Решение №06-04/5643 Решение и предписание Управления в отношении муниципального ... от 3 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ВАЗ-Строй»

 

 

Дело № 227-К-2017

г. Чебоксары

31 июля 2017 года

 

Резолютивная часть решения оглашена 19 июля 2017 года

Решение изготовлено в полном объеме 31 июля 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 12.01.2017 № 4  в составе:

<…>;

в присутствии от заявителя – ООО «ВАЗ-Строй» – <…>, представителя по доверенности от 01.06.2017,

от заказчика – муниципального бюджетного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» – <…>,

от уполномоченного учреждения – муниципального казённого учреждения «Центр организации закупок» города Чебоксары – <…>,

рассмотрев жалобу ООО «ВАЗ-Строй» на положения конкурсной документации на оказание услуг по рекультивации санкционированной свалки твердых коммунальных отходов г. Чебоксары (ПСД «Рекультивация действующего полигона твердых бытовых отходов (городская санкционированная свалка твердых бытовых отходов) для муниципальных нужд города Чебоксары») (изв. № 0815300003217000705) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 20.07.2017 обратилось ООО «ВАЗ-Строй» с жалобой на положения конкурсной документации на оказание услуг по рекультивации санкционированной свалки твердых коммунальных отходов г. Чебоксары (ПСД «Рекультивация действующего полигона твердых бытовых отходов (городская санкционированная свалка твердых бытовых отходов) для муниципальных нужд города Чебоксары») (изв. № 0815300003217000705).

Из жалобы следует, что установленные заказчиком критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе и величины их значимости не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по следующим основаниям:

  • заказчик незаконно установил заниженные требования нестоимостного критерия оценки «Опыт выполнения работ», поскольку контракт предусматривает выполнение строительных работ;
  • при установлении в документации о закупке показателя «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» критерия «Квалификация участников закупки» заказчик неправомерно ограничил число участников закупки, поскольку определил сопоставимость опыта исключительно выполнением работ по рекультивации. При этом не конкретизировал опыт по рекультивации, каких именно объектов должен иметь участник закупки.

Кроме того, заказчик по данному показателю не раскрыл сопоставимость опыта по объему.

По мнению заявителя, установление требования о наличии опыта выполнения работ исключительно за последние три года влечет за собой невозможность участия в конкурсе достаточно больших строительных организаций, обладающих техническими и материальными ресурсами, но не имеющими за последние три года большого количества контрактов по рекультивации.

  • заказчик по критерию оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» требует предоставление участником конкурса информации по технологии и методам оказания услуг. При этом Техническим заданием установлено, что Технология и методы оказания услуг должны быть обеспечены в полном соответствии с проектно-сметной документацией. Следовательно, испрашиваемые заказчиком документы по данному критерию не могут служить подтверждением качественных характеристик и не позволяют выявить лучшее условие выполнения контракта, в с вязи с отсутствием зависимости между количеством присваиваемых баллов и предоставляемыми участниками закупки сведениями.

В заседании Комиссии представитель ООО «ВАЗ-Строй» поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, просил выдать заказчику и уполномоченному учреждению  предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.

Представители заказчика и уполномоченного учреждения с доводами заявителя о нарушении требований Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса изв. № 0815300003217000705 не согласились, просили признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

Заказчиком объявленного конкурса является Муниципальное бюджетное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства». Уполномоченным учреждением выступило муниципальное казённое учреждение «Центр организации закупок» города Чебоксары.

08.07.2017 14 час. 18 мин. в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0815300003217000705 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по рекультивации санкционированной свалки твердых коммунальных отходов г. Чебоксары (ПСД «Рекультивация действующего полигона твердых бытовых отходов (городская санкционированная свалка твердых бытовых отходов) для муниципальных нужд города Чебоксары»), с начальной (максимальной) ценой контракта 336 784 020,00 руб. Одновременно размещена конкурсная документация.

Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Требования к конкурсной документации установлены статьей 50 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Таким порядок являются Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 (далее – Правила).

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.

Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.

В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте "б" пункта 27 настоящих Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.

Пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Согласно пункту 2 приложения к Правилам в случае, если предметом закупки выступают работы, услуги за исключением отдельных видов работ, услуг, минимальная значимость стоимостных критериев оценки составляет 60%, а максимальная значимость нестоимостных - 40%.

Техническая часть конкурсной документации включает раздел 1 «Техническое задание (описание объекта закупки)», раздел 2 «Критерии оценки заявок», раздел 3 «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта», раздел 4 «Проект контракта».

Согласно разделу 2 «Критерии оценки заявок» заказчиком установлены стоимостные критерии со значимостью 60% и нестоимостные – 40%.

В качестве стоимостного критерия установлена «Цена контракта».

В качестве нестоимостных критериев установлены:

«Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» со значимостью 35%;

«Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» со значимостью 5%.

Критерий «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» включает в себя показатель «Качество услуг».

Критерий «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» включает в себя показатели:

«Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» (значимость показателя критерия – 50%);

«Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами, необходимыми для оказания услуг» (значимость показателя критерия – 25%);

«Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» (значимость показателя критерия – 25%).

Из изложенного следует, что заказчиком и уполномоченным учреждением установлен показатель «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема». При этом значимость данного показателя установлен менее 50% значимости всех нестоимостных критериев оценки.

Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что проектная документация, размещенная в Единой информационной системе, раздел 6 содержит «Проект организации строительства», который состоит подразделов «6.1. Характеристика участника строительства», «6.2. Подготовка строительного производства», «6.3. Основной период строительства», «6.4. Продолжительность строительства», «6.5. Ресурсы строительства», «6.6. Контроль качества строительно-монтажных работ», «6.7. Условия строительства» и «6.9. Перечень видов строительных и монтажных работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, подлежащих освидетельствованию с составлением соответствующих актов приемки перед производством последующих работ и устройством последующих конструкций».

Согласно пункту 1 Раздела 1 «Пояснительная записка» Проектной документации, размещенной на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, рассматриваемый в проекте объект – рекультивируемая свалка является существующим сооружением и не относится к объектам капитального строительства.

При этом в соответствии с пунктом 4.3 приложением «А» СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» под строительным сооружением понимается результат строительной деятельности, предназначенный для осуществления определенных потребительских функций.

Кроме того, пункт 9 раздела 1 «Техническое задание (описание объекта закупки)» предусматривает выполнение следующих видов работ: Укладка геотекстиля плотностью 300 г/м  по поверхности уплотненного и спланированного склада ТБО (этап 6); Укладка газо-дренажной прослойки из щебня фр. 10-20 мм толщиной 0,2 м по спланированной и уплотненной поверхности ТБО (этап 7); Укладка геотекстиля плотностью 300 г/м  на участках устройства сорбционных фильтров (под призму из сорбционного материала) (этап 8); Укладка дренажных гофр. труб 200 L=6,0м с оборачиванием геотканью внахлест (этап 9); Укладка минерального грунта (изоляционного слоя) по поверхности свалки с послойным уплотнением (глина) (этап 12); Строительство водоотводных канав (этап 14); Устр-во насыпей для строительства земляной дамбы в южной части существующего пруда-отстойника и обвалования над отводящим трубо-проводом из минер. грунта, полученного при строительстве водоотводных канав (этап 28).

Раздел 3 «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта» включает обоснование стоимости строительных работ  на 336 699, 68 тыс. руб.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае контракт предусматривает выполнение строительных работ, следовательно, установление значимости показателя «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема»  менее 50% значимости всех нестоимостных критериев оценки не соответствует требованиям пункта 11 Порядка и нарушает требования пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

Соответственно, данный довод заявителя Комиссия признает обоснованным.

Пунктом 3.1 раздела 2 «Критерии оценки заявок» конкурсной документации заказчик раскрывает требования по показателю «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема»:

«В рамках показателя «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» оценивается опыт выполнения участником закупки за последние три года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, услуг (работ) по рекультивации.

Оценивается в случае предоставления информационной справки о количестве объектов, а также подтверждающих документов (копий контрактов (договоров), заключенных ранее с участником закупки, копиями оформленных актов приемки-сдачи выполненных работ (услуг)  (необходимо включить в заявку все перечисленные документы в отношении каждого контракта (договора), информация об исполнении которого предоставляется участником).

Под успешным оказанием услуг понимается исполнение контракта (договора) участником закупки в полном объеме в соответствии с условиями, установленными в контракте (договоре), без применения к такому участнику закупки неустоек, штрафов, пеней (подтверждается информацией, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником контрактов без применения неустоек (штрафов, пени).

Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема оценивается в баллах исходя из нижеследующей шкалы:

  • отсутствие информационной справки по данному показателю и (или) подтверждающих документов - 0 баллов;
  • представление информационной справки по данному показателю и подтверждающих документов в отношении от одного до трех включительно  объектов - 15 баллов;
  • представление информационной справки по данному показателю и подтверждающих документов в отношении от четырех до шести объектов включительно - 30 баллов;
  • представление информационной справки по данному показателю и подтверждающих документов в отношении семи и более объектов - 100 баллов».

Из изложенного следует, что заказчиком и уполномоченным учреждением не раскрыто содержание показателя, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта выполнения работ с предметом осуществляемой закупки, в отношении объема работ.

Указанное также не позволяет признать документацию в данной части соответствующей требованиям пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

При этом из представленных на заседание Комиссии сведений не представляется возможным прийти к выводу о том, что порядок оценки по нестоимостному показателю «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» в части установления сопоставимости опыта по  виду работ «рекультивация» и периоду «за последние три года» установлен не в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Указанный порядок позволяет определить установленные заказчиком и уполномоченным учреждением в данной части требования. Доказательств обратного заявителем не представлено.

Для оценки заявок по показателю «Качество услуг» заказчиком предусмотрено предоставление следующих документов и сведений: Описание методов оказания услуг, описание методов операционного контроля качества услуг; План обеспечения  трудовыми ресурсами; Расчет потребности машин и механизмов  с описанием последовательности выполнения операций необходимых для оказания услуг на Объекте, в соответствии с проектной  документацией; Описание мероприятий  по технике безопасности, организации безопасности дорожного движения; Описание комплекса природоохранных мероприятий.

В случае соответствия указанных сведений (описания)  требованиям Технического задания карты закупки и при наличии следующей информации: информация о методике и способах оказания услуг заявке присваивается по подпоказателю 20 баллов, в случае непредставления и (или) несоответствия – 0 баллов.

Такой порядок оценки по показателю «Качество услуг» позволяет участникам закупки определить установленные заказчиком требования и произвести конкурсной комиссии объективную оценку заявок.

Таким образом, довод Заявителя о том, что порядок оценки по показателю «Качество услуг» противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, не нашел своего подтверждения.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к итоговому заключению о том, что жалоба ООО «ВАЗ-Строй» является обоснованной в части ненадлежащего установления значимости показателя «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» и отсутствия указания на сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта выполнения работ в отношении его объема. В действиях заказчика и уполномоченного учреждения Комиссия признает нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

В целях устранения выявленных нарушений Комиссия считает необходимым выдать заказчику, уполномоченному учреждению предписание.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ВАЗ-Строй» обоснованной в части ненадлежащего установления значимости показателя «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» и отсутствия указания на сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта выполнения работ в отношении его объема.
  2. Признать заказчика – муниципальное бюджетное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» и уполномоченное учреждение – муниципальное бюджетное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» нарушившими пункт 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении открытого конкурса изв. № 0815300003217000705.
  3. Выдать заказчику – муниципальному бюджетному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства», уполномоченному учреждению – муниципальному бюджетному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» предписание об устранении выявленного нарушения.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                <…>

 

Члены Комиссии                                                                           <…>

 

                                                                                                       <…>

 

От 31.07.2017 № 06-04/5644

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

 

Дело № 227-К-2017

 

31 июля 2017 года                                                                                    г. Чебоксары

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 12.01.2017 № 4 в составе:

<…>;

на основании решения от 31.07.2017 о признании в действиях заказчика – муниципальное бюджетное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» и уполномоченное учреждение – муниципальное бюджетное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» нарушения пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении открытого конкурса на оказание услуг по рекультивации санкционированной свалки твердых коммунальных отходов г. Чебоксары (ПСД «Рекультивация действующего полигона твердых бытовых отходов (городская санкционированная свалка твердых бытовых отходов) для муниципальных нужд города Чебоксары») и на основании части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Заказчику – муниципальному бюджетному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства», уполномоченному учреждению – муниципальному бюджетному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» в срок до 04.08.2017 устранить нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», допущенного при проведении открытого конкурса на оказание услуг по рекультивации санкционированной свалки твердых коммунальных отходов г. Чебоксары (ПСД «Рекультивация действующего полигона твердых бытовых отходов (городская санкционированная свалка твердых бытовых отходов) для муниципальных нужд города Чебоксары») (изв. № 0815300003217000705)  путем:

- возврата заявок, поданных на участие в открытом конкурсе изв. № 0815300003217000705 с указанием на возможность их повторной подачи;

- внесения изменений в конкурсную документацию в соответствии с выводами, изложенными в мотивировочной части решения от 31.07.2017 № 227-К-2017;

- продления сроков подачи заявок и продолжения процедуры проведения конкурса в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  1. Информацию об исполнении пункта 1 предписания с приложением копии подтверждающего документа представить в Чувашское УФАС России до 07.08.2017 года.

 

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны