Решение №06-04/5197 Решение и предписание Управления в отношении муниципального ... от 7 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Юман»

 

 

Дело № 205-К-2017                                                                                             г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 07 июля 2017 года

Решение изготовлено в полном объеме 12 июля 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 № 4 в составе:

<…>;

<…>;

<…>;

<…>;

<…>;

в присутствии от заказчика – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Урмарская средняя общеобразовательная школа» Урмарского района Чувашской Республики – <…>– директора,

от заявителя – ООО «Юман» – <…>, представителя по доверенности,

рассмотрев жалобу ООО «Юман» на положения аукционной документации заказчика – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Урмарская средняя общеобразовательная школа» Урмарского района Чувашской Республики при проведении электронного аукциона капитальный ремонт здания школы № 2 (корпус начальных классов) МБОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова» Урмарского района Чувашской Республики (изв. № 0315300024417000006),  в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 30.06.2017 обратилось ООО «Юман» с жалобой на положения аукционной документации заказчика – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Урмарская средняя общеобразовательная школа» Урмарского района Чувашской Республики при проведении электронного аукциона капитальный ремонт здания школы № 2 (корпус начальных классов) МБОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова» Урмарского района Чувашской Республики (изв. № 0315300024417000006) (далее – Электронный аукцион).

В жалобе ООО «Юман» сообщает, что описание объекта закупки нарушает требования Закона о контрактной системе, в частности:

по позиции 1 «Бетон тяжелый, класс В12,5 (М150)» заказчиком установлены завышенные требования по отношению к ГОСТу 26633-2015;

по позиции 2 «Бетон тяжелый, крупность заполнителя 20 мм, класс В15 (М200)» заказчиком установлены требования к сырьевому составу, в части насыпной плотности песка и щебня;

по позиции 2 «Бетон тяжелый, крупность заполнителя 20 мм, класс В15 (М200)» содержится описание товара, не позволяющее однозначно определить требование заказчика – максимальная крупность заполнителя, мм: не менее более 20.

На основании вышеизложенного, ООО «Юман» просит рассмотреть жалобу по существу, признать ее обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

В заседании Комиссии представитель ООО «Юман» поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.

Представитель заказчика нарушения законодательства о контрактной системе не признал, указал, что аукционная документация сформирована в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

Заказчиком объявленного аукциона является муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Урмарская средняя общеобразовательная школа» Урмарского района Чувашской Республики.

16.06.2017 в 15 час. 52 мин. заказчиком – муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Урмарская средняя общеобразовательная школа» Урмарского района Чувашской Республики на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0315300024417000006 о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания школы № 2 (корпус начальных классов) МБОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова» Урмарского района Чувашской Республики, с начальной (максимальной) ценой контракта 10 891 130, 00 руб. Одновременно размещена документация об электронном аукционе.

По правилам статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе);

использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).

В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Технической частью на выполнение работ по капитальному ремонту здания школы № 2 (корпус начальных классов) МБОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова» Урмарского района Чувашской Республики документации об электронном аукционе установлены в т.ч. требования к техническим, функциональным характеристикам товара, используемого для выполнения работ, в частности:

пункт 1 «Бетон тяжелый, класс В12,5 (М150)»: класс прочности на сжатие в проектном возрасте должен быть не ниже  B12,5. Средней плотности от 2000 до 2400 кг/м³;

пункт 2 «Бетон тяжелый, крупность заполнителя 20 мм, класс В15 (М200)»: Насыпная плотность песка, кг/м3: не более 2800; Насыпная плотность щебня: не более 1370 кг/см3; Максимальная крупность заполнителя, мм: не менее более 20.

На конструкционные тяжелые и мелкозернистые бетоны на цементных вяжущих и плотных заполнителях (далее - бетоны), применяемые во всех областях строительства и климатических зонах, и устанавливает технические требования к бетонам, правила их приемки, методы контроля распространяется ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия».

Пунктом 3.2 ГОСТ 26633-2015 установлено требование к бетону тяжелому: Бетон плотной структуры средней плотностью более 2000 до 2500 кг/м³ включительно на цементном вяжущем и плотных крупном и мелком заполнителях.

Таким образом, требование к верхней границе средней плотности бетона тяжелого установлено не в соответствии с ГОСТ 26633-2015. При этом документация об электронном аукционе не содержит обоснования необходимости установления требования к значению указанного показателя ниже, чем данное значение установлено ГОСТ 26633-2015.

Следовательно, описание объекта закупки по пункту 1 «Бетон тяжелый, класс В12,5 (М150)» нарушает правила, установленные пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе,  в связи с чем, данный довод заявителя Комиссия признает обоснованным.

Наряду с изложенным, Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что ГОСТ 26633-2015 не нормирует насыпную плотность песка и щебня, входящих в состав бетона. Требования к значениям указанных показателей установлены ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ» и ГОСТ 8736-93 «Песок для строительных работ».

Таким образом, заказчиком по позиции 2 «Бетон тяжелый, крупность заполнителя 20 мм, класс В15 (М200)» установлены требования не к самому товару, а к его сырьевому составу, что является избыточным требованием и нарушает положение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

При этом относительно указания на максимальную крупность заполнителя, мм: не менее более 20, Комиссия приходит к выводу, что такое описание не позволяет определить установленные заказчиком требования по данной позиции.

При этом согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе).

Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что 23.06.2017 в 8 час. 02 мин. заказчик на запрос «Просим разъяснить термин не менее более» опубликовал разъяснение положений документации следующего содержания: «Уважаемые участники электронного аукциона, в связи с тем, что в технической части допущена ошибка: Максимальная крупность заполнителя, мм: не менее более 20; просим читать: Максимальная крупность заполнителя, мм: не менее 20. Также просим учесть тот факт, что указанный показатель участником аукциона (к примеру:  Максимальная крупность заполнителя, мм: 20) будет считаться верным. Указание конкретного показателя или показателя Максимальная крупность заполнителя, мм: не менее более 20 не будет считаться ошибкой при заполнении».

Следовательно, Комиссия приходит к выводу о том, что указание по позиции 2 «Бетон тяжелый, крупность заполнителя 20 мм, класс В15 (М200)» требования «не менее более» является технической ошибкой, и требование по данному показателю конкретизировано в разъяснениях на поступивший запрос.

В связи с изложенным, Комиссия признает данный довод необоснованным.

Наряду с изложенным, Комиссией Чувашского УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.

Требования к содержанию документации об электронном аукционе установлены частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Во исполнение Закона о контрактной системе Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также  документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99) определены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

В соответствии с пунктом 2 Перечня «Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов» указанного Постановления № 99 выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей предусматривает наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 24 Информационной карты документации об электронном аукционе заказчиком установлены дополнительные требования: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

При этом документация об электронном аукционе (пункт 25 Информационной карты документации об электронном аукционе) не содержит требование о предоставлении документов, подтверждающих наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке, что нарушает требование пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «Юман» обоснованной в части ненадлежащего описания объекта закупки по позициям 1 «Бетон тяжелый, класс В12,5 (М150)», 2 «Бетон тяжелый, крупность заполнителя 20 мм, класс В15 (М200)» Технической части документации об электронном аукционе и приходит к выводу о наличии оснований для выдачи предписания.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Юман» обоснованной в части ненадлежащего описания объекта закупки по позициям 1 «Бетон тяжелый, класс В12,5 (М150)», 2 «Бетон тяжелый, крупность заполнителя 20 мм, класс В15 (М200)» Технической части документации об электронном аукционе.
  2. Признать заказчика – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Урмарская средняя общеобразовательная школа» Урмарского района Чувашской Республики нарушившим пункт 2 части 1 статьи 33, часть 3 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Выдать заказчику – муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждение «Урмарская средняя общеобразовательная школа» Урмарского района Чувашской Республики предписание об устранении выявленного нарушения.

           

             

Председатель Комиссии                                                                                    <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                  <…>

 

                                                                                                                                 <…>

 

                                                                                                                        <…>

 

                                                                                                                   <…>

 

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

 

Дело № 205-К-2017

 

12 июля 2017                                                                                                        г. Чебоксары

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 12.01.2017 № 4 в составе:

председателя Комиссии:

<…>;

<…>;

<…>;

<…>;

<…>;

на основании решения от 12.07.2017 о признании в действиях Заказчика, нарушений пункта 2 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания школы № 2 (корпус начальных классов) МБОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова» Урмарского района Чувашской Республики (изв. № 0315300024417000006) и на основании части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

 

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Заказчику – муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Урмарская средняя общеобразовательная школа» Урмарского района Чувашской Республики в срок до 27 июля 2017 года устранить нарушения части 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», допущенные при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания школы № 2 (корпус начальных классов) МБОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова» Урмарского района Чувашской Республики (изв. № 0315300024417000006) путем:
  • отмены протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе изв. № 0315300024417000006 от 04.07.2017;
  • отмены протокола проведения электронного аукциона изв.
    № 0315300024417000006 от 07.07.2017;
  • возврата заявок, поданных на участие в электронном аукционе изв. № 0315300024417000006, с указанием на возможность повторной подачи заявок;
  • внесения изменений в документацию об электронном аукционе в соответствии с выводами, изложенными в мотивировочной части решения от 12.07.2017 № 205-К-2017;
  • продления сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе и продолжения процедуры проведения электронного аукциона в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

2. Оператору электронной площадки АО «ЕЭТП» http://roseltorg.ru обеспечить заказчику – муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Урмарская средняя общеобразовательная школа» Урмарского района Чувашской Республики возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.

3. Информацию об исполнении пункта 1 предписания с приложением копии подтверждающего документа представить в Чувашское УФАС России до 28 июля 2017 года.

 

Председатель Комиссии                                                                         <…>

 

Члены Комиссии                                                                                      <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны