Решение №06-04/4023 Решение Управления по жалобе администрации Батыревского сел... от 8 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

23-Т-2015

г. Чебоксары

06 мая  2015 года

 

Резолютивная часть решения оглашена 29 апреля 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 06 мая 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 02.03.2015 № 43 в составе:

Председателя Комиссии:

Членов Комиссии:

«…»

в присутствии  заявителя – Администрации Батыревского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики  

«…»

от организатора торгов – администрации Батыревского района Чувашской Республики –

«…»

рассмотрев жалобу администрации  Батыревского сельского поселения Чувашской Республики  на действия администрации Батыревского   района Чувашской Республики при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельных участков  на  30 лет (извещение №100315/0290361/01)   по Лоту №3 общей площадью 2744кв.м., кадастровый номер <...> :08:240211:471 с разрешенным использованием  «Строительная промышленность» в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России  20.04.2015 обратилась  администрация Батыревского сельского поселения   Чувашской Республики с жалобой на действия администрации Батыревского района  Чувашской Республики,  выразившиеся по мнению заявителя, в  незаконном проведении  аукциона на право  заключения договора аренды земельного участка, с кадастровым номером 21:08:240211:471  разрешенного  использования  «Строительная промышленность»   относящегося  к землям  государственная собственность  на которые  не разграничена.

Из жалобы следует, что Администрацией Батыревского района  Чувашской Республики на основании постановления   администрации Батыревского района от  25.02.2015 г. №163 объявлен аукцион по предоставлению в аренду  земельных участков  участка сроком на 30 лет, в том числе  по  Лоту №3 общей площадью 2744кв.м., с кадастровым номером 21:08:240211:471  разрешенного  использования  «Строительная промышленность».

  В силу   изменений,  внесенных в Федеральный Закон «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», вступивших в силу  01.03.2015 г. распоряжение земельными участками, государственная  собственность  на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении  земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии  утвержденных   правил землепользования и застройки поселения  администрация  Батыревского района не имеет полномочий по  распоряжению   землями  неразграниченной собственности.

На заседании Комиссии Чувашского УФАС России представитель администрации Батыревского сельского поселения поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.

Представитель администрации Батыревского  района Чувашской Республики не признал  в действиях  администрации Батыревского района  Чувашской Республики нарушения  порядка организации и проведения аукциона на  право  заключения договора аренды земельного участка по Лоту 3, в связи с тем, что постановление администрации  об утверждении  земельных участков, в том числе с кадастровым номером 21:08:240211:471 и проведении аукциона о предоставлении  их в аренду принято 25.02.2015 г., т.е. до вступления в силу  изменений в  Земельный кодекс РФ. Следовательно,  правовые нормы указанные представителем заявителя, на  данный случай,  не распространяются. В связи с этим,  просил признать жалобу администрации  Батыревского сельского поселения   необоснованной.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия приходит к следующему.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с частью 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации  (далее – Земельный кодекс) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Таким образом, любые действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов при организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в силу обязательности его проведения подлежат контролю со стороны антимонопольного органа в процессуальном порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности установлен статьями 39.11 и 39.12 Земельного кодекса.

Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы (пункт 19 статьи 39.11 Земельного кодекса).

Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона (пункт 20 статьи 39.11 Земельного кодекса).

Пунктом 3 статьи 6 Устава Батыревского  района Чувашской Республики, принятого решением Батыревского районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 200312, установлено, что муниципальные правовые акты Батыревского района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в газете Батыревского района «Авангард» и (или) информационном  бюллетене  «Вестник Батыревского района» в течение 10 дней со дня их принятия, если иное не установлено настоящим Уставом, и размещаются на сайте аминистрации Батыревского  района в сети Интернет.

Постановлением администрации Батыревского района Чувашской Республики  от  25.02.2015 №163  «Об  утверждении  земельных участков выставляемых на торги (аукцион,  конкурс)»,  утверждены  земельные участки выставляемые на торги и  документация  на проведение аукциона, а также дата и время   проведения аукциона, определенные  13.04.2015 в 14 ч.00. мин.

В целях реализации указанного  постановления  02.03.2015 организатором торгов  на официальном сайте администрации Батыревского района размещено извещение о проведении  13.04.2015 аукциона  на право заключения договора аренды на определенные земельные  участки  со  сроком аренды  30 лет., в том числе по Лоту №3 земельный участок с кадастровым номером 21:08:240211:471, с разрешенным использованием  «Строительная промышленность», общей площадью 2744кв.м.,  местоположение: Чувашская Республика, Батыревский район, Батыревское  с/пос, с.Батырево, ул.Дружбы,  ограничения (обременения отсутствуют), с начальным (рыночным) размером  арендной платы земельного участка -55510 рублей.

10.03.2015 данное извещение  размещено организатором торгов  на  официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru.

В соответствии с частью  3 статьи 3.3 Федерального  закона  от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015) полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.

В случае, если извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, предоставление такого земельного участка в собственность или аренду по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который обеспечил размещение указанного извещения.

Утвержденные Правила   землепользования и застройки поселения в качестве доказательства перехода полномочий от органа  местного самоуправления района к  органу местного самоуправления поселения заявителем в заседание комиссии не представлены, в связи с чем, указанное обстоятельство  не позволяет признать довод заявителя об отсутствии у администрации  Батыревского  района полномочий по распоряжению земельными участками  государственная  собственность  на которые не разграничена, состоятельным. 

       Вместе с тем, при изучении   процедуры  проведения аукциона   Комиссией Чувашского УФАС России  установлено следующее.

       В соответствии  с пунктом  4 части   21 статьи  39.11 Земельного кодекса, извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства);

Однако извещение администрации Батыревского района Чувашской Республики  о проведении аукциона,   сведений о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также   о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения не содержит. Что свидетельствует о несоблюдении  требований, установленных Земельным  законодательством.

В соответствии с частью   9      статьи 39.12 Земельного кодекса РФ,  организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем. Заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания организатором аукциона протокола рассмотрения заявок. Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе подписывается организатором аукциона не позднее чем в течение одного дня со дня их рассмотрения и размещается на официальном сайте не позднее, чем на следующий день после дня подписания протокола.

Согласно части 15 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ, результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. При этом, как установлено частью  16 вышеуказанной статьи, протокол о результатах аукциона размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня подписания данного протокола.

Комиссией Чувашского УФАС России  установлено, что протоколы рассмотрения заявок и подведения итогов  на официальном сайте не размещались, что свидетельствует о несоблюдении организатором торгов  требований частей  9 и  16 статьи 39.12 Земельного Кодекса РФ.

Частью 20 статьи  39.12 Земельного кодекса  устанавливается порядок  заключения договора по результатам аукциона, согласно которому не допускается заключение  договора ранее, чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.

Извещением о проведении аукциона   на право заключения договора аренды  земельных участков  размещенным на  официальном сайте  администрации Батыревского района  определено, что  договор аренды заключается между Арендодателем и Победителем аукциона в установленном законодательством порядке в течение 5 рабочих дней со дня  подведения итогов аукциона, что свидетельствует о несоблюдении  организатором торгов  требований части  20 статьи 39.12 Земельного  кодекса.

Наряду с этим, согласно пояснениям  представителя организатора, Администрацией  Батыревского района  по итогам аукциона 14.04.2015 заключен договор  № 33/15.

При  этом  договор согласно  части  20 статьи  39.12 может быть заключен не ранее 24.04.2015, что свидетельствует  о  нарушении   данной нормы  Закона.

 Статьей 39.8 Земельного кодекса РФ  определены  предельные сроки предоставления  в аренду земельных участков для различных видов  разрешенного использования.

Согласно  части  9 данной статьи, в  случае предоставления земельного участка, в соответствии с основным видом разрешенного использования которого предусмотрено строительство зданий, сооружений, в аренду на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев проведения аукционов в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса), договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок, превышающий в два раза срок, установленный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в качестве срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений. При этом, если в соответствии с основными видами разрешенного использования земельного участка предусмотрено строительство нескольких зданий, сооружений, договор аренды такого земельного участка заключается исходя из наибольшего срока, установленного для таких зданий, сооружений в соответствии с положениями настоящего пункта.

Разрешенным использованием  земельного участка в аренду по Лоту №3 является  «Строительная промышленность», которое  в соответствии с приложением   к приказу Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного  использования земельных участков» предусмотрено размещение объектов капитального  строительства, предназначенных для  производства: строительных  материалов (кирпичей, пиломатериалов, цемента, крепежных материалов), бытового и строительного газового и сантехнического  оборудования, лифтов и подъемников, столярной продукции, сборных домов или  их частей и тому подобной  продукции.

Следовательно,   если  земельный  участок  предоставляется  для строительства  зданий  или сооружений на аукционе, договор  аренды  земельного участка  заключается на срок, превышающий в два раза срок, установленный  Приказом Минстроя России от 27.02.2015  № 137/пр  в качестве  срока , необходимого для выполнения инженерных изысканий , осуществления  архитектурно-строительного проектирования и строительства  зданий, сооружений и составляет 60 месяцев.

Таким образом, в случае заключения договора аренды земельного участка для строительства здания или сооружения на аукционе, срок аренды должен составлять  не более  10 лет.

С учетом данных правовых положений, установленный  организатором срок  аренды земельных участков – 30 лет, превышает  предельный  срок определенный действующим законодательством  в три раза, что свидетельствует  о  неправомерных действиях организатора торгов.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Исходя из установленных обстоятельств дела, Комиссия признает жалобу администрации Батыревского сельского поселения  Чувашской Республики необоснованной.

В связи  с тем, что на момент рассмотрения жалобы по итогам  аукциона заключен  договор от 14.04.2015 №33/15 с физическим лицом  Халитовым З.С., т.е. между сторонами  возникли обязательные правоотношения,   выдать  предписание о прекращении нарушения  не представляется возможным.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

                 1. Признать жалобу администрации  Батыревского сельского поселения Чувашской Республики необоснованной.

                  

Председатель Комиссии                 «…»                                                

 

Члены Комиссии                             «…»                                                

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны