Решение №06-04/3430 Решение Управления в отношении Министерства транспорта и дор... от 17 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

От 16.04.2015 № 06-04/3430

 

РЕШЕНИЕ

Дело № 24-Т-2015

г. Чебоксары

16 апреля 2015 года

 

Резолютивная часть решения оглашена 13 апреля 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 16 апреля 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 02.03.2015 № 43 в составе:

<…>

в присутствии заявителя – индивидуального предпринимателя <…>,

от организатора торгов – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики  – <…>,

заинтересованного лица – индивидуального предпринимателя <…>

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <…> на положения конкурсной документации Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, утвержденной Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 24.02.2015 № 02-03/22, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 07.04.2015 обратился ИП <…> с жалобой на положения конкурсной документации на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, утвержденной приказом Минтранса Чувашии от 24.02.2015 № 02-03/22.

Из жалобы следует, что Минтрансом Чувашии в конкурсной документации для оценки заявок на участие в конкурсе необоснованно включены следующие критерии:

  • применение автобусов, использующих компримированный природный газ в качестве моторного топлива (кроме резервных, подтверждается соответствующими документами);
  • количество мест для сидения в автобусах (присваивается соответствующий балл каждому автобусу, кроме резервного, и сумма полученных баллов по всем автобусам делится на количество автобусов).

По мнению заявителя, включение таких критериев в конкурсную документацию может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке пассажирских перевозок, поскольку участники такого рынка вынуждены приобретать подвижной состав большей вместимости, чем это необходимо для исполнения договорных обязательств по перевозке пассажиров, переоборудовать свой имеющийся подвижной состав для работы на газомоторное топливо в целях достижения максимального соответствия требованиям конкурсной документации.

В заседании Комиссии ИП <…> и его представитель поддержали жалобу по изложенной в ней доводам, просили признать в действиях Минтранса Чувашии нарушение порядка организации и проведения торгов и выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

Представитель Минтранса Чувашии нарушение порядка проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике не признал, просил признать жалобу ИП <…> необоснованной.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия приходит к следующему.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В силу частей 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" организация транспортного обслуживания населения, в том числе автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщениях, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 26.3 Закона).

Правоотношения, связанные с организацией процесса перевозки пассажиров автомобильным транспортом в Чувашской Республике урегулированы Законом Чувашской Республики от 29.12.2003 № 48 «Об организации  пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике» (далее – Закон № 48).

В силу статьи 1 Закона № 48 организатором-заказчиком регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом является орган исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченный Кабинетом Министров Чувашской Республики по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок (далее - уполномоченный орган).

Согласно части 3 статьи 4 Закона № 48 перевозчики осуществляют регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, организуемые сверх государственного заказа, на основании договоров на осуществление таких перевозок, заключенных с уполномоченным органом.

В силу части 4 статьи 4 Закона № 48 договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом заключается по результатам конкурса, за исключением случаев, установленных частью 5 настоящей статьи.

Таким образом, любые действия (бездействие) организатора торгов при организации и проведении конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, в силу обязательности его проведения подлежат контролю со стороны антимонопольного органа в процессуальном порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.04.2005 № 96 утверждено Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике (далее  –  Положение № 96), согласно пунктам 4.1 и 4.4 которого организация транспортного обслуживания населения осуществляется посредством формирования и размещения заказа, в том числе государственного заказа, на перевозки пассажиров по согласованным уполномоченным органом маршрутам и расписаниям движения. Заказ на перевозки пассажиров, организуемые сверх государственного заказа, размещается между перевозчиками в порядке, предусмотренном Положением о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа, утверждаемым Кабинетом Министров Чувашской Республики.

В пункте 3.1 Положения № 96 установлено, что конкурс проводится при открытии нового маршрута регулярных перевозок, а также в случае окончания срока действия договора осуществления перевозок пассажиров на маршруте регулярных перевозок, заключенного между уполномоченным органом и перевозчиком, либо его досрочного расторжения.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 № 594  утверждено Положение о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа (далее – Порядок ведения № 594).

В соответствии с Указом Главы Чувашской Республики от 25.05.2012 № 49 организатором-заказчиком пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике является Минтранс Чувашии.

На основании приказа Минтранса Чувашии от 24.02.2015 № 02-03/22  возобновлено проведение открытого конкурса, ранее объявленного приказом Минтранса Чувашии от 16.01.2015 № 02-03/4 «О проведении открытого конкурса», а также утверждена конкурсная документация.

Пунктом 11 Информационной карты конкурса, являющейся приложением № 1 к конкурсной документации, установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе,  в т.ч.:

 

11.2.2

Применение автобусов, использующих компримированный природный газ в качестве моторного топлива (кроме резервных, подтверждается соответствующими документами):

за каждый автобус

 

 

 

10

11.3.2

Количество мест для сидения в автобусах (присваивается соответствующий балл каждому автобусу, кроме резервного, и сумма полученных баллов по всем автобусам делится на количество автобусов):

менее 18

18 – 24

25 и более

 

 

 

10

15

20

 

Представителями Минтранса Чувашской Республики пояснено, что включение в конкурсную документацию критериев о наличии автобусов, использующих компримированный природный газ в качестве моторного топлива и определенного количества мест для сидения в автобусах обусловлено и направлено в первом случае, на исполнение государственной программы Чувашской Республики «Развитие транспортной системы Чувашской Республики» на 2013-2020 годы», предусматривающей расширение использования на автомобильном транспорте альтернативных источников энергии, в целях экономии энергоресурсов и улучшения экологического состояния и во втором случае, на обеспечение безопасности дорожного движения и улучшения транспортного обслуживания населения пассажирскими перевозками.

Согласно пункту 1.4 постановления № 594 организатор конкурса - Минтранс Чувашской Республики вправе определять условия проведения конкурса, готовить все необходимые документы для объявления конкурса и утверждать конкурсную документацию. При этом оценка заявок должна осуществляться конкурсной комиссией в соответствии с критериями оценки заявок, утвержденными конкурсной документацией.

Из данного положения правого акта следует, что именно Минтранс Чувашской Республики вправе определять и устанавливать по своему усмотрению критерии оценки заявок конкурса, с учетом запретов, установленных для органов государственной власти участвующих в предоставлении государственных услуг Законом о защите конкуренции. 

Целью проведения конкурсов, является выявление перевозчиков, способных осуществить наиболее качественное и безопасное оказание услуг по перевозке граждан на регулярных маршрутах, и обеспечить соблюдение всех требований, предъявляемых к перевозчикам действующим законодательством. 

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В соответствии с частью 2 этой же статьи, в случае, если организаторами или заказчиками торгов являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок.

Правомочность организатора (заказчика) пассажирских перевозок на установление определенных критериев и указанные представителями Минтранса Чувашской Республики основания для их установления, связанные с исполнением государственной программы и безопасностью перевозкой пассажиров, не свидетельствуют о нарушениях запретов, установленных для органов государственной власти, участвующих в предоставлении государственных услуг Законом о защите конкуренции.

С учетом вышеизложенного Комиссия не усматривает нарушений, поскольку положения конкурсной документации носят открытый характер, установление критериев конкурсного отбора, в равной степени распространяющегося на всех перевозчиков, для определения победителя конкурса на право заключения договора по маршрутам регулярных перевозок по методике балльной оценки.

         Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Исходя из установленных обстоятельств по делу, Комиссия признает жалобу ИП <…> необоснованной и приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу индивидуального предпринимателя <…> необоснованной.

<…>

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны