Решение №06-04/3484 Решение и предписание Управления в отношении Государственног... от 5 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Спецмонтаж»

 

Дело № 136-К-2018                                                                                             г. Чебоксары

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 мая 2018 года

Решение изготовлено в полном объеме 25 мая 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 12.01.2017 № 4 в составе:

«…»

от заказчика – Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям – <…>, представителя по доверенности, <…>, представителя по доверенности,

от уполномоченного органа – Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам – <…>, представителя по доверенности от 09.02.2018,

в отсутствие представителей заявителя – ООО «Спецмонтаж», надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу ООО «Спецмонтаж» на положения аукционной документации на поставку ручных металлодетекторов (изв. № 0115200001118001474),  в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 15.05.2018 обратилось ООО «Спецмонтаж» с жалобой на положения аукционной документации на поставку ручных металлодетекторов (изв. № 0115200001118001474) (далее – Электронный аукцион).

В жалобе ООО «Спецмонтаж» сообщает, что заказчиком необоснованно включены в описание объекта закупки безальтернативные способы реализации функционала, которые по техническому значению не имеют никакого практического значения, в частности требование о наличии функции автоматического выключения питания при отсутствии движения прибора в течение не более 10 секунд, а также требование о том, что прибор должен автоматически включаться и быть готов к работе не более, чем через 2 секунды после возникновения движения. Факт наличия движения должен индицироваться предназначенным для этого светодиодным индикатором.

Заявитель указывает, что в открытых источниках отсутствует информация о том, что существует как минимум 2 модели оборудования с подобными характеристиками разных производителей.

Кроме того, заявитель не согласен с внесенными изменениями в документацию в части установления требования: «Металлодетектор должен иметь дополнительный, опциональный, отключаемый канал пассивного обнаружения ферромагнитных металлических объектов, на магниторезистивных датчиках постоянного магнитного поля Земли, не связанный с опционально отключаемым активным каналом обнаружения, излучающим электромагнитное поле», относящееся к формуле полезной модели. Данное требование, по мнению заявителя, приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.

Вместе с тем, такая основная функциональная характеристика закупаемого товара как «дальность обнаружения искомого предмета», предусмотренная ГОСТ Р 55249-2012 Воздушный транспорт. Аэропорты. Технические средства досмотра. Общие технические требования», документацией заказчика не установлена.

ООО «Спецмонтаж» просит признать жалобу обоснованной, признать в действиях заказчика нарушение законодательства о контрактной системе и выдать предписание об устранении нарушений.

В заседании Комиссии по рассмотрению жалобы ООО «Спецмонтаж» объявлен перерыв до 22.05.2018 16 час. 00 мин. До объявления перерыва в заседании Комиссии присутствовали от заказчика – Свинцова О.А., представитель по доверенности, от уполномоченного органа – Волосов И.М., представитель по доверенности, от заявителя – Шкляев Р.Е. и Хайрулин П.А., представителей по доверенностям.

В заседании Комиссии до объявления перерыва представители ООО «Спецмонтаж» поддержали жалобу по изложенным в ней доводам.

Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

Заказчиком объявленного аукциона является Государственный комитет Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Уполномоченным органом выступила Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.

08.05.2018 13 час. 40 мин. уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115200001118001474 о проведении электронного аукциона на поставку ручных металлодетекторов, с начальной (максимальной) ценой контракта 1 230 000,00 руб. Одновременно размещена документация об электронном аукционе.

Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Правила описания объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе.

В силу части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1);

использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Объектом объявленной закупки является поставка ручных металлодетекторов.

Технической частью технического задания аукционной документации предусмотрена таблица требований к характеристикам «Ручной металлодетектор», которой в действующей редакции установлены в т.ч. следующие требования к товару:

В приборе должна быть реализована возможность оперативного снижения чувствительности вдвое. В приборе должна быть реализована возможность ручной настройки максимального уровня чувствительности («режим специалиста»).

В приборе должна присутствовать функция автоматического выключения питания при отсутствии движения прибора в течение не более 10 секунд. Прибор должен автоматически включаться и быть готов к работе не более, чем через 2 секунды после возникновения движения. Факт наличия движения должен индицироваться предназначенным для этого светодиодным индикатором.

В качестве доказательств о наличии функциональных возможностей ручных металлодетекторов, предусмотренных Техническим заданием аукционной документации, представитель Заказчика предоставил Комиссии паспорта ручных металлодетекторов моделей:

- «BLACKTOR-S» изготовитель ООО «Сигма-М»;

- «SUPERSCAN – 911» изготовитель ООО «Дельта»;

- «Феникс-П-04» производитель ООО «Ланти».

Согласно паспорту «Ручной металлодетектор «BLACKTOR-S», в случае отсутствия движения в течение 10 секунд, металлодетектор выключается, а после возникновения движения, в течение 2 секунд переходит в рабочий режим.

Согласно паспорту «SUPERSCAN – 911» ручной металлодетектор», изделие обнаруживает металл, когда находится в движении со скоростью от 0 до 0,5 м/с. В приборе присутствует функция автоматического выключения питания при отсутствии движения прибора в течение 10 секунд. Прибор автоматически включается и готов к работе через 2 секунды после возникновения движения. Факт наличия движения индицируется предназначенным для этого светодиодным индикатором.

Согласно паспорту «Металлодетектор селективный портативный ручной «Феникс-П-04», при отсутствии движения прибора более 10 секунд питание изделия будет автоматически отключено, а при возникновении движения, в течение 2-х секунд прибор перейдет в рабочий режим, о чем сообщит световым сигналом.

Из представленных Заказчиком паспортов на изделия различных изготовителей, Комиссией установлено, что данные ручные металлодетекторы соответствуют требованиям, установленным Техническим заданием Заказчиком к ручному металлодетектору. Следовательно, данный довод заявителя Комиссия признает необоснованным.

Наряду с изложенным, заказчиком в описание объекта закупки включено следующее требование к закупаемому товару: Металлодетектор должен иметь дополнительный, опциональный, отключаемый канал пассивного обнаружения ферромагнитных металлических объектов, на магниторезистивных датчиках постоянного магнитного поля Земли, не связанный с опционально отключаемым активным каналом обнаружения, излучающим электромагнитное поле.

При этом согласно реестру Полезных моделей Российской Федерации, размещенному на официальном сайте Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральный институт промышленной собственности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 18.12.2017 зарегистрирован патент на полезную модель «Ручной металлообнаружитель» RU 175 760, автором и патентообладателем которого является Алеев Тимур Марсович.

Согласно патенту RU 175 760 U1 от 18.12.2017 зарегистрированная полезная модель имеет в т.ч. следующие характеристики:

- В ручном металлообнаружителе совмещены две магниточувствительные схемы на основе электромагнитных катушек, передающей и принимающей, и на основе пассивных датчиков изменения постоянного магнитного поля Земли-магниторезисторов;

- Наличие акселерометра исключает ложные срабатывания металлообнаружителя при ударах, деформациях корпуса во время проведения досмотровых операций. Магниторезисторы 10 улавливают изменение постоянного магнитного поля Земли, вызванного появлением в радиусе их действия ферромагнитных объектов.

Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о том, что указанное требование воспроизводит формулу полезной модели, напрямую связанную с патентом RU 175 760 U1 от 18.12.2017, выданным патентообладателю Алееву Тимуру Марсовичу. Данная формула не имеет связи с техническими и эксплуатационными характеристиками оборудования, которые можно подвергнуть объективной оценке. При этом требование наличия описываемого патентом функционала никак не обосновывается и документация не содержит указания, что у заказчика не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Следовательно, такое описание объекта закупки нарушает правила, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в связи с чем, Комиссия признает данный довод заявителя обоснованным.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «Спецмонтаж» обоснованной в части установления требования к закупаемому товару, являющегося формулой изобретения полезной модели по патенту RU 175 760 U1 от 18.12.2017, а в действиях заказчика – Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям нарушение пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

В целях устранения выявленного нарушения Комиссия принимает решение о выдаче предписания об устранении выявленного нарушения.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Спецмонтаж» обоснованной в части установления требования к закупаемому товару, являющегося формулой изобретения полезной модели по патенту RU 175 760 U1 от 18.12.2017.
  2. Признать заказчика – Государственный комитет Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Выдать заказчику – Государственному комитету Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и уполномоченному органу – Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам предписание об устранении выявленного нарушения. 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                    <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                  <…>

 

                                                                                                                                 <…>

 

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

От 25.05.2018 № 06-04/3485

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

Дело № 136-К-2018

 

25 мая 2018 года                                                                                                   г. Чебоксары

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 12.01.2017 № 4 в составе:

председателя Комиссии:

<…>,

членов Комиссии:

<…>,

<…>,

на основании решения от 25.05.2018 о признании в действиях заказчика – Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона на поставку ручных металлодетекторов (изв. № 0115200001118001474) и на основании части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Заказчику – Государственному комитету Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и уполномоченному органу – Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам в срок до 08 июня 2018 года устранить допущенное нарушение при проведении электронного аукциона на поставку ручных металлодетекторов (изв. № 0115200001118001474) путем совершения следующих действий:

- Отметить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.05.2018 №0115200001118001474-1;

- Отменить Протокол рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 22.05.2018 №0115200001118001474-3;

- Внести изменения в аукционную документацию согласно мотивировочной части решения;

- Продолжить процедуру электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

  1. Оператору электронной площадки АО «ЕЭТП» http://roseltorg.ru обеспечить заказчику – Государственному комитету Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и уполномоченному органу – Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.
  2. Информацию об исполнении пункта 1 предписания с приложением копии подтверждающего документа представить в Чувашское УФАС России до 11 июня 2018 года.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                           <…>

 

Члены Комиссии                                                                             <…>

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны