Решение №06-04/30 Решение Управления в отношении ОАО «Чувашавтодор» от 27 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 37-ЗП-2015

г. Чебоксары

11 января 2016 года

 

Резолютивная часть решения оглашена 29 декабря 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 11 января 2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 02.03.2015 № 43, от 12.10.2015 № 205 в составе:

Председателя Комиссии:

«…»

Членов Комиссии:

«…»

в присутствии представителя от заказчика – ОАО «Чувашавтодор» – «…»

от заявителя – ООО «Партнер» – «…»

рассмотрев жалобу ООО «Партнер» на действия ОАО «Чувашавтодор» при проведении запроса цен  лот № 1 – поставка дизельное топливо зимнего класс 1, экологический класс К5 ЕВРО (ДТ-З-К5);  лот № 2 - Поставка Дизельное топливо межсезонное сорт F, экологический класс К5 ЕВРО (ДТ-Е-К5) (изв. №31502995745), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной службы по Чувашской Республике - Чувашии 18.12.2015 обратилось ООО «Партнер» с жалобой на действия ОАО «Чувашавтодор» при проведении запроса цен  лот № 1 – поставка дизельное топливо зимнего класс 1, экологический класс К5 ЕВРО (ДТ-З-К5);  лот № 2 - Поставка Дизельное топливо межсезонное сорт F, экологический класс К5 ЕВРО (ДТ-Е-К5) (изв. № 31502995745) (далее – Запрос цен).

В жалобе ООО  «Партнер»  сообщает о необоснованном отклонении заявки от участия в Запросе цен в связи с отсутствием необходимого опыта работы на рынке нефтепродуктов не менее 3-х лет, предусмотренного    подпунктом  4 пункта 5.1 извещения-документации. По мнению заявителя,  данное требование установлено заказчиком необоснованно.

Кроме того, заявитель указывает, что по лоту № 1 победителем признано ООО «Химбыт», у которого также отсутствует соответствующий опыт работы, поскольку согласно данным из ЕГРЮЛ в видах деятельности отсутствует деятельность по оптовой торговле моторным топливом, а указан лишь дополнительный вид деятельности – оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом.

В заседании Комиссии представитель заявителя поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, просил признать в действиях заказчика нарушение и выдать соответствующее предписание.

В  заседании комиссии  представитель ОАО «Чувашавтодор» нарушение не признал. Пояснил, что закупочной комиссией рассмотрены заявки на соответствие требованиям Положения о закупке и Федерального  закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Основанием для отклонения заявки ООО  «Партнер» послужило непредставление участником в составе  заявки информации, предусмотренной документацией о запросе цен. При этом заявка ООО «Химбыт» полностью соответствует установленным требованиям.

С учетом указанных обстоятельств, представитель ОАО «Чувашавтодор» считает  жалобу  ООО  «Партнер» необоснованной.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему. 

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"  (далее – Закон о закупках) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган, в порядке, установленном антимонопольным органом, действие (бездействие) заказчика при закупке. Порядок обжалования процедуры торгов  и процедуры заключения договора установлен  статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006       № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) определен порядок закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. 

В соответствии со статьей 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Организация закупочной деятельности Заказчика определяется  Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Чувашавтодор», утвержденным Советом директоров ОАО «Чувашавтодор», протокол  от   27.04.2012  № 48 (далее – Положение о закупке).

Согласно пункту 5.7.1  Положения о закупке под запросом цен понимается  процедура, при которой заказчик заранее информирует поставщиков о потребности в продукции, приглашает  подавать предложения и рассматривает их на отборочной стадии, отклоняет несоответствующие требованиям  извещения и документации о закупке и определяет победителя как участника закупки, который предложил наиболее низкую цену.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на  официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт)  размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

24.11.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. размещено извещение о проведении ОАО «Чувашавтодор» запроса цен изв. № 31502995745 на право заключения договора поставку дизельного топлива, зимнее класс 1, экологический класс К5 ЕВРО (ДТ-З-К5) (лот № 1) и на поставку дизельного топлива межсезонного, сорт F, экологический класс К5 ЕВРО (ДТ-Е-К5) (лот № 2).

Требования, предъявляемые к участникам закупки, установлены пунктом 5 Извещения-документации о закупке. Подпунктом 4 пункта 5.1 Извещения-документации установлено требование о наличии у поставщика опыта работы на рынке нефтепродуктов не менее 3-х лет.

Подпунктом 7 пункта 5.2 Извещения-документации установлено, что в составе заявки на участие в закупке должны быть приложены документы, подтверждающие наличие у Поставщика опыта работы на рынке нефтепродуктов не менее 3-х лет.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии от 08.12.2015 ООО «Партнер»  не допущено   к участию в Запросе цен по причине несоответствия требованиям извещения-документации о проведении запроса цен по п. 5.2 пп.7: отсутствует документация, подтверждающая наличие опыта работы на рынке нефтепродуктов не менее 3-х лет.

Согласно подпункту г)  пункта 6 главы 4 Положения о закупках   перед проведением  любой закупки заказчик  обязан установить  требования  к участникам закупки, а также  к  их субподрядчикам (поставщикам, исполнителям) при необходимости.

На основании  пункта 6.5.5 Положения участник  закупки должен  обладать  профессиональной компетентностью, оборудованием и другими материальными возможностями, также людскими ресурсами, финансовыми ресурсами, необходимыми  для исполнения договора на поставку продукции, надежностью, опытом и репутацией, системой управления охраной труда, если указанные требования содержаться в документации процедуры закупки.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что установление требования о наличии опыта работы на рынке нефтепродуктов не менее 3-х лет не противоречит требованиям Закона о закупках и Положению заказчика.

Наряду с изложенным, Комиссией установлено, что в составе заявки ООО «Партнер» имеется выписка из ЕГРЮЛ от 23.11.2015, в соответствии с которой общество организовано 30.09.2013, следовательно, необходимого заказчику опыта работы у  ООО «Партнер» не имеется.

Подпунктом 3 пункта 8.2 Извещения-документации установлено, что критерием отбора является соответствие участника закупки требованиям, установленным документацией о закупке. В случае не соблюдения вышеуказанных требований претенденты не допускаются к участию в закупочной процедуре, их заявки отклоняются.

Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России  приходит к выводу о правомерности отклонения заявки ООО «Партнер», представившего  заявку, не соответствующую требованиям закупочной документации.

Вместе с тем, согласно представленной в заявке ООО «Химбыт» выписке из ЕГРЮЛ от 13.11.2015 юридическое лицо организовано 30.03.2009  и видах деятельности указано – оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом. Кроме того, в составе заявки ООО «Химбыт» также имеется гарантийное письмо, в котором указывается на наличие опыта работы в сфере нефтепродуктов – шесть лет. Следовательно, заявка ООО «Химбыт» по данному основанию допущена к участию в Запросе цен обоснованно.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии    с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках  в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе  требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В подпункте 7 пункта 5.2 Извещения-документации указано, что в составе заявки на участие в закупке должны быть приложены документы, подтверждающие наличие у Поставщика опыта работы на рынке нефтепродуктов не менее 3-х лет

Такое указание не может свидетельствовать о надлежащем выполнении требований пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, поскольку не позволяет потенциальным участкам Запроса цен определить, какие именно должны быть представлены во исполнение установленного требования.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Исходя из установленных фактических обстоятельств по делу, Комиссия принимает решение о признании жалобы  ООО «Партнер»  необоснованной.

При рассмотрении  дела установлено, что по итогам  запроса цен 11.12.2015 между ОАО «Чувашавтодор» и ООО «Химбыт» заключен договор поставки № 214.

Таким образом, с момента заключения указанных договоров публично-правовые отношения заказчиком и хозяйствующим субъектом прекращены и возникли иные (обязательственные) правоотношения, которые основаны на самостоятельной гражданско-правовой сделке.

В связи с изложенным, Комиссия Чувашского УФАС России не считает возможным выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Партнер» необоснованной.

2. Признать  ОАО «Чувашавтодор» нарушившим  пункт 9 части 10 статьи 4   Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при проведении запроса цен № изв. 31502995745: лот № 1 – поставка дизельное топливо зимнего класс 1, экологический класс К5 ЕВРО (ДТ-З-К5);  лот № 2 - Поставка Дизельное топливо межсезонное сорт F, экологический класс К5 ЕВРО (ДТ-Е-К5). 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                         «…»

 

Члены Комиссии                                                                                     «…»

 

 

 

Примечание: решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны