Решение №05-18/1144 Решение и предписание Управления в отношении ФГБУ Федеральны... от 11 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                         

г. Чебоксары                                                                    Дело №02-ЗП-2015             

                                                           

Резолютивная часть решения оглашена 06 февраля 2015года.

Решение изготовлено в полном объеме 11 февраля 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 14.05.2014 № 145, в составе:

Председателя Комиссии:

«…»

Членов Комиссии:

«…»

при участии в деле представителей:

заявителя общества с ограниченной ответственностью «Аридаль»:

«…» по доверенности от 05.02.2015 № 26;

ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Чебоксары):

«…»

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аридаль»    на действия  организатора конкурса Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Чебоксары)  при проведении открытого конкурса № 2-ОК на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту помещений для размещения операционной

                                              

                                      УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России  30.01.2015  поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью ООО «Аридаль» (далее - ООО «Аридаль», общество, заявитель) на действия  Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Чебоксары) (далее - ФГБУ «ФЦТОЭ» Минздрава России (г.Чебоксары), учреждение, заказчик) при проведении открытого конкурса  №2-ОК на право  заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту помещений для размещения операционной (извещение № 31401903570).

ООО «Аридаль»  не согласно с положением конкурсной документации, в которой  отсутствует возможность  представления копии  лицензии субподрядной организации на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. По мнению общества, действующим законодательством не предусмотрено обязательное  установление такого требования к участникам закупки,  в противном случае данное обстоятельство нарушает принцип  необоснованных ограничений  конкуренции по отношению к участникам, которые не могут лично  осуществить  предмет конкурса.

На дачу разъяснений по данному поводу,  в которых просили внести в документацию возможность предоставления копии лицензии субподрядной организации на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, заказчик  отказал, мотивируя тем, что участник закупки сам должен обладать указанной лицензией.

Представители ФГБУ «ФЦТОЭ» Минздрава России (г.Чебоксары) нарушения действующего законодательства не признали, сообщили, что  участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным   законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим  поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки.

Указание в техническом задании на наличие лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений вызвано необходимостью выполнять такие работы, как  монтаж извещателей ПС  автоматического дымового, фотоэлектрического, радиоизотопного, светового в нормальном исполнении,  извещателя пожарного ручного,  индикатора  оптического выносного, что соответствует положениям пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее- Закон № 99-ФЗ).

Заказчик не ограничивает круг потенциальных участников, желающих принять участие в вышеуказанном открытом конкурсе. Участники закупок должны  представлять  документы по всем пунктам, указанным в извещении в части «единые требования к участникам закупки».

Учреждение при проведении  конкурса  руководствовалось  Положением о закупках. Следовательно, соответствующие действия учреждения не могут быть признаны  нарушающим нормы действующего законодательства.

Исходя из вышеизложенного считают  жалобу ООО «Аридаль» необоснованной.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к  следующему.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

В соответствии с частью 10 статьи 3  Федерального закона от  18.07.2011 № 223-ФЗ «О  закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее- Закон № 223-ФЗ)  участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган, в порядке, установленном антимонопольным органом, действие (бездействие) заказчика при закупке. Порядок обжалования установлен в главе 4 Закона о защите конкуренции,  регламентирующей антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, особенности  заключения договоров с финансовыми организациями и порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, а именно статьей 18.1.

По правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Законом о закупках определен порядок закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. 

Согласно части 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Как следует из представленных документов, заместителем  министра  здравоохранения Российской Федерации  28.03.2014 утверждено  Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГБУ «ФЦТОЭ» Минздрава России (г.Чебоксары) (далее- Положение о закупках).

Заместителем главного врача по правовой, каровой работе и связям с общественностью ФГБУ «ФЦТОЭ» Минздрава России (г.Чебоксары) Аранович А.Е. утверждена  конкурсная документация  о проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту помещений для размещения операционной.

Пунктом  2 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 5 статьи 4 Закона №223-ФЗ в единой информационной системе при  закупке  размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Согласно пункту 9 части 10  статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации  о закупке должны быть указаны  сведения,  определенные положением о закупке, в том числе:  требования  к участникам  закупки  и перечень документов, предоставляемых участниками закупки для подтверждения  их соответствия  установленным  требованиям. Также  установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным  характеристикам (потребительским  свойствам) товара,  к размерам,  упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением  соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ).

Как следует из представленных документов,  ФГБУ «ФЦТОЭ» Минздрава России (г.Чебоксары) на официальном сайте  31.12.2014 опубликовано извещение  №31401903570  о проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту помещений для размещения операционной с начальной (максимальной) ценой  договора 5 045 473,00руб.

Дата и время окончания приема заявок: до 17час.00мин. 10.02.2015 года.

Согласно пункту 28 Положения о закупках конкурсная документация  должна содержать:

- установленные заказчиком  требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара,  к размерам,  упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением   соответствия поставляемого товара, выполняемой  работы, оказываемой  услуги  потребностям заказчика (подпункт 1);

-требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками  закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (подпункт  10).

Перечень работ по предмету конкурса  изложен в техническом задании (приложение № 1 конкурсной документации), сформированном в табличной форме: демонтажные работы (в том числе: полов, потолков, стен и перегородок, проемов, электроустановочных изделий, водопровода, канализации, сантехнического оборудования)  (раздел 1);  конструктивные решения   (раздел 2); отделочные работы (раздел 3); общеобменная вентиляция ( в том числе: устройство железобетонных фундаментов общего назначения  объемом до 5 м3  (100м3 бетона  и железобетона в деле- пункт 62)(раздел 4); электромонтажные работы (раздел 5); отопление, водопровод, канализация (раздел 6); медицинское  газоснабжение (раздел 7); слаботочные системы (в том числе: пожарная сигнализация, совместимая с имеющейся у заказчика системой Bosch UGM 2020) (раздел 8).

Во исполнение указанных норм, заказчиком в конкурсной документации установлены требования  к участникам  закупки, сформированные в  пункте 8,  в  подпункте м) пункта 11 и в абзаце 11  формы № 1 конкурсной документации.

Пунктом 8  конкурсной документации  предусмотрены единые требования к участникам,  согласно которым участник должен соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам в соответствии с пунктом 23 Положения о закупке, в том числе:

-соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации   к лицам,  осуществляющим  поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся  объектом закупки, а именно, наличие лицензии на осуществление деятельности  по монтажу, техническому  обслуживанию и ремонту  средств  обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, наличие допуска  саморегулируемой организации на выполнение работ:

6.Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций.

6.3.Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций.

10.Монтаж металлических конструкций.

10.1.Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов  и ограждающих конструкций зданий и сооружений. 

Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее- лицензия на ОПС) подлежит обязательному лицензированию.

В соответствии со статьей 2 Закона №99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказание услуг, составляющих лицензирующий вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

 Разделом 8 технического задания  конкурсной документации  предусмотрена установка  пожарной сигнализации, совместимая  с имеющейся  у заказчика системой Bosch UGM 2020.

Закон № 99-ФЗ регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Статьей 12 Закона №99-ФЗ предусмотрен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (пункт 15).

Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС).

Лицензия выдается непосредственно лицу, которое обратилось с заявлением в МЧС, и такой документ не предполагает возможности привлечения субподрядчика.

Учитывая, что в предмет конкурса включены работы, связанные с обеспечением пожарной безопасностью на объекте, которые, согласно Закону №99-ФЗ, подлежат лицензированию, требование заказчика о наличии у участника  лицензии МЧС является правомерным.

В ходе заседания представитель ООО «Аридаль»   сообщила, что  у общества отсутствует лицензия на ОПС, однако общество имеет  свидетельство СРО на генподряд, в связи с чем есть возможность передать  работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности  задний  субподрядной организации.

В связи с тем, что в конкурсной документации не предусмотрено наличие у участника  свидетельства  СРО на генподряд,  то  ООО «Аридаль» не имеет возможности  подать заявку на участие в конкурсе.

Комиссия отмечает, что пунктом 1.3 проекта договора предусмотрена возможность привлечения сторонних организаций для выполнения определенных видов работ.

 Однако положения конкурсной документации не предусматривают возможность участникам закупки привлечь  субподрядную организацию, что приводит  к неисполнимости  пункта 1.3 проекта договора.

Как было выше изложено, заказчики при закупке товаров, работ, услуг руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ).

 В силу пункта 1 статьи  706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств  других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Из содержания  части 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ следует, что  проект договора, является неотъемлемой  частью  извещения о закупке и документации о закупке.

Заказчиком в пункте 1.3 проект договора предусмотрено, что подрядчик вправе привлечь для выполнения отдельных этапов работ по настоящему договору субподрядчиков только  при наличии письменного разрешения заказчика, выданного на письменный запрос подрядчика.

Из содержания  указанного пункта  следует, что заказчиком  не установлен запрет на выполнение подрядчиком отдельных этапов видов работ лично. Следовательно, подрядчик вправе привлечь  к исполнению  своих обязательств других лиц (субподрядчиков).

Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Закона №99-ФЗ, в том числе, подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Вместе с тем, указанное положение закона не предусматривает обязательное установление данного требования непосредственно к участнику размещения заказа, то есть потенциальному лицу, имеющему намерении заключить контракт, а лишь указывает на тот факт, что определенный вид деятельности, в том числе при исполнении контракта осуществляется лицом при наличии соответствующего разрешения.

Таким образом, в случае наличия у участника размещения заказа допуска СРО на генподряд (код 33, 33.3), он вправе привлечь субподрядную организацию, имеющего лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Однако, в случае наличия у участника закупки  только свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, являющихся предметом  аукциона (без генподряда) участник закупки не имеет возможности привлечь на выполнение работ субподрядную организацию, которая имеет соответствующую лицензию МЧС России.

Неустановление ФГБУ «ФЦТОЭ» Минздрава России (г.Чебоксары)  требования к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), к жилищно-гражданскому строительству, выданного саморегулируемой организацией, приводит к необоснованному ограничению конкуренции по отношению к другим участникам, что является нарушением  пункта 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Таким образом, установление заказчиком в конкурсной документации требований о наличии свидетельства СРО только на отдельные виды работ ограничивает количество участников закупки (в рассматриваемом случае ООО «Аридаль»).

На основании вышеизложенного, Комиссия находит довод ООО «Аридаль» обоснованным.

Согласно подпункту 2  пункту 5  Положения о закупках  конкурсная документация  не должна содержать  необоснованные  ограничения  конкуренции  по отношению к участникам закупки.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

На основании вышеизложенного, Комиссия Чувашского УФАС России, по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

          1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аридаль» обоснованной.

2.Признать в действиях Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Чебоксары) нарушение  пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от  18.07.2011 № 223-ФЗ «О  закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при проведении открытого конкурса  № 2-ОК на право  заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту помещений для размещения операционной (извещение № 31401903570).

3. Выдать Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Чебоксары) предписание об устранении нарушения  пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от  18.07.2011 № 223-ФЗ «О  закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при проведении открытого конкурса  № 2-ОК на право  заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту помещений для размещения операционной (извещение № 31401903570).

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                «…»

 

Члены Комиссии                                                                              «…»

 

            Настоящее решение может быть обжаловано в суд  в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Исх.№05-18/1145 от 11.02.2015

 

ПРЕДПИСАНИЕ

Дело №02-ЗП-2015

 

11 февраля 2015 года                                                                    г. Чебоксары

 

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 14.05.2014 № 145  в составе:

«…»

на основании решения от 11 февраля 2015года о признании факта нарушения Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Чебоксары)  пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от  18.07.2011 № 223-ФЗ «О  закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при проведении открытого конкурса  № 2-ОК на право  заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту помещений для размещения операционной (извещение № 31401903570) (далее- открытый конкурс) и на основании части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

 1. Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Чебоксары) в срок до 19.02.2015 устранить нарушение  пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от  18.07.2011 № 223-ФЗ «О  закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при проведении открытого конкурса  № 2-ОК на право  заключения договора  на выполнение работ по капитальному ремонту помещений для размещения операционной (извещение № 31401903570) путем совершения следующих действий:

1.1. в пункт  8 «единые  требования к участникам»   после слов «зданий и сооружений», в абзац 11 формы  №1  после слов «зданий и сооружений»  и в подпункт  м)  пункта 11.1 после слов «зданий и сооружений» добавить  слова:

« или  наличие  копии допуска саморегулируемой организации по коду  33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

33.3. Жилищно-гражданское строительство, согласно перечню, утвержденному Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г.№ 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»;

1.2. вернуть поданные заявки на участие в открытом конкурсе (извещение № 31401903570);

1.3. продлить срок приема заявок таким образом, чтобы со дня размещения  в единой информационной системе внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания  подачи заявок на участие в  закупке такой срок составлял  не менее чем пятнадцать дней.  

  2.Информацию об исполнении предписания с приложением копии подтверждающего документа представить в Чувашское УФАС России до 20 февраля 2015 года.

 

Председатель Комиссии                                                        

        «…»

Члены Комиссии

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны