014 по делу № А79-5139/2014 заявленное требование удовлетворено.                   

         Вышестоящими судебными инстанциями  названное решение  Арбитражного суда Чувашской  Республики  оставлено без изменения.

          По результатам е рассмотрения дела № А79-5139/2014 суды пришли к следующим выводам.

          Частью 10 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» определено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

          В части 21 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.

          Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции (часть 21.1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе»).

          Общество установило рекламные конструкции на законных основаниях, ему были выданы разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

          В рассматриваемом случае администрация города Чебоксары при наличии нарушений Федерального закона «О рекламе» ООО «Фидес» могла принять решение об аннулировании разрешений на установку рекламных конструкций.

          В силу части 19 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» решение об аннулировании разрешения могло быть обжаловано ООО «Фидес» в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его получения, тем самым недопустив демонтаж рекламных конструкций администрацией города Чебоксары.

          Действия администрации города Чебоксары по демонтажу рекламных конструкций без аннулирования разрешений на их установку признаны судами  незаконными.

          С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции исключен из мотивировочной части решения суда первой инстанции вывод об обязанности органа местного самоуправления в данном случае выдать предписание Обществу о необходимости ее демонтажа.

          По делу № А79-5229/2015 ООО «Фидес» обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики  с иском к администрации города Чебоксары о признании незаконными уведомлений об отказе от исполнения 18 договоров на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы на территории города Чебоксары.

          Решением суда первой инстанции от 12.11.2014, оставленным без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанций  от 13.03.2015,  от 01.06.2015 в удовлетворении искового требования отказано.

          Судебными инстанциями установлено, что ООО «Фидес» были допущены существенные нарушения условий договоров.

          В соответствии с пунктами 5.2.2 указанных договоров на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы на территории города Чебоксары от 18.10.2013 администрация имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора, в том числе, в случаях несоблюдения или ненадлежащего соблюдения требований пунктов 2.2.4, 2.2.5, 2.2.8, 2.2.13 договоров.

          При наличии оснований для одностороннего отказа от исполнения договора, предумотренных разделом 5 договора, орган местного самоуправения направляет письменное уведомление владельцу средств наружной рекламы не менее чем за 30 календарных дней до даты предполагаемого отказа (пункты 5.3 договоров).

           Соответствующий договор считается расторгнутым по истечении 30 календарных дней с момента получения Обществом соответствующего уведомления от органа местного самоуправления.

          На основании изложенного суды сделали  вывод о наличии у администрации законных оснований для реализации права по расторжению указанных договоров.

   В соответствии с  частями 1, 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе, предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Антимонопольный орган вправе, в том числе,  применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

  В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе»  антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом. При этом согласно части 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

  В соответствии с пунктами 5.3.1.1, 5.3.2.3, 5.3.10, 5.13, 6.6, 6.8 Постановления

Правительства РФ от 30.06.2004 №  331 (ред. от 04.09.2015) «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» Федеральная антимонополь-ная служба осуществляет контроль  за соблюдением коммерческими и некоммерчес-кими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), законодательства о государственном оборонном заказе, законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в пределах своей компетенции (пункт 5.3.1.1);  выдает предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, законодательством о рекламе, законодательством о государственном оборонном заказе, законодательством об электроэнергетике, законодательством о государственном регулировании тарифов и законодательством о естественных монополиях (пункт 5.3.2.3); возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе (пункт 5.3.10); осуществляет в пределах своих полномочий производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5.13); применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений (пункт 6.6); издает индивидуальные правовые акты по отнесенным к компетенции Службы вопросам, в том числе приказы, определения, постановления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, законодательством о естественных монополиях и законодательством о рекламе (пункт 6.8).

  В соответствии с частью 1 статьи 38  Федерального закона «О рекламе»  нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

   В соответствии с частью 4 статьи 38 нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях

  В статье 19 Федерального закона «О рекламе» определены порядок  размещения рекламной конструкции, порядок получения ее владельцем разрешения органа местного самоуправления, последствия установки рекламной конструкции без разрешения или с нарушением разрешительной документации.

  В силу положений статьи 19 Федерального закона «О рекламе» (в их системном единстве с другими положениями законодательства о рекламе) рекламная конструкция как техническое средство не может рассматриваться как понятие, тождественное рекламе, рекламной информации (статья 3 настоящего Закона).

 Таким образом, антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, а не по факту ненадлежащего размещения рекламных конструкций.

  Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе только в пределах своих полномочий, а, следовательно, может принять меры только в случаях, ответственность за которые предусмотрена статьей 38 Федерального закона «О рекламе».

  Кроме того, на момент  рассмотрения настоящего дела администрацией города Чебоксары рассматриваемые рекламные конструкции ООО «Фидес» демонтированы  в связи прекращением договорных отношений и аннулированием ранее выданных разрешений, что исключает выдачу предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

  В соответствии с подпунктом «г» пункта 36 Правил рассмотрения антимоно-польным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением  Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (далее Правила), производство по делу может быть прекращено в случае  вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда, в котором дана правовая оценка фактам, явившимся основанием для возбуждения дела.

  Комиссия, оценив предмет и основание заявлений ООО «Фидес», ООО «РА «Концепция» и гражданина Максимова П.М., полномочия Чувашского УФАС России, считает необходимым прекратить производство по делу по вышеизложенным основаниям.

  Руководствуясь  подпунктом «г»   пункта 36 Правил рассмотрения  антимонопольным   органом   дел,   возбужденных   по   признакам  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

          Производство по делу 31-Р-2014  прекратить.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                              <…>  

 

Члены Комиссии                                                                                                           <…>    

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны