Решение №05-13/9425 Решение Управления в отношении ООО «Лабиринт-Волга» от 23 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ  

                                                                                              Дело  № 35-Р-2015

22 октября  2015 г.                                                                              г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 октября 2015 г.                                                                               

Решение изготовлено в полном объеме 22 октября 2015 г.

 

          Комиссия  Чувашского УФАС    России  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

          председатель Комиссии –  «…»

          члены Комиссии:

         «…»

           рассмотрев  дело N 35-Р-2015, возбужденное в отношении ООО «Лабиринт-Волга»  по факту распространения  обществом в июле  2015 г.  по почтовым  ящикам  д.13, ул. Кадыкова, д.20 ул. М. Павлова г. Чебоксары рекламных буклетов  с признаками нарушения требований, определенных  частью 2.1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе»,      

         в отсутствии представителя  ООО «Лабиринт-Волга» – «…» (доверенность от 04.10.2015 г.),

         в отсутствие заявителя «…»,  извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

         в отсутствие заявителя – «…»,  извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

          

         на основании обращения гр. «…». вх. № 05-17/204 от 16.07.2015 года, Чувашское УФАС России установило, что в июле  2015 г. на территории г. Чебоксары  в  подъезде жилого дома № 13 по улице Кадыкова  распространялись рекламные буклеты сети магазинов «Красное & Белое» (№ 183/7-20 июля/2015), в которых содержится реклама различных сортов розовых вин (10 наименований – Cinzano rose, Fresita, Крымское золотое и др.).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

            При этом под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в т.ч. спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

         В связи с вышеизложенным, к рекламе относятся направленные на продвижение на рынке адресованные неопределенному кругу лиц сведения:

- наименование товара (услуги)  и/или его описание, характеристики, свойства;

- наименование юридического лица или названия его торгового предприятия, в том числе с указанием профиля его деятельности, контактной информацией;

- название мероприятия любого характера.

Буклеты, распространенные в  подъезде жилого дома № 13 по улице Кадыкова  на территории г. Чебоксары имеют порядковый номер <...> ),  и содержат следующую информацию:

наименование торгового предприятия («Красное & Белое»),

контактные телефоны (8-800-1000-804 - единая справочная служба; 8-922-01-01-011 – возьмем в аренду торговые площади),

перечень товаров с фотографиями и указанием цен, реализуемых  по акции, период проведения акции – 07-20 июля 2015 г., 

наименование сайтов (красное-белое.рф - адреса и режим работы сети магазинов «Красное & Белое»; razvitie@krasnoe-beloe.ru - возьмем в аренду торговые площади от 100 до 400 кв. м; zakaz-kb.ru - с помощью сайта можно отложить товар и забрать его в удобное время,

мобильное приложение @krasnoebeloe, с помощью которого можно найти ближайший магазин сети магазинов «Красное & Белое»; ознакомиться с ассортиментом и ценами; забронировать товар; узнать об актуальных акциях; привязать свою дисконтную карту к номеру телефона и получать скидку с экрана мобильного устройства.

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона «О рекламе», поэтому является рекламой.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.

В соответствии с частью 2.1 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.

Таким образом, распространение данных рекламных буклетов за пределами  сети магазинов «Красное & Белое» ООО «Лабиринт-Волга»,  в которой осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, является нарушением рекламного законодательства. 

  Ответственность за нарушение части 2.1 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" возложена как на рекламодателя, так и на рекламораспространителя (часть 6, часть 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе»).

В смысле Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5 - 7 части 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").

         Таким образом, в смысле статьи 3 Федерального закона «О рекламе»  ООО «Лабиринт-Волга» является рекламодателем и рекламораспространителем.

         Кроме того, в Чувашское УФАС России поступило обращение гр. «…» (вх. № 05-17/217  от 28.08.2015)  о том, что в июле 2015 г. в его почтовый   ящик,  находящийся   в  подъезде  д.20  по  улице  М.   Павлова,

г. Чебоксары положили  приглашение посетить недавно открытый  магазин «Красное и белое» по адресу ул. Гузовского, 40, г. Чебоксары. К приглашению прилагалась дисконтная карта магазина, которой можно воспользоваться, если заполнить анкету, размещенную на приглашении. На обратной стороне анкеты размещена реклама алкогольной продукции: виски, текила, вино и др.

          В августе т. г. гр. «…» посетил магазин «Красное и белое» по адресу ул. Гузовского, 40, г. Чебоксары, где взял рекламный буклет № 186 от 18-31 августа 2015 г., распространявшийся в помещении магазина. В данном буклете также размещена реклама алкогольной продукции – рекламируются различные вина.

         К заявлению гр. «…» приложил вышеуказанные рекламные материалы:

 приглашение посетить новый магазин «Красное и белое» по адресу ул. Гузовского, 40, г. Чебоксары с рекламой алкогольной продукции;

дисконтную карту с анкетой для потребителя;

рекламный буклет магазина «Красное и белое» по адресу ул. Гузовского, 40, г. Чебоксары.

         Поступившее обращение гр. «…» (вх. № 05-17/217  от 28.08.2015) также свидетельствует о том, что ООО «Лабиринт-Волга» осуществляет рекламу алкогольной продукции за пределами  сети магазинов «Красное & Белое»,  в которой осуществляется розничная продажа алкогольной продукции,  путем распространения приглашений посетить недавно открытый  магазин сети, содержащих анкету для активации прилагаемых дисконтных  карт, при этом на обратной стороне приглашений размещена реклама алкогольной продукции: виски, текила, вино и др., что является нарушением рекламного законодательства. 

         Из письменного объяснения вх. № 05-13/6542 от 20.08.2015 года,  представленного в Комиссию ООО «Лабиринт-Волга»  следует, что какие-либо рекламные материалы общество не распространяет и не причастно к изготовлению и распространению буклетов № 183/7-20 июля 2015 года.

         На представленном гр. «…» буклете отсутствуют данные, подтверждающие причастность  ООО «Лабиринт-Волга»  к их изготовлению, и отсутствуют  сведения о заказчике.

         Рассматриваемый буклет содержит информацию о товарах и ценах с Интернет-сайта http://www.krasnoeibeloe. ООО «Лабиринт-Волга»  не является собственником данного сайта. В связи с тем, что указанный сайт является общедоступным и любое лицо имеет возможность получить фотографии продукции, цены, изображения логотипов, контактные данные, условия акций, представленный гр. «…» буклет может быть изготовлен любым лицом,  возможно, самим гр. «…», так как, согласно данным выписки из ЕГРИП ИФНС «…» является индивидуальным предпринимателем и осуществляет деятельность по розничной торговле пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия и целью его действий является дискредитация сети магазинов «Красное & Белое» ООО «Лабиринт-Волга».

         Из письменного объяснения вх. № 05-13/7373 от 17.09.2015 года,  представленного в Комиссию ООО «Лабиринт-Волга»  следует, что рекламные буклеты общества в июле-августе 2015 г.  не изготовлялись.

         В части фактов, изложенных в обращении гр. «…» о распространении рекламы алкогольной продукции за пределами  сети магазинов «Красное & Белое» путем распространения приглашений посетить недавно открытый  магазин сети, содержащих анкету для активации прилагаемых дисконтных  карт, при этом на обратной стороне приглашений размещена реклама алкогольной продукции: виски, текила, вино и др., ООО «Лабиринт-Волга»  сообщает, что в помещении магазина «Красное и белое» по адресу ул. Гузовского, 40, г. Чебоксары рекламные буклеты не распространялись; приглашения с рекламой алкогольной продукции с приложением дисконтной карты не распространялись.

        По мнению  ООО «Лабиринт-Волга», инициаторами действий заявителей «…» являются конкурирующие организации, целью которых является нанесение морального и материального ущерба обществу.        

        Комиссия,  изучив материалы дела, пришла к выводу о  том, что          содержание рассматриваемых буклетов направлено на  привлечение внимания к сети магазинов «Красное & Белое» и реализуемым в них товарам, формированию интереса потребителей и  продвижению указанных объектов рекламирования на рынке. Таким образом, в содержании данных рекламных буклетов отсутствует информация, способная каким-либо образом дискредитировать ООО «Лабиринт-Волга».

При этом, буклет № 183/7-20 июля/2015, представленный «…» в июле 2015 г. и буклет № 186/18-31 августа/2015 г., представленный»…» в августе содержат идентичную информацию о  продавце – сети магазинов «Красное & Белое»:

наименование торгового предприятия («Красное & Белое»),

контактные телефоны (8-800-1000-804 - единая справочная служба; 8-922-01-01-011 – возьмем в аренду торговые площади),

перечень товаров с фотографиями и указанием цен, реализуемых  по акции, срок действия рекламной акции – 14 дней (07-20 июля 2015 г., 18-31 августа 2015 г.);

наименование сайтов (красное-белое.рф - адреса и режим работы сети магазинов «Красное & Белое»; razvitie@krasnoe-beloe.ru - возьмем в аренду торговые площади от 100 до 400 кв. м; zakaz-kb.ru - с помощью сайта можно отложить товар и забрать его в удобное время.

        Оба рассматриваемых буклета напечатаны на 4-х страницах; изготовлены на бумаге одного качества; исполнены в одном стиле и содержат идентичную символику (верхней части буклетов на красном фоне белый кружок с изображением детей и надписью «Просим вас не пить во дворах и на детских площадках»);  исходя из   указанной нумерации и даты, данные буклеты выпускаются 2 раза в месяц.   При этом на обложке буклета № 186/18-31 августа/2015 г. стоит синяя печать с указанием адреса и телефона магазина по ул. Гузовского, 40, г. Чебоксары, наличие которой ООО «Лабиринт-Волга» пояснить не смогло.

   Исходя из вышеизложенного, данные буклеты изготовлялись и распространялись в большом количестве на регулярной основе.

          В связи  с необходимостью получения дополнительных доказательств, Комиссия определением об отложении рассмотрения дела № 35-Р2015 № 05-13/8609  от 24.09.2015 затребовало у ООО «Лабиринт-Волга» письменное подтверждение утверждения общества в части того, что инициаторами действий заявителей «…» являются конкурирующие организации, целью которых является нанесение морального и материального ущерба обществу, а также копию договора на оказание услуг по производству и распространению рекламных буклетов, распространяемых в магазинах сети с января по июнь 2015 г. с приложением рекламных материалов.    

         ООО «Лабиринт-Волга», извещенное о времени и месте рассмотрения дела № 35-Р-2015 надлежащим образом, материалы и документы, затребованные определением об отложении рассмотрения дела № 35-Р-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе исх. № 05-13/8609 от 24.09.2015 г. в Комиссию не представило.

  Вместе с тем, на предыдущем заседании Комиссии Чувашского УФАС    России  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе 06.10.2015 г. представитель  ООО «Лабиринт-Волга» выразил мнение, что указанные буклеты распространили сотрудники магазинов сети «Красное & Белое», не согласовав свои действия с руководителями ООО «Лабиринт-Волга», в связи с чем заявил о необходимости провести служебное расследование, с целью установить виновных в распространении буклетов, содержащих рекламу алкогольной продукции за пределами магазинов сети «Красное & Белое».

 В письменном пояснении регионального начальника ДПП ООО «Лабиринт-Волга» «…» вх. № 05-13/8107 от 14.10.2015 г., представленном в Комиссию вместе с материалами внутренней проверки, сообщается следующее.

В результате служебной проверки, проведенной  с целью установить виновных в распространении буклетов, содержащих рекламу алкогольной продукции за пределами магазинов сети «Красное & Белое», «...» установлено, что администратором магазина «Красное и белое» по адресу ул. Гузовского, 40, г. Чебоксары «...», а также специалистом по предотвращению потерь магазина «Красное и белое» по адресу ул. Гузовского, 40, г. Чебоксары «…» по собственной инициативе, в июле 2015 г. проведена подготовка и распространение рекламных материалов по подъездам жилых домов № 13 по ул. Кадыкова и дома № 20 по ул. М. Павлова г. Чебоксары.

Распространение рекламных материалов за пределами помещения магазина «Красное и белое» сотрудники с руководством не согласовали и сделали это для увеличения потока покупателей и увеличения оборота в своих магазинах.

В настоящее время решается вопрос о привлечении указанных сотрудников к дисциплинарной ответственности с целью недопущения нарушения требований рекламного  законодательства в дальнейшем.

        Комиссия,  изучив представленные документы и материалы дела,  пришла к выводу о нарушении требований, определенных частью 2.1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», допущенных при распространении ООО «Лабиринт-Волга»   за пределами  сети магазинов «Красное & Белое» буклетов и листовок, содержащих рекламу алкогольной продукции.

          В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является  ненадлежащей.

         Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

         Комиссия Чувашского УФАС России не считает необходимым выдать ООО «Лабиринт-Волга»  предписание о прекращении распространения ненадлежащей рекламы, в связи с тем, что распространение  за пределами  сети магазинов «Красное & Белое» буклетов и листовок, содержащих рекламу алкогольной продукции, носило разовый характер.

.      Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 

                             РЕШИЛА:

 

   1. Признать ненадлежащим распространение рекламы алкогольной продукции, реализуемой в сети магазинов «Красное & Белое» ООО «Лабиринт-Волга», путем распространения по почтовым ящикам жилых домов г. Чебоксары рекламных материалов в июле-августе 2015 г.,  в связи с нарушением  требований, определенных частью 2.1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

          2. ООО  «Лабиринт-Волга»  предписание    о    прекращении      нарушения      законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением нарушения.  

          3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу   Чувашского УФАС России  для   возбуждения  дела     об     административном       правонарушении, предусмотренном  частью 1 статьи 14.3   Кодекса   Российской Федерации  об административных правонарушениях.                             

          Решение   может   быть   обжаловано  в  суде или Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                      «…»                 

 

Члены Комиссии                                                                              «…»

                                                                                                     

Связанные организации

Связанные организации не указаны