Решение №06-04/4087 Решение Управления в отношении администрации г. Чебоксары от 8 мая 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Дело №26-Т-2015 г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 29 апреля 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 06 мая 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 02.03.2015 № 43 в составе:
при участии представителей:
Администрации г. Чебоксары Чувашской Республики:
«…»
ПК «ЧПАП №2»:
«…»
ООО «Пилигрим»
«…»
при участии заинтересованного лица
УСТАНОВИЛА:
ПК «ЧПАП №2», ООО «Пилигрим» обратились в Чувашское УФАС России с жалобами на действия администрации г. Чебоксары Чувашской Республики (далее – Администрация) при проведении открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Чебоксары организуемого в соответствии с постановлением Администрации г. Чебоксары от 13.04.2015 №1359.
В жалобах заявителей указывается на то, что Администрация нарушила порядок проведения конкурса и ограничила конкуренцию на рынке осуществления регулярных пассажирских перевозок, в связи с:
1) включением двух автобусных маршрутов №№30 и 36 в один лот;
2) увеличением интервала движения между автобусами до 15 минут по маршруту №36;
3) указанием срока действия договора в извещении, опубликованном в газете «Чебоксарские новости» 4 года, а в конкурсной документации (п.1.6 «Общие положения») - 3 года;
4) установлением критериев оценки без учета опыта работы, обеспечения безопасности дорожного движения, наличия медицинских работников и лицензии на медицинскую деятельность и т.п.
Представители заявителей поддержали доводы, изложенные в жалобах в полном объеме
Представитель администрации г. Чебоксары заявленные требования не признал, пояснил, что конкурсная документация разработана и утверждена в соответствии с действующим законодательством. Изменение интервала движения между автобусами на маршрутах, выставленных на конкурс, связано с результатами обследования интенсивности движения общественного транспорта и пассажиропотока на маршрутной сети города, проведенного на договорной основе ООО «Новита», показавшими не эффективность пассажирских перевозок на маршруте №36.
По информации представленной перевозчиками, за 2014 г. пассажиропоток по маршруту №30 составил 553 тыс.чел., по маршруту №36-222,3 тыс.чел.
Необходимое количество автобусов для участия в конкурсе по Лоту №1 составляет 17 единиц (19 с учетом резервного количества), и обеспечивает возможность участия в конкурсе всех лиц, заинтересованных в заключении договора.
Согласно п.1.6 раздела 1 «Общие положения» конкурсной документации установлено, что договор заключается на 3 года. В пункте 2.3 раздела 2 «Информация, содержащаяся в извещении о проведении конкурса» в части указания срока действия договора допущена техническая ошибка.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.
Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
По правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ), Законом Чувашской Республики от 29.12.2003 № 48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике» (далее – Закон ЧР № 48), с целью совершенствования системы управления пассажирскими перевозками в г. Чебоксары решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.06.2005 № 1644 утверждено Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в г. Чебоксары (далее – Положение об организации пассажирских перевозок).
Постановлением Администрации г. Чебоксары от 07.12.2012 №741 во исполнение Федерального закона № 196-ФЗ, Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положения об организации пассажирских перевозок утверждено Положение о порядке проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Чебоксары (далее - Положение о порядке проведения конкурса).
Постановлением Администрации г. Чебоксары от 13.04.2015 №1359 принято решение о проведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Чебоксары и утверждена конкурсная.
Действующим законодательством не регламентированы порядок и условия проведения конкурса, требования к перевозчикам, составу и оформлению заявок на участие в конкурсе, критерии оценки заявок. Устанавливая требования, заказчик исходит из своей потребности определения перевозчика, предложившего лучшие условия осуществления перевозок с целью заключения договора.
Согласно извещению и положениям конкурсной документации по каждому маршруту установлены требования - интервал движения автобусов, количество подвижного состава на маршруте и режим работы автобусов на маршруте.
Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что интервал движения автобусов, количество подвижного состава на маршруте и режим работы автобусов на маршруте установлены в соответствии с научно-техническим отчетом ООО «Новита», подготовленным во исполнение договора №2 от 06.09.2013. Иных доказательств опровергающих доводы представителей администрации г.Чебоксары, Комиссии Чувашского УФАС России представлено не было.
Таким образом, доводы заявителей о неправомерном сокращении интервала движения автобусов на маршруте, Комиссия считает необоснованными.
Довод заявителей о том, что в разделе IV Порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе не учтен опыт работы в сфере пассажирских перевозок заявителя, не учтены вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, наличие медицинских работников и лицензии на медицинскую деятельность заявителя, не указан инструктор дорожного движения, Комиссия признает необоснованным в силу следующего.
Согласно статье 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств, требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации" при организации работы, направленной на обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, субъект транспортной деятельности осуществляет выполнение и контроль соблюдения требований, установленных пунктом 5 настоящих Правил, а также мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, перечень которых указан в приложении N 2 к настоящему приказу.
Таким образом, вышеуказанные требования являются обязательными для перевозчиков и должны соблюдаться вне зависимости от того, установлены они в конкурсной документации или нет.
В силу того, что действующим законодательством не регламентированы порядок и условия проведения конкурса, критерии оценки заявок организатор торгов вправе самостоятельно разработать и утвердить порядок и критерии оценки заявок, исходя из потребности и целей проводимого конкурса. Критерии оценки заявок направлены на определение перевозчика, предложившего лучшие условия осуществления пассажирских перевозок.
Заявителями доказательств, свидетельствующих о создании угрозы ограничения конкуренции в связи с не установлением данных критериев не представлено.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 3.5 Положения о порядке проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары (далее – Положение) извещение о проведении конкурса содержит следующую информацию:
- наименование конкурса;
- наименование Организатора конкурса, его юридический адрес;
- предмет конкурса;
- дату время и место начала и окончания приема заявок на участие в конкурсе;
- дату вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе;
- место размещения Положения о порядке проведения конкурса и конкурсной документации;
Согласно подпункту 3 пункта 1.5 Положения, конкурсная документация - документация, содержащая требования, предъявляемые к заявителям, подвижному составу, содержанию и форме заявки на участие в конкурсе; перечень документов, прилагаемых к заявлению на участие в конкурсе; информацию, содержащуюся в извещении о проведении конкурса; основания отказа в допуске заявителя к участию в конкурсе; критерии оценки заявок на участие в конкурсе; разъяснение положений конкурсной документации и внесение в нее изменений.
Вместе с тем, Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что пункты 2.5 и 2.6 размещенной на официальном сайте Администрации города Чебоксары конкурсной документации, утвержденной Постановлением администрации г.Чебоксары от 13.04.2015 № 1359 не содержат информации о сроках подачи заявок, дате и времени вскрытия конвертов, что свидетельствует о несоответствии данной документации требованиям подпункта 3 пункта 1.5 Положения.
Кроме того, пунктом 1.6 раздела 1 конкурсной документации установлено, что по результатам конкурса договор на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах № 30 и № 36 заключается сроком на 3 года.
В пункте 2.3 раздела 2 «Информация, содержащаяся в извещении о проведении конкурса» срок действия договора указан 4 года.
Следовательно, организатором конкурса при размещении информации о конкурсе допущено наличие несоответствий положений документации и в извещении, которые не позволяют однозначно определить участникам конкурса условие заключаемого договора.
Таким образом, довод заявителя об указании различных сроков , на которые по результатам конкурса заключается договор на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Чебоксары, Комиссия признает состоятельным.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушениях части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении Администрацией города Чебоксары конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Чебоксары по маршрутам №30 и №36.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Исходя из установленных обстоятельств дела, Комиссия признает жалобы ПК «ЧПАП №2» и ООО «Пилигрим» обоснованными в части.
Учитывая, что допущенные администрацией г.Чебоксары Чувашской Республики нарушения являются обстоятельствами, влияющими на итоги аукциона, Комиссия считает необходимым выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ПК «ЧПАП №2» и ООО «Пилигрим» обоснованными в части.
2. Выдать организатору торгов Администрации г.Чебоксары предписание об устранении нарушений.
Председатель Комиссии «…»
Члены Комиссии «…»
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики в течение трех месяцев.