Решение №06-04/2164 Решение и предписание Управления в отношении администрации Ц... от 30 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Перспектива» и проведения внеплановой проверки

 

Дело № 47-К-2017                                                                                             г. Чебоксары

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 марта 2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме 29 марта 2017 года.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 12.01.2017 № 4 в составе:

<…>;

<…>;

<…>;

от заказчика – администрации Цивильского района Чувашской Республики – <…>, представителя по доверенности от 09.01.2017,

<…>, представителя по доверенности от 09.01.2017,

<…>, представителя по доверенности от 23.03.2017,

от ООО «Ским» – <…>, директора,

<…>, представителя по доверенности от 24.03.2017,

в отсутствие заявителя – ООО «Перспектива», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу ООО «Перспектива» на положения аукционной документации заказчика – администрации Цивильского района Чувашской Республики при проведении электронного аукциона на определение генерального подрядчика на выполнение работ по строительству средней общеобразовательной школы 1000 ученических мест в микрорайоне «Южный» г. Цивильск Чувашской Республики (изв. № 0115300038017000001),  в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 17.03.2017 обратилось ООО «Перспектива» с жалобой на положения аукционной документации заказчика – администрации Цивильского района Чувашской Республики при проведении электронного аукциона на определение генерального подрядчика на выполнение работ по строительству средней общеобразовательной школы 1000 ученических мест в микрорайоне «Южный» г. Цивильск Чувашской Республики (изв. № 0115300038017000001) (далее – Электронный аукцион).

В жалобе ООО «Перспектива» сообщает, что отсутствие в документации об электронном аукционе указания на альтернативную возможность наличия у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, на допуск к конкретным видам работ, входящим в предмет закупки, совместно с допуском к генподряду, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

В проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, содержится обязательное требование к подрядчику о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. При этом заказчиком не предусмотрено, что участник закупки может сам являться субъектом малого предпринимательства. И у такого подрядчика будет отсутствовать необходимость привлекать субподрядчиков из числа данной категории лиц.

Из жалобы также следует, что заказчик в документации об электронном аукционе необоснованно установил разные требования к сроку возврата обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа такого обеспечения.

На основании вышеизложенного, ООО «Перспектива» просит рассмотреть жалобу по существу, приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта, признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.

ООО «Перспектива», надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения жалобы, явку полномочного представителя в заседание Комиссии не обеспечило.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, считают, что аукционная документация соответствует требованиям законодательства о контрактной системе. Просили признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

Заказчиком объявленного аукциона является администрация Цивильского района Чувашской Республики.

06.02.2017 в 16 час. 30 мин. заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115300038017000001 о проведении электронного аукциона на определение генерального подрядчика на выполнение работ по строительству средней общеобразовательной школы 1000 ученических мест в микрорайоне «Южный» г. Цивильск Чувашской Республики (изв. № 0115300038017000001), с начальной (максимальной) ценой контракта 534 428 800,00 руб. Одновременно размещена документация об электронном аукционе

06.02.2017, 03.03.2017, 04.03.2017 в документацию об электронном аукционе вносились изменения.

Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;

В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе такие сведения также должны содержаться в документации об электронном аукционе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Согласно пункту 17 Раздела X Информационной карты аукционной документации к участникам закупки установлены требования о наличии свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние, на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства": "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)".

На основании части 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ определенным Приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 № 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".

Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

Частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 (далее – Перечень), лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (далее - допуск на генподряд), то есть речь идет не о лице, выполняющем работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, а о лице, осуществляющем работы по организации строительства, и работы по организации строительства должны быть включены в Перечень.

Проведенный анализ Перечня показывает, что работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта административных зданий относятся к группе 33.3. Жилищно-гражданское строительство.

В силу изложенного, при осуществлении строительства здания школы заказчик вправе установить к участнику закупки требование о наличии соответствующего допуска СРО на генподряд, так как, согласно части 1 статьи 55.8 ГрК РФ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

В данном случае речь идет не о конкретных работах, а о работах по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта административных зданий, которые включены в раздел III "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Перечня, и для выполнения которых у подрядчика, осуществляющего капитальный ремонт объекта капитального строительства, должен быть допуск СРО на генподряд.

На основании изложенного, в пункте 17 Информационной карты аукционной документации на выполнение работ по строительству средней общеобразовательной школы 1000 ученических мест в микрорайоне «Южный» г. Цивильск Чувашской Республики заказчиком правомерно установлено требование о наличии допуска СРО на генподряд: "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3 Жилищно-гражданское строительство".

Следовательно, довод заявителя о нарушении требований Закона о контрактной системе, в связи с отсутствием в документации об электронном аукционе указания на альтернативную возможность наличия у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, на допуск к конкретным видам работ, входящим в предмет закупки, совместно с допуском к генподряду, Комиссия признает несостоятельным.

Порядок участия субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках установлен статьей 30 Закона о контрактной системе.

В силу части 1 статьи 30 Закона о контрактной     системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (часть  3 статьи 30 Закона о контрактной системе).

Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (часть  5 статьи 30 Закона о контрактной системе).

В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Пунктом 4.3.17 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, установлено, что участник закупки обязан привлечь для выполнения отдельных видов работ в объеме пятнадцать процентов от стоимости работ по настоящему Контракту субъектов малого предпринимательства в качестве субподрядных организаций.

При этом проект контракта не содержит указания на наличие альтернативной обязанности о привлечении к исполнению контракта в качестве субподрядчика социально ориентированной некоммерческой организации.

Кроме того, документация об электронном аукционе не содержит указания на то, что если подрядчик будет являться субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, то обязанность привлекать к соисполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организацией отсутствует.

Отсутствие такого условия не соответствует части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, поскольку не предусматривает возможности, что сам участник закупки может являться субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организации.

Следовательно, данный довод ООО «Перспектива» Комиссия признает обоснованным.

Наряду с изложенным, согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В ходе осуществления внеплановой проверки комиссией Чувашского УФАС России установлено, что проект контракта не содержит обязательного условия о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Указанное нарушает требования части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Требования к обеспечению исполнения контракта установлены статьей 96 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В силу части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Порядок обеспечения исполнения контракта установлен заказчиком пунктом 9 проекта контракта.

В случае, если Генеральным подрядчиком в качестве обеспечения исполнения Контракта выбрана безотзывная банковская гарантия, Генеральный подрядчик обязан предоставить Муниципальному заказчику оригинал безотзывной банковской гарантии в течение пяти дней с момента заключения Контракта. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (пункт 9.3 проекта контракта).

Денежные средства, внесенные в качестве залога, в качестве способа обеспечения исполнения Контракта, возвращаются Генеральному подрядчику при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по Контракту, за период с заключения Контракта до даты начала срока действия гарантийных обязательств, в течение 15 (пятнадцати) дней с момента подписания Сторонами последнего акта о приемке работ (пункт 9.5 проекта контракта).

Таким образом, требование, установленное заказчиком к сроку действия банковской гарантии, соответствует требованиям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком пунктом 9.5 проекта контракта установлен срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

При этом Комиссия отмечает, что Законом о контрактной системе не установлены требования к срокам возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, равно как не установлено требование о том, что срок действия банковской гарантии и срок возврата указанных денежных средств должны соответствовать.

В связи с изложенным, Комиссия признает данный довод необоснованным.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «Перспектива» обоснованной в части отсутствия в аукционной документации указания на отсутствие  обязанности привлекать к соисполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организацией в случае, если подрядчик будет являться субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией.

Одновременно Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Перспектива» обоснованной в части отсутствия в аукционной документации указания на отсутствие у подрядчика обязанности привлекать к соисполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организацией в случае, если подрядчик будет являться субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией.
  2. Признать заказчика – администрацию Цивильского района Чувашской Республики нарушившим части 5, 6 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Выдать заказчику – администрации Цивильского района Чувашской Республики предписание об устранении выявленных нарушений. 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                     <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                   <…>

 

                                                                                                                         <…>

 

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

От 29.03.2017 № 06-04/2165

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

Дело № 47-К-2017

 

29 марта 2017 года                                                                                                             г. Чебоксары

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 12.01.2017 № 4 в составе:

<…>;

<…>;

<…>;

на основании решения от 29.03.2017 о признании в действиях заказчика – администрации Цивильского района Чувашской Республики нарушения частей 5, 6 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона на определение генерального подрядчика на выполнение работ по строительству средней общеобразовательной школы 1000 ученических мест в микрорайоне «Южный» г. Цивильск Чувашской Республики (изв. № 0115300038017000001) и на основании части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»               

              

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Заказчику – администрации Цивильского района Чувашской Республики в срок до 13 апреля 2017 года устранить нарушения частей 5, 6 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», допущенные при проведении электронного аукциона на определение генерального подрядчика на выполнение работ по строительству средней общеобразовательной школы 1000 ученических мест в микрорайоне «Южный» г. Цивильск Чувашской Республики (изв. № 0115300038017000001) путем внесения соответствующих изменений в проект контракта при его направлении победителю закупки в соответствии со статьей 70 Закона о контрактной системе.

2. Оператору электронной площадки АО «ЕЭТП» http://roseltorg.ru обеспечить заказчику – администрации Цивильского района Чувашской Республики возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.

              3. Информацию об исполнении пункта 1 предписания с приложением копии подтверждающего документа представить в Чувашское УФАС России до 14 апреля 2017 года.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                    <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                   <…>

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны