Решение №06-04/4781 Решение и предписание Управления в отношении казенного унита... от 7 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

От 06.07.2016 № 06-04/4781

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 17-ЗП-2016

г. Чебоксары

06 июля 2016 года

 

Резолютивная часть решения оглашена 01 июля 2016 года

Решение изготовлено в полном объеме 06 июля 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 21.03.2016 № 38  в составе:

Председателя Комиссии:

<…>;

Членов Комиссии:

<…>;

<…>;

в присутствии представителей заказчика – казенного унитарного предприятия Чувашской Республики «Продовольственный фонд Чувашской Республики» – <…>, представителя по доверенности от 01.07.2016,

в отсутствие представителей заявителя – ООО «Группа Компания «Альянс-Стройпроект», надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу ООО «Группа Компания «Альянс-Стройпроект» на действия Казенного унитарного предприятия Чувашской Республики «Продовольственный фонд Чувашской Республики» при проведении запроса предложений изв. № 31603703254 на выполнение работ по демонтажу здания диспетчерской (литеры Р, Р1, Р2), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 27.06.2016 обратилось ООО «Группа Компания «Альянс-Стройпроект» с жалобой на действия Казенного унитарного предприятия Чувашской Республики «Продовольственный фонд Чувашской Республики» при проведении запроса предложений изв. № 31603703254 на выполнение работ по демонтажу здания диспетчерской (литеры Р, Р1, Р2).

Из жалобы следует, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок ООО «Группа Компания «Альянс-Стройпроект» признано победителем запроса предложений. Подписанный проект договора передан заказчику 06.06.2016. Однако 17.06.2016 обществом получен отказ в подписании договора со стороны заказчика.

Заявитель просит провести проверку правомерности указанных действий Казенного унитарного предприятия Чувашской Республики «Продовольственный фонд Чувашской Республики».

ООО «Группа Компания «Альянс-Стройпроект», надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения жалобы, явку полномочного представителя в заседание Комиссии не обеспечило.

Представители КУП Чувашской Республики «Продовольственный фонд Чувашской Республики» с доводами жалобы не согласились, считают, что заказчиком нарушений процедуры осуществления закупки не допущено.

Изучив представленные документы в материалы дела документы, Комиссия приходит к следующему.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает право участников закупки на обжалование в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд казенного унитарного предприятия Чувашской Республики «Продовольственный фонд Чувашской Республики», утвержденного директором А.И. Федотовым, в редакции приказа от 23.05.2016 № 79-О (далее – Положение).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Согласно пункту 10.1 Положения запрос предложений – упрощенный способ проведения закупки, при котором заказчиком устанавливаются критерии оценки предложений участников, и победителем становится тот, кто предложил лучшие условия исполнения договора на поставку товара выполнение работ, оказания услуг. Приглашение к участию в запросе предложений не должно расцениваться в качестве объявления о проведении торгов или приглашения принять участие в торгах, а также не должно рассматриваться как оферта или приглашение делать оферты. Соответственно, статьи 437, 447 - 449 ГК РФ к проводимому отбору Поставщиков не применяются,  обязанности заказчика по заключению договора с участником не налагаются.

Информация о проведении запроса предложений, включая извещение и документацию о запросе предложений, проект договора размещается Заказчиком в единой информационной системе не менее чем за 3 дня до установленного в документации о запросе предложений дня окончания подачи заявок на участие в запросе предложений (пункт 10.2 Положения).

Оценка заявок на участие в запросе предложений осуществляются закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными документацией о запросе предложений (пункт 10.7 Положения).

Победителем запроса предложений признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке которого присвоен первый номер (пункт 10.8 Положения).

Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений оформляются протоколом, в котором содержатся сведения о существенных условиях договора, обо всех участниках размещения закупки, подавших заявки, об отклоненных заявках с обоснованием причин отклонения, о принятом на основании результатов оценки и сопоставления заявок решении о присвоении заявкам на участие порядковых номеров, об условиях исполнения договора, указанных в заявке победителя и участника закупки, заявке которого присвоен второй номер <...> Указанный протокол подписывается всеми членами закупочной комиссии, и размещается Заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания такого протокола (пункт 10.9 Положения).

Комиссия на любом этапе проведения закупки вправе принять решение об отказе от заключения договора с участником закупок в случае, если предложенные участником условия исполнения договора не соответствуют условиям проекта договора, опубликованного Заказчиком вместе с извещением о закупке (пункт 10.9.1 Положения).

26.05.2016 казенное унитарное предприятие Чувашской Республики «Продовольственный фонд Чувашской Республики» разместило на официальном сайте извещение о проведении запроса предложений на выполнение работ по демонтажу здания диспетчерской (литеры Р, Р1, Р2) № 31603703254 (далее – Извещение), а также документацию о запросе предложений (далее – Документация).

Документация открытого запроса предложений на выполнение работ по демонтажу здания диспетчерской (литеры Р, Р1, Р2) утверждена директором <…>.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в запросе предложений от 01.06.2016 № 51 комиссия приняла решение признать победителем закупки ООО «ГК «Альянс-Стройпроект», заявка которого получила наибольшее количество баллов.

В соответствии с пунктом  4.1.8 Документации одним из этапов проведения запроса предложений является подписание договора с участником размещения заказа, заявка которого признана наилучшей, осуществляется однократно в течение всей процедуры запроса предложений.

В случае если Заявка на участие в Запросе предложений какого-либо из Участников размещения заказа окажется существенно лучше Заявок на участие в Запросе предложений остальных Участников, и это Заявка полностью удовлетворит Заказчика, Заказчик определит Заявку на участие в запросе предложений данного Участника наилучшей и подпишет с ним Договор; процедура Запроса предложений на этом будет завершена (пункт  4.10.1.1.1 Документации).

Участник, представивший Заявку на участие в Запросе предложений, признанную наилучшей, в течение 3 дней с момента утверждения протокола об итогах Запроса предложений обязан представить Заказчику подписанный им текст договора (пункт  4.11.1 Документации).

Договор между Заказчиком и Участником размещения заказа, Заявка на участие в Запросе предложений которого признана наилучшей, подписывается в течение 3 дней с момента подписания итогового протокола об определении наилучшей Заявки на Участие в Запросе предложений (пункт  4.11.2 Документации).

Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что письмом от 15.06.2016 № 379 КУП Чувашской Республики «Продовольственный фонд Чувашской Республики» направило ООО «Группа Компания «Альянс-Стройпроект» письмо из которого следует, что процедура запроса предложений в соответствии с Положением о закупках не является торгами (конкурсом, аукционом) или публичным конкурсом в соответствии со статьями 447-449, 1057-1061 Гражданского кодекса Российской Федерации, и не возлагает на предприятие гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем запроса предложений или иным его участником.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в т.ч. Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статьи 1, 2 Закона о закупках регулируют и регламентируют закупочную деятельность, а не маркетинговые исследования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

В силу пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Из вышеизложенного следует, что запрос предложений является формой проведения торгов, в силу гражданского законодательства по итогам запроса предложений заключается договор.

Таким образом, казенное унитарное предприятие Чувашской Республики «Продовольственный фонд Чувашской Республики» отказав победителю запроса предложений в заключении договора, не руководствовалось Гражданским кодексом Российской Федерации и, следовательно, нарушило требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в нарушение требований части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд казенного унитарного предприятия Чувашской Республики «Продовольственный фонд Чувашской Республики», утвержденное директором А.И. Федотовым, в редакции приказа от 23.05.2016 № 79-О, не содержит порядок заключения и исполнения договоров.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Исходя из фактических обстоятельств, Комиссия приходит к итоговому заключению о том, что жалоба ООО «Группа Компания «Альянс-Стройпроект» является обоснованной, и о необходимости выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Группа Компания «Альянс-Стройпроект» обоснованной.
  2. Признать казенное унитарное предприятие Чувашской Республики «Продовольственный фонд Чувашской Республики» нарушившим часть 1, часть 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать казенному унитарному предприятию Чувашской Республики «Продовольственный фонд Чувашской Республики» предписание об устранении выявленного нарушения.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                <…>

                                                                                              

Члены Комиссии                                                                            <…>

 

                                                                                                       <…>

 

Примечание: решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

От 06.07.2016 № 06-04/4783

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Дело № 17-ЗП-2016

г. Чебоксары

06 июля 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 21.03.2016 № 38  в составе:

Председателя Комиссии:

<…>;

Членов Комиссии:

<…>;

<…>;

на основании решения от 20.06.2016 по делу № 17-ЗП-2016 о признании казенного унитарного предприятия Чувашской Республики «Продовольственный фонд Чувашской Республики» нарушившим часть 1, часть 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при проведении запроса предложений изв. № 31603703254 на выполнение работ по демонтажу здания диспетчерской (литеры Р, Р1, Р2) и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Казенному унитарному предприятию Чувашской Республики «Продовольственный фонд Чувашской Республики» в срок до 21 июля 2016 года устранить нарушения части 1, части 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», путем:
  • продолжения процедуры проведения запроса предложений изв. № 31603703254 и подписания договора в соответствии с пунктом 4.11 документации по открытому запросу предложений;
  • внесения изменений в Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд казенного унитарного предприятия Чувашской Республики «Продовольственный фонд Чувашской Республики» в соответствии с выводами изложенными в мотивировочной части решения от 20.06.2016 по делу № 17-ЗП-2016.
  1. Информацию об исполнении предписания с приложением копии подтверждающего документа представить в Чувашское УФАС России в срок до 22 июля 2016 года.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                <…>

                                                                                              

Члены Комиссии                                                                            <…>

 

                                                                                                       <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны