Решение №06-04/4007 Решение и предписание Управления в отношении Управления град... от 15 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

ООО «Перспектива»

Дело № 166-К-2017                                                                                           г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 08 июня 2018 года.

Решение изготовлено в полном объеме 14 июня 2018 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 № 4 в составе:

<…>

в присутствии от:

заказчика – Управления градостроительства и городского хозяйства администрации города Шумерля Чувашской Республики – <…>,

уполномоченного учреждения - МКУ "Центр финансового обеспечения муниципальных учреждений города Шумерля Чувашской Республики" – <…>,

в отсутствие заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Перспектива», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее – ООО «Перспектива») на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городского округа города Шумерля Чувашской Республики (изв. № 0815300003418000016) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 06.06.2018 обратилось ООО «Перспектива» с жалобой на положения аукционной документации заказчика -  Управления градостроительства и городского хозяйства администрации города Шумерля Чувашской Республики и Уполномоченного учреждения - МКУ "Центр финансового обеспечения муниципальных учреждений города Шумерля Чувашской Республики" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городского округа города Шумерля Чувашской Республики (изв. № 0815300003418000016) (далее – Электронный аукцион).

В жалобе ООО «Перспектива» сообщает, что положения аукционной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, по следующим основаниям:

- в аукционной документации необоснованно установлены дополнительные требования к участникам закупки определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление № 99);

- пункты 6.1 и 6.2 проекта контракта об изменении срока исполнения контракта противоречат положениям Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, заявитель просит произвести проверку объявленной закупки и выдать Заказчику предписание по устранению нарушений.

Представители Заказчика и Уполномоченного учреждения нарушения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона не признали, указав, что аукционная документация сформирована в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, просили признать жалобу ООО «Перспектива» необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с  пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

Заказчиком объявленного аукциона является Управления градостроительства и городского хозяйства администрации города Шумерля Чувашской Республики, уполномоченным учреждением -  МКУ "Центр финансового обеспечения муниципальных учреждений города Шумерля Чувашской Республики".

22.05.2018 в 14 час. 13 мин. уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0815300003418000016  о проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городского округа города Шумерля Чувашской Республики, с начальной (максимальной) ценой контракта 10 309 246, 27 руб. Одновременно размещена документация об электронном аукционе.

По доводу заявителя о том, что Заказчиком в аукционной документации необоснованно установлены дополнительные требования к участникам закупки определенные постановлением № 99, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.

К участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. В приложении N 1 указаны дополнительные требования к участникам при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) ОКПД2 ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн.рублей - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Также в приложении № 1 указаны документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям. Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, навесы и другие подобные постройки).

Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регламентирована Приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 № 402.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона закупка отнесена к коду ОКПД2 42.11.10.120, начальная (максимальная) цена контракта                                          10 309 246, 27 рублей, при этом предметом контракта является текущий ремонт автомобильных дорог. следовательно, требование о наличии опыта исполнения контракта в соответствии с Постановлением № 99 не требуется.

 Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России признает данный довод Заявителя обоснованным, а в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя о том, что пункты 6.1 и 6.2 проекта контракта об изменении срока исполнения контракта противоречат положениям Закона о контрактной системе, Комиссия признает несостоятельным в силу следующего.

Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.

Пунктами 6.1 и 6.2 проекта контракта установлено, что стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по настоящему Контракту в случае, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно: наводнения, пожара, землетрясения, диверсии, военных действий, блокад, изменения законодательства, препятствующих надлежащему исполнению обязательств по настоящему Контракту, а также других чрезвычайных обстоятельств, подтвержденных в установленном законодательством порядке, которые возникли после заключения настоящего Контракта и непосредственно повлияли на исполнение Сторонами своих обязательств, а также которые Стороны были не в состоянии предвидеть и предотвратить.

 При наступлении таких обстоятельств срок исполнения обязательств по настоящему Контракту отодвигается соразмерно времени действия данных обстоятельств постольку, поскольку эти обстоятельства значительно влияют на исполнение настоящего Контракта в срок.

Комиссия Чувашского УФАС России отмечает следующее. В силу части 3 статьи 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Частью 9 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), утвержденным постановлением Правления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 23.12.2015 № 173-14, обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажор) являются чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта), либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта).

В частности, к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.

 Таким образом, пункты 6.1 и 6.2 проекта контракта, которыми предусмотрено изменение существенных условий, возможность изменения срока выполнения обязательств по контракту в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, не является нарушением законодательства о контрактной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «Перспектива» обоснованной в части довода об установлении дополнительного требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения контракта при выполнении строительных работ и приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленного нарушения.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Перспектива» обоснованной в части довода об установлении дополнительного требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения контракта при выполнении строительных работ;

2. Признать заказчика – Управление градостроительства и городского хозяйства администрации города Шумерля Чувашской Республики нарушившим часть 6 статьи 31  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

3. Выдать заказчику – Управлению градостроительства и городского хозяйства администрации города Шумерля Чувашской Республики предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Председатель Комиссии                                                                       <…>.

 

Члены Комиссии                                                                               <…>

 

                                                                                                                 <…>

 

 

 

Примечание: решение Комиссии Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия  (часть 9 статьи 106 Закона о контрактной системе).

 

Исх. 06-048/4008

От 14.06.2018

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

Дело № 166-К-2017

 

 

14 июня 2018 года                                                                                    г. Чебоксары

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 № 4 в составе:

<…>

на основании решения от 14.06.2018 о признании в действиях заказчика  - Управления градостроительства и городского хозяйства администрации города Шумерля Чувашской Республики нарушение части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городского округа города Шумерля Чувашской Республики (изв. № 0815300003418000016) и на основании части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»              

              

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Заказчику - Управлению градостроительства и городского хозяйства администрации города Шумерля Чувашской Республики, аукционной комиссии уполномоченного учреждения - МКУ "Центр финансового обеспечения муниципальных учреждений города Шумерля Чувашской Республики" в срок до 29.06.2018 устранить нарушение части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», допущенное при составлении аукционной документации на выполнение работ по текущему ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городского округа города Шумерля Чувашской Республики                                               (изв. № 0815300003418000016) путем:

-  рассмотрения вторых частей заявок участников электронного аукциона без учета опыта исполнения контракта, на выполнение работ, относящихся к группе работ строительных.

2. Оператору электронной площадки АО ЕЭТП https://www.roseltorg.ru/ обеспечить Заказчику - Управлению градостроительства и городского хозяйства администрации города Шумерля Чувашской Республики, аукционной комиссии уполномоченного учреждения - МКУ "Центр финансового обеспечения муниципальных учреждений города Шумерля Чувашской Республики" возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.

              3. Информацию об исполнении пункта 1 предписания с приложением копии подтверждающего документа представить в Чувашское УФАС России до 02.07.2018.

 

 

Председатель Комиссии                                                                         <…>

Члены Комиссии                                                                                  <…>

 

                                               <..>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны