Решение №06-04/5272 Решение Управления по жалобе ООО «Союз-4» от 1 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Союз-4»

 

 

Дело № 205-К-2018                                                                                             г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 июля 2018 года

Решение изготовлено в полном объеме 31 июля 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 № 4 в составе:

<…>;

<…>;

<…>;

в присутствии от уполномоченного учреждение – МКУ «Центр организации закупок» города Чебоксары (далее – Уполномоченное учреждение), <…>, представителя по доверенности от 17.01.2018,

от заказчика – управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее – Заказчик), <…>, представителя по доверенности от 11.07.2018,

в отсутствие заявителя – ООО «Союз-4», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу ООО «Союз-4» на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальному маршруту города Чебоксары №2 по регулируемым тарифам (изв. № 0815300003218000594) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 20.07.2018 обратилось ООО «Союз-4» с жалобой на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальному маршруту города Чебоксары №2 по регулируемым тарифам (изв. № 0815300003218000594) (далее – Электронный аукцион).

В жалобе ООО «Союз-4» сообщает, что описание объекта закупки не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, поскольку установлены требования, ограничивающие количество участников закупки, в частности, такие требования к транспортным средствам как класс транспортных средств, количество транспортных средств на маршруте, резервное количество транспортных средств на маршруте, возраст подвижного состава (не ранее 2018 года выпуска),  также требования к количеству мест для сидения и пассажировместимости, белому цвету автобусов, наличию внутренних и внешних средств видеорегистрации в транспортном средстве и электронной громкоговорящей установки, к кузову (низкопольному или полунизкопольному).

Кроме того, заявитель указывает, что условия исполнения контракта, предусмотренные пунктами 4.1.27 - 4.1.30, 4.2.1 и 4.2.2 проекта контракта, содержащие обязанность победителя по наличию 10-11 основных транспортных средств и не менее 1 резервного за месяц до начала осуществления работ; по осуществлению закупки услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств финансовых услуг финансовых и кредитных учреждений (лизинг, кредит) ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, налагает дополнительную финансовую нагрузку на победителя закупки.

Из жалобы также следует, что пункт 1.1.13 Технического задания обязывает перевозчика осуществлять регулярные перевозки в соответствии с Положением о звании «Почетный гражданин города Чебоксары», утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 17.06.2003 № 983. При этом понесенные в связи с указанным расходы перевозчику возмещаются в соответствии заключенным между заказчиком и получателем субсидий Соглашением о предоставлении субсидий из бюджета города Чебоксары. Такие положения, по мнению заявителя, влекут фактически правовую неопределенность, противоречат принципам открытости и прозрачности закупок, и создают ограничения для участия в закупке в связи с неизвестностью количества льготников, объема их перевозок за весь срок контракта и размера субсидий в связи с предоставлением льгот по оплате проезда.

Спорная документация не содержит порядка и сроков оформления пункта 6 Технического задания в части «цены за единицу работы, руб.», «стоимости закупки, руб.». С учетом этого противоречит целям законодательства о закупках отсутствие сведений в пункте 2.1 проекта контракта  об оплате работ по годам и отсутствие в спорной документации открытого и прозрачного порядка распределения и указания в пункте 2.1 контракта денежных средств на основании окончательного ценового предложения по закупке.

Заявитель также отмечает, что установленные Заказчиком требования к экологическим характеристикам транспортного средства не соответствуют документу планирования Заказчика.

На основании изложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

В заседании Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения  нарушения законодательства о контрактной системе не признали, сообщили, что 20.07.2018 в аукционную документацию внесены изменения.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ,  услуг  для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

Заказчиком объявленного аукциона является Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары Чувашской Республики, Уполномоченным учреждением выступило МКУ «Центр организации закупок» города Чебоксары.

28.06.2018 20 час. 59 мин. уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0815300003218000594 о проведении электронного аукциона на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальному маршруту города Чебоксары № 2 по регулируемым тарифам, с начальной (максимальной) ценой контракта 800, 00 руб. Одновременно размещена документация об электронном аукционе.

20.07.2018 18 час. 56 мин. в аукционную документацию внесены изменения.

На основании части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Требования к описанию Заказчиком объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Объектом объявленной закупки является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальному маршруту города Чебоксары № 2 по регулируемым тарифам.

Описание объекта закупки установлено Разделом I Техническое задание документации об электронном аукционе (в редакции от 20.07.2018).

Пунктом 1.1.8 Технического задания установлено требование об использовании исполнителем транспортных средств для выполнения работ, отвечающих следующим требованиям:

- категория транспортных средств – М3 (транспортные средства, которые используются для перевозки пассажиров, имеют помимо места водителя, более 8 мест для сидения и максимальная масса которых превышает 5 тонн);

- класс транспортных средств – большой (длина от 10 метров);

- количество транспортных средств на маршруте – не менее 10 и не более 11;

- резервное количество транспортных средств на маршруте – 2;

- количество мест для сидения – не менее 24 и не более 29;

- пассажировместимость при разрешенной максимальной массе – не менее 93 и не более 111 человек;

- наличие аппаратуры системы спутниковой навигации GLONASS или GLONASS/GPS;

- экологические характеристики транспортного средства - не ниже ЕВРО-4;

- вид топлива - дизельное топливо или природный газ;

- возраст подвижного состава - не ранее 2018 года выпуска;

- кузов - низкопольный или полунизкопольный;

- белый цвет;

- внутренние и внешние средства видеорегистрации в транспортном средстве – наличие;

- наличие электронной громкоговорящей установки;

 -наличие электронного, русифицированного, светодиодного, информационного маршрутоуказателя (спереди, сбоку, сзади и салонное).

При этом Комиссия отмечает, что, исходя из смысла правил описания объекта закупки, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе, потребность Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к услуге, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.

В ходе заседания Комиссии представитель заказчика пояснил, что включенные в техническое задание требования в отношении транспортных средств направлены на обеспечение оптимальной организации пассажирских перевозок в городе Чебоксары.

Таким образом, доводы заявителя о нарушении правил описания объекта закупки в части установленных требований к транспортным средствам Комиссия признает необоснованными.

Наряду с изложенным, согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Требования к контракту установлены статьей 34 Закона о контрактной системе.

Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены (часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе).

Проект муниципального контракта Разделом III документации об электронном аукционе (далее – Проект контракта), в соответствии с которым перевозчик обязуется:

предоставить за 70 (семьдесят) календарных дней до начала срока выполнения работ, указанных в п. 5.1 контракта, договор (лизинга, купли-продажи и пр.) на закупку (приобретение) транспортных средств и (или) копии ПТС на каждое транспортное средство, используемое на маршруте (пункт 4.1.27 Проекта контракта);

предоставить за 20 (двадцать) календарных дней до начала срока выполнения работ, указанных в п. 5.1 контракта транспортные средства, используемые на маршруте, для фактического осмотра на соответствие Техническому заданию в черте города Чебоксары (пункт 4.1.28 Проекта контракта).

Количество транспортных средств (с учетом резерва транспортных средств) для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом маршруту соответствует заявленным требованиям Технического задания (пункт 4.2.1 Проекта контракта).

В течение всего срока выполнения работ каждое используемое на маршруте регулярных перевозок транспортное средство (согласно Приложению №5 к контракту) должно осуществлять перевозки только по указанному в Приложении №2 муниципальному маршруту (пункт 4.2.2 Проекта контракта).

Таким образом, вышеуказанными положениями Проекта контракта заказчик устанавливает обязанность исполнителя подтвердить наличие транспортных средств, необходимых для оказания услуги, являющейся объектом закупки.

Вышеуказанные положения Проекта контракта являются важными для заказчика и направлены на обеспечение качественного выполнения закупаемых услуг.

При этом возможность исполнения услуги предусмотрена для неограниченного числа участников. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности исполнить контракт на указанных условиях, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки.

На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода.

Наряду с изложенным, пункт 4.1.29 Проекта контракта (в ред. от 20.07.2018) осуществлять закупку пассажирских автотранспортных средств и (или) закупку финансовых услуг финансовых и кредитных учреждений (лизинг, кредит), моторного топлива, горюче-смазочных материалов (моторные масла, масла для узлов и агрегатов автотранспортных средств, охлаждающие жидкости, смазки, технические жидкости и прочие), запасных частей, узлов и агрегатов к автотранспортным средствам; услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств, услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности Перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что на момент рассмотрения жалобы заказчик не устанавливает обязательное требование о закупке  технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, узлов и агрегатов к ним, а также закупки финансовых услуг финансовых и кредитных учреждений (лизинг, кредит). Следовательно, данный довод заявителя не находит фактического подтверждения.

Наряду с изложенным, пунктом 1.1.13 Технического задания установлено требование осуществлять регулярные перевозки с предоставлением бесплатного проезда гражданам, имеющим право на бесплатный проезд в соответствии с Положением о звании «Почетный гражданин города Чебоксары, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 17.06.2003 № 983.

Пунктом 1.1 Проекта контракта предусмотрено, что предметом контракта является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальному маршруту города Чебоксары №44 по регулируемым тарифам. Выполнение работ связанно с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, с предоставлением бесплатного проезда гражданам, имеющим право на бесплатный проезд в соответствии с Положением о звании «Почетный гражданин города Чебоксары», принятым решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 17.06.2003 № 983 (далее – Работы).

В заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа пояснили, что при обосновании начальной (максимальной) цены контракта в нее были включены расходы, связанные с предоставлением бесплатного проезда гражданам, имеющим право на бесплатный проезд в соответствии с Положением о звании «Почетный гражданин города Чебоксары». Заказчиком 20.07.2018 в документацию об электронном аукционе внесены изменения и условие о необходимости заключения дополнительного Соглашения о предоставлении субсидий из бюджета города Чебоксары исключено из пункта 1.1.13 Технического задания.

Следовательно, Комиссия Чувашского УФАС России признает данный довод заявителя необоснованным.

По доводу заявителя о том, что документация не содержит порядка и сроков оформления пункта 6 Технического задания в части «цены за единицу работы, руб.», «стоимости закупки, руб.», пункт 2.1 проекта контракта не содержит сведений об оплате работ по годам, а также по отсутствию в спорной документации открытого и прозрачного порядка распределения и указания в пункте 2.1 контракта денежных средств на основании окончательного ценового предложения по закупке, Комиссия установила следующее.

Пункт 6 Технического задания аукционной документации представляет собой форму, устанавливающую объем и стоимость выполняемых работ в квартал:

 

№ п/п

Наименование

работы

Ед. изм.

Кол-во/ объем

цена за единицу работы, руб.

стоимость закупки, руб.

1

Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальному маршруту города Чебоксары №2 по регулируемым тарифам

Оборотный рейс

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

Техническое задание аукционной документации согласно положениям проекта контракта является приложением к контракту, следовательно, его заполнение происходит на этапе заключения контракта.

Указанное следует из части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, согласно которой в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

На этапе размещения аукционной документации и проекта контракта Заказчик не владеет информацией о цене контракта, из которой будет установлена цена за единицу услуги и затем стоимость закупки.

К аналогичным выводам Комиссия приходит и относительно пункта 2.1 Проекта контракта, который не содержит сведений об оплате работ по годам, а также порядка распределения денежных средств.

Таким образом, данный довод заявителя Комиссия признает необоснованным.

Относительно того, что установленные Заказчиком требования к экологическим характеристикам транспортного средства не соответствуют документу планирования Заказчика, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ), порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок устанавливается муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона.

Исходя из совокупного толкования статей 25, 26 Закона № 220-ФЗ реестр маршрутов регулярных перевозок включает в себя сведения, которые действуют в настоящий момент.

В случае, если маршрут регулярных перевозок изменяется, сведения, предусмотренные статьей 26 Закона № 220-ФЗ подлежат включению в реестр, следовательно, сведения реестра подлежат изменению (часть 2 статьи 12 Закона № 220-ФЗ).

Постановлением администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 11.09.2017 № 2123 утвержден Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Чебоксары на 2017 - 2022 годы.

При этом данный документ утверждает мероприятия по развитию регулярных перевозок в городе Чебоксары, а не требования к транспортным средствам, и в нем отсутствуют требования к экологическим характеристикам транспортного средства, следовательно, противоречия между аукционной документацией и документом планирования отсутствуют.

Таким образом, данный довод заявителя необоснованный.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ООО «Союз-4» необоснованной.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Союз-4» необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                           <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                              <…>

 

 

<…>

 

 

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны