Решение №06-04/181 Решение Управления в отношении АУ ЧР «Республиканский клинич... от 16 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Чебоксары                                                             Дело № 56-ЗП-2018

 

15 января 2019 года

 

Резолютивная часть решения оглашена 10 января 2019 года.

Решение изготовлено в полном объеме 15 января 2019 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 21.03.2016
№ 38 в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

Членов Комиссии:

<…>

в присутствии от заказчика – <…>,

в отсутствие заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Колос», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Колос» (далее – ООО «ЧОО «Колос») на положения конкурсной документации заказчика – автономного учреждения Чувашской Республики «Республиканский клинический онкологический диспансер» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее – АУ «Республиканский клинический онкологический диспансер» Минздрава Чувашии) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по физической охране административных зданий и объектов АУ «Республиканский клинический онкологический диспансер» Минздрава Чувашии (изв. № 31807276956), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 24.12.2018 обратилось ООО «ЧОО «Колос» с жалобой на положения конкурсной документации заказчика – АУ «Республиканский клинический онкологический диспансер» Минздрава Чувашии при проведении открытого конкурса на оказание услуг по физической охране административных зданий и объектов АУ «Республиканский клинический онкологический диспансер» Минздрава Чувашии (изв. № 31807276956).

Жалоба ООО «ЧОО «Колос» содержит следующие доводы:

- Заказчиком некорректно сформированы требования к составу заявки на участие в открытом конкурсе;

- установленный Заказчиком показатель № 1 «Наличие у участника конкурса оборудования» качественного критерия оценки заявок ставит в преимущественное положение участников закупки, владеющих на праве собственности устройством беспроводной тревожной сигнализации, при том, что установленный показатель и его значимость не позволяют выявить участника, предлагающего лучшие условия исполнения контракта;

- показатель № 2 «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» качественного критерия оценки заявок содержит требования, нарушающие коммерческую тайну и условия конфиденциальности, а также излишние требования о предоставлении документов, сведения и копии которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок.

На основании вышеизложенного, Общество просит провести проверку доводов, изложенных в жалобе, выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу ООО «ЧОО «Колос» необоснованной.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующему.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает право участников закупки на обжалование в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

Пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;

8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);

9) требования к участникам такой закупки;

10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;

11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке;

12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки;

13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

16) иные сведения, определенные положением о закупке.

Организация закупочной деятельности заказчика регламентируется  Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд АУ «Республиканский клинический онкологический диспансер» Минздрава Чувашии, утвержденным протоколом заседания Наблюдательного совета от 18.07.2018 № 5 (далее – Положение о закупках).

Способы закупки и условия их использования регламентированы главой II Положения о закупках.

Согласно пункту 14.1 главы II Положения о закупках под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Проведение процедуры закупки путем проведения конкурса регламентировано пунктами 14-24 Положения о закупках.

Заказчиком – АУ «Республиканский клинический онкологический диспансер» Минздрава Чувашии 10.12.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение № 31807276956 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по физической охране административных зданий и объектов АУ «Республиканский клинический онкологический диспансер» Минздрава Чувашии.

По доводу заявителя о том, что Заказчиком некорректно сформированы требования к составу заявки на участие в открытом конкурсе, Комиссия установила следующее.

Согласно подпункту 2 пункта 16.1 Положения о закупках конкурсная документация, разрабатываемая и утверждаемая Заказчиком, должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе.

Согласно пункту 19.3 Положения о закупках заявка на участие в конкурсе должна содержать:

1) сведения и документы об участнике закупки, подавшем такую заявку, а также о лицах, участвующих на стороне участника закупки:

а) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона; заполненные формы конкурсной заявки и анкеты в соответствии с требованиями конкурсной документации (оригинал);

б) полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении конкурса выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц); полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении конкурса выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей); копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц);

в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки - юридического лица (копия решения о назначении (об избрании) физического лица на должность в соответствии с учредительными документами, согласно которому такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности (далее - руководитель). В случае, если от имени участника закупки действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность (оригинал) на осуществление действий от имени участника закупки, заверенную печатью участника закупки и подписанную руководителем участника закупки (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности;

г) копии учредительных документов участника закупки (для юридических лиц);

2) предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах), о количестве, качественных характеристиках товара с указанием товарного знака (при наличии), производителя и страны происхождения товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора. В случаях, предусмотренных конкурсной документацией, также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к такому товару, работам, услугам;

3) документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки и лица, выступающего на стороне участника закупки, установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе;

а) документы, подтверждающие обеспечения заявки на участие в конкурсе, в случае, если в конкурсной документации содержится указание на требование обеспечения такой заявки;

б) документ, подтверждающий объединение лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в группу (оригинал или нотариально заверенная копия), и право конкретного участника закупки участвовать в конкурсе от имени группы лиц, в том числе подавать конкурсную заявку, вносить обеспечение заявки, договора, подписывать протоколы, договор  (для группы (нескольких лиц) лиц, выступающих на стороне одного участника закупки);

в) копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки (соисполнителей) требованиям подпунктов 1 и 4 пункта 8.3, пунктов 8.4. и 8.5. Положения о закупках в случае, если предусмотрено конкурсной документацией.

В соответствии с пунктом 8.4 Положения о закупках Заказчик вправе установить в документации о закупке дополнительные единые (квалификационные) требования к участникам закупки, в том числе:

1) наличие необходимой профессиональной и технической квалификации;

2) наличие финансовых ресурсов для исполнения договора;

3) наличие производственных мощностей, технологического оборудования и других материальных ресурсов для исполнения договора;

4) опыт по аналогичному предмету закупки и деловая репутация. Предметом закупки в данном случае является работа, услуга или товар;

5) трудовые ресурсы для исполнения договора;

6) иные требования, связанные с предметом закупки.

Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе установлены в пункте 5 Раздела 2 «Информационная карта конкурса».

Так, вышеуказанным пунктом установлено, в том числе, что заявка на участие в открытом конкурсе должна быть оформлена в соответствии с Приложением № 2 к Информационной карте конкурсной документации.

В заявке на участие в конкурсе декларируется соответствие участника закупки (соисполнителей) требованиям, предусмотренным в подпунктах 2 и 3 пункта 8.3 Положения о закупках и в подпунктах 2 и 3 пункта 1.2. конкурсной документации, а также заявка должна содержать сведения о соответствии участника закупки требованиям подпунктов 1 и 4 пункта 8.3., пунктов 8.4. и 8.5. Положения о закупках.

Из Приложения № 2 к Информационной карте конкурсной документации следует, что заявка должна быть подана в соответствии с формой № 2 конкурсной документации.

При этом требования, установленные в форме № 2 конкурсной документации, косвенно указывают на необходимость представления документов, в целях оценки поступивших заявок.

Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что исчерпывающего перечня документов, необходимых к представлению в составе заявки на участие в конкурсе, документация не содержит.

Из приложения № 2 к Информационной карте конкурсной документации, пунктов 8.3, 8.4, 8.5 Положения о закупках и формы № 2 конкурсной документации невозможно установить однозначный перечень документов, который позволил бы участнику закупки сформировать свою заявку таким образом, чтобы она отвечала потребностям Заказчика, соответствовала требованиям конкурсной документации и содержала наилучшее предложение по исполнению договора.

В соответствии с пунктами 1 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципами информационной открытости закупки, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

При этом, учитывая, что документация не содержит конкретного перечня документов, необходимых к представлению в составе заявки, в рассматриваемом случае Заказчиком вышеуказанные принципы закупочной деятельности не соблюдены, следовательно, Комиссия признает данный довод заявителя обоснованным, а в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

По доводу заявителя о том, что установленный Заказчиком показатель № 1 «Наличие у участника конкурса оборудования» качественного критерия оценки заявок ставит в преимущественное положение участников закупки, владеющих на праве собственности устройством беспроводной тревожной сигнализации, при том, что установленный показатель и его значимость не позволяют выявить участника, предлагающего лучшие условия исполнения контракта, установлено следующее.

Приложение № 1 к Информационной карте конкурсной документации содержит критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе.

Так, подпунктом 2.1 качественных критериев оценки установлен следующий показатель:

«Наличие у участника конкурса оборудования (устройство беспроводной тревожной сигнализации) по тревожному извещению системы охранной сигнализации для возможности оперативного реагирования и решения внештатных ситуаций силами групп быстрого реагирования (далее – ГБР)».

Предметом оценки по данному показателю является предоставление в составе заявки документов, устанавливающих право собственности на устройство беспроводной тревожной сигнализации.

Комиссия отмечает, что присвоение наивысшей оценки за представление документа, о наличии исключительно права собственности на устройство беспроводной тревожной сигнализации, не позволяет определить наилучшее условие выполнения договора, поскольку надлежащее исполнение услуг, являющихся предметом закупки, не зависит от основания возникновения права на оборудование.

В свою очередь представителями Заказчика на заседании Комиссии было указано, что в случае представления участником закупки в составе заявки договора аренды на устройство беспроводной тревожной сигнализации, такому участнику было бы также присвоено наивысшее количество баллов.

При этом из конкурсной документации таких выводов не следует, на основании чего Комиссия признает данный довод обоснованным, а в действиях Заказчика нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Относительно того, что показатель № 2 «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» качественного критерия оценки заявок содержит требования, нарушающие коммерческую тайну и условия конфиденциальности, а также излишние требования о предоставлении документов, сведения и копии которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок, Комиссия установила следующее.

Из пункта 2.2 качественных критериев оценки по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» следует, что непредставление участником закупки в заявке сведений по критериям оценки не является основанием для отклонения участника закупки.

Заказчиком указывается, что установленный критерий отвечает цели о выявлении лучших условий исполнения договора, следовательно, установление такого критерия соответствует требованиям Закона о закупках.

В свою очередь довод о том, что требование о представлении копий контрактов (договоров), актов о приемке выполненных работ (оказанных услуг) является излишним, Комиссия признает необоснованным в силу того, что требования Заказчика не ограничены исключительно контрактами (договорами), заключенными в соответствии с требованиями Закона о закупках или Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Информация об исполненных гражданско-правовых договорах, имеющихся у участника закупки, может быть не размещена на сайте единой информационной системы в сфере закупок.

Наряду с вышеизложенным, Комиссия считает, что требования, предусмотренные вышеуказанным показателем, не нарушают коммерческую тайну и условия конфиденциальности участников закупки.

Доказательств обратного заявителем не представлено.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В силу вышеизложенного, Комиссия признает жалобу ООО «ЧОО «Колос» обоснованной в части некорректно сформированных требований к составу заявки на участие в открытом конкурсе, а также требований по показателю № 1 «Наличие у участника конкурса оборудования» качественного критерия оценки заявок, а в действиях Заказчика нарушение пунктов 2, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

При этом, поскольку на участие в открытом конкурсе было подано две заявки, в результате рассмотрения и оценки которых обе были допущены, имеется экономия от начальной (максимальной) цены контракта, а выявленные Комиссией нарушения не препятствовали ООО «ЧОО «Колос» подать заявку на участие в открытом конкурсе, Комиссия считает, что необходимость в выдаче предписания отсутствует.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ЧОО «Колос» на положения конкурсной документации заказчика – автономного учреждения Чувашской Республики «Республиканский клинический онкологический диспансер» Министерства здравоохранения Чувашской Республики при проведении открытого конкурса на оказание услуг по физической охране административных зданий и объектов АУ «Республиканский клинический онкологический диспансер» Минздрава Чувашии (изв. № 31807276956) обоснованной в части некорректно сформированных требований к составу заявки на участие в открытом конкурсе, а также требований по показателю № 1 «Наличие у участника конкурса оборудования» качественного критерия оценки заявок.
  2. Признать в действиях Заказчика – автономного учреждения Чувашской Республики «Республиканский клинический онкологический диспансер» Министерства здравоохранения Чувашской Республики нарушение пунктов 2, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

 

 

Председатель Комиссии                                                      <…>

 

Члены Комиссии                                                                  <…>

 

                                                                                              <…>

 

Примечание: решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны