Решение №05/13-969 Решение Управления в отношении ООО «КредитИнформБюро» от 24 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ  

                                                                                              Дело  № 03-Р-2016

 

16 февраля 2016 г.                                                                              г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 02 февраля 2016 г.                                                                               

Решение изготовлено в полном объеме  16 февраля 2016 г.

 

 

          Комиссия  Чувашского УФАС    России  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

«…»

         рассмотрев  дело N 03-Р-2016, возбужденное в отношении  ООО «КредитИнформБюро»  по факту  распространения  рекламы финансовых услуг общества с признаками нарушения требований, определенных частью 1 статьи 28, частью 3 статьи 28, частью 7 статьи 5, частью 11 статьи 5, частью 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе»,

        в присутствии «…» (представитель ООО «КредитИнформБюро» по доверенности б/н от 01.06.2015 г.);

        в отсутствии представителя заявителя - Отделения Национального банка по Чувашской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, извещенного о времени и месте рассмотрения дела № 03-Р-2016 надлежащим образом,  

 

УСТАНОВИЛА:

          

в связи с обращением Отделения – Национального банка по Чувашской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – Отделение – НБ Чувашская Республика) от 16.12.2015 г. вх. № 05-16/9948,  Чувашское УФАС России установило, что перед   входом   в  административное  здание по адресу: ул. Хузангая, д.14,

г. Чебоксары размещен  штендер с рекламой финансовых услуг следующего содержания: 

 

«  КРЕДИТЫ*                                                                               

    «БЫСТРО»

 

за   30  минут

 

до 1 млн.  рублей    

низкий процент

Звони 8 967 470-19-74

                        36-19-74

«КредитИнформБюро»

подробности  в отделении:

г. Чебоксары, ул. Хузангая, д.14,

оф.208 «БЦ Системпром».

         Данная реклама сопровождается логотипом ООО «КредитИнформБюро».

        Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.  

   Изучив содержание рекламы ООО «КредитИнформБюро», Чувашское УФАС России установило, что данный штендер с рекламой финансовых услуг общества:

публично распространен;

предназначен для неопределенного круга лиц;

преследует цель обратить внимание на финансовые услуги по выдаче кредитов, а также на лицо, оказывающее данную услугу – ООО «КредитИнформБюро»;

направлен на продвижение финансовой услуги на рынке аналогичных финансовых услуг,  так  как в рекламе содержится информация о сумме займа (до 1 млн. рублей), а также контактная информация.

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона «О рекламе», поэтому является рекламой.  

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

  В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц; финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе по выдаче кредитов (займов).

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита (займа), пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита  (займа) для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита (займа) может привести к искажению сути рекламируемой финансовой услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

 К условиям, влияющим на стоимость кредита (займа), относятся условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита (займа), платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (займа) - по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.

        В рекламе  ООО «КредитИнформБюро»  указана сумма займа – «до 1 млн. рублей», при этом не указан размер процентной ставки и срок предоставления займа.

        Таким образом, в содержании рекламы  ООО «КредитИнформБюро»  указаны неполные сведения об условиях предоставления кредита (займа), что может привести к искажению сути рекламируемой финансовой услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

 Реклама с аналогичными нарушениями также распространяется в газете «ПРО-город» № 48 (275) от 05.12.2015 г.:

«ПОМОЖЕМ  ПОЛУЧИТЬ

 

КРЕДИТ

 

на  любые нужды, одобрение за 30 минут

от 10 тыс. руб. до 1 млн. руб.

можно по паспорту, без официальной работы

Тел. 21-04-91, ioaninfo.ru».

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

       Согласно части 4 статьи 54 ГК РФ, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

       Согласно части 2 статьи 1473 ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

В содержании рекламы финансовых услуг, размещенной на штендере для желающих воспользоваться финансовыми услугами ООО «КредитИнформБюро»   отсутствует указание на организационно-правовую форму.

       Таким образом, в содержании наружной рекламы  ООО «КредитИнформБюро»  отсутствует часть существенной информации о рекламируемой услуге.        

        В соответствии с действующим законодательством, предоставлять денежные средства могут только кредитные организации, микрофинансовые организации, ломбарды, а также кредитные потребительские и сельскохозяйственные кооперативы.

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама товаров (услуг), на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

      Исходя из вышеизложенного, реклама финансовых услуг ООО «КредитИнформБюро»  содержит признаки нарушения требований, установленных пунктом 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе", так как  из обращения Отделения – НБ Чувашская Республика от 16.12.2015 г. вх. № 05-16/9948 следует, что ООО «КредитИнформБюро»  не имеет лицензии Банка России, а также не включено в государственные реестры микрофинансовых организаций, ломбардов, кредитных потребительских и сельскохозяйственных кооперативов.

         Кроме того, в соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

        Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушения требований, установленных частью 1 статьи 28, частью 3 статьи 28, частью 7 статьи 5, частью 11 статьи 5, частью 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе», несёт рекламодатель.

         Представитель ООО «КредитИнформБюро» не признал указанные нарушения рекламного законодательства.

         Пояснил, что в Устав ООО «КредитИнформБюро» протоколом общего собрания участников № 5 от 09.декабря 2015 г. внесены изменения, исключающие из осуществляемой деятельности общества выдачу займов.

        Кроме того, виды деятельности по выдаче займов исключены из ЕГРЮЛ.

       Таким образом, ООО «КредитИнформБюро» не осуществляет деятельность по выдаче займов.

       Общество заключает со своими клиентами Договор кредитного посредничества, в котором предметом Договора является посредническая деятельность Брокера (ООО «КредитИнформБюро») по подбору для Клиента оптимальной банковской программы кредитования.

       Услуги, оказываемые ООО «КредитИнформБюро», включают в себя консультации по вопросам получения:

- ипотечных кредитов (займов) на покупку жилья;

- потребительских кредитов (займов);

- кредитов (займов) под залог недвижимости, автомобилей и прочего имущества;

- иные консультации, связанные с финансовыми потребностями клиента, что определено разделом I типового Договора кредитного посредничества (образец Договора прилагается).

        Следовательно, рассматриваемая реклама не является рекламой финансовых услуг и требования статьи 28 Федерального закона «О рекламе» на данную рекламу не распространяются.

         Информация, размещенная на штендере, установленном перед   входом   в  административное  здание по адресу: ул. Хузангая, д.14, г. Чебоксары содержит пояснение «Помощь в получении всех видов кредита».

         Рекламный материал, размещенный в  газете «ПРО-город» № 48 (275) от 05.12.2015 также рекламирует информационную услугу в помощи получения кредита, о чем свидетельствует текст рекламы «Поможем получить кредит».   

         В части предполагаемого нарушения части 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» представитель ООО «КредитИнформБюро» сообщил, что брокерская деятельность, которую осуществляет общество, в соответствии с действующим законодательством, не требует получения лицензии или иных специальных разрешений.

        Таким образом, ООО «КредитИнформБюро» не нарушало требований рекламного законодательства при распространении рекламы услуг общества.

        Комиссия, заслушав представителя  ООО «КредитИнформБюро» и изучив представленный    образец Договора кредитного посредничества   с приложениями, пришла к выводу об отсутствии  нарушения требований, установленных частью 1 статьи 28, частью 3 статьи 28, частью 11 статьи 5, частью 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы услуг общества на штендере, установленном перед   входом   в  административное  здание по адресу: ул. Хузангая, д.14, г. Чебоксары и в  газете «ПРО-город» № 48 (275) от 05.12.2015.

 Вместе с тем, изучив фотографию штендера с рекламой услуг ООО «КредитИнформБюро», установленного перед   входом   в  административное  здание по адресу: ул. Хузангая, д.14, г. Чебоксары, представленную в Комиссию Отделения Национального банка по Чувашской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, Комиссия пришла к выводу о нечитаемости  пояснения «Помощь в получении всех видов кредита».

         Согласно Постановлению № 58 от 08 октября 2012 г. Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах практики применения Арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Федеральным законом «О рекламе»  к рекламе, в частности о включении в рекламу обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре (услуге), условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

        Комиссия, изучив материалы дела, пришла к выводу о нарушении требований, определенных  частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе брокерских услуг, распространяемой на штендере, установленном перед   входом   в  административное  здание по адресу: ул. Хузангая, д.14, г. Чебоксары в декабре 2015 г.

          В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является  ненадлежащей.

           Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

         На момент рассмотрения дела ООО «КредитИнформБюро»  представило  доказательства того, что рассматриваемая реклама не распространяется, в связи с чем Комиссия Чувашского УФАС России  не установила необходимость выдачи обществу предписания о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

         Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 

 

                            РЕШИЛА:

 

            1. Признать ненадлежащей рекламу брокерских услуг, распространенную ООО «КредитИнформБюро» на штендере, установленном перед входом в здание по адресу: ул.  Хузангая, д. 14,   г. Чебоксары в декабре 2015 г., в связи с нарушением требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

          2. ООО «КредитИнформБюро» предписание     о      прекращении      нарушения      законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с устранением нарушения. 

          3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу   Чувашского УФАС России  для   возбуждения  дела     об     административном       правонарушении, предусмотренном  статьей 14.3   Кодекса   Российской Федерации  об административных правонарушениях.                               

       Решение   может   быть   обжаловано  в  арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                     «…»

 

Члены Комиссии        «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны