Решение №06-04/5671 Решение Управления по жалобе ООО «Герофарм» от 25 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

ООО «Герофарм»

Дело № 150-К-2015                                                                                                   г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 июня 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 24 июня 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 13.01.2014 №2, от 17.02.2014 №34, 11.04.2014 №109 в составе:

<………>

при участии представителей:

уполномоченного учреждения - Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр ресурсного обеспечения государственных учреждений здравоохранения» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики – <………>;

заказчика – Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Республиканский эндокринологический диспансер" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики -  <………>;

в отсутствие представителя ООО «Герофарм», надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела;  

рассмотрев жалобу ООО «Герофарм» о нарушении Заказчиком Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе  

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 15.06.2015 обратилось ООО «Герофарм» с жалобой на  действия заказчика при проведении совместного электронного аукциона на право определения поставщика на поставку лекарственных препаратов (инсулины и его соли) для нужд медицинских организаций Чувашской Республики на 2 полугодие 2015 года (изв.№ 0815200000115000667).     

В жалобе  ООО «Герофарм» указывает, что Заказчиком в Техническом задании аукционной документации на поставку лекарственных препаратов (инсулины и его соли) указаны торговые наименования лекарственных препаратов, которые производят  конкретные производители.

Заявитель считает, что аукционная документация, предметом которого является закупка лекарственных средств, должна содержать указание на МНН лекарственного средства, а не торговое наименование, как это сделал заказчик.

Из пояснений Заказчика следует, что правильно подобранные тип и дозы инсулина позволяют пациентам достигать стабильной хорошей компенсации обмена веществ и избежать или отсрочить развитие острых и хронических осложнений.

В процессе лечения перевод с инсулина одного производителя на инсулин другого производителя сопровождается изменением (подбором) дозы инсулина, что  отражается на уровне  сахара в  крови и может вызвать развитие острых осложнений (комы), а затем и поздних осложнений (поражение сетчатки глаза, сосудов, почек) у пациентов  больных сахарным диабетом. Поэтому показанием  для перевода с одного  инсулина  на другой является  неэффективное лечение (стойкая  декомпенсация сахарного диабета на данном  инсулине) и аллергическая  реакция на лекарственный препарат, перевод проводится в условиях стационара.

В Чувашской Республике осуществляется ведение Регистра больных сахарным диабетом, который содержит информацию о каждом пациенте с сахарным диабетом, в том числе о получаемой сахароснижающей терапии конкретными препаратами на протяжении всего периода лечения заболевания. 

Указанный Регистр не может быть включен в состав аукционной документации, так как он содержит персональные данные пациентов, не подлежащие разглашению в соответствии со ст. 13 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".

Согласно письму Минэкономразвития РФ №16811-АП/Д04, Минздрава РФ №8035-ВС, ФАС РФ № ИА/20555 от 31.10.2007 размещение заказов  на поставку инсулинов может осуществляться  по торговым  наименованиям.

Таким образом,  представители Заказчика  и Уполномоченного органа нарушение законодательства о контрактной системе не признали, считают, что документация об аукционе разработана в соответствии с  требованиями Закона о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

Заказчиками, осуществляющими закупку лекарственных препаратов (инсулины и его соли), выступили 37 медицинских учреждений (далее – Заказчики).

Уполномоченным учреждением 08.06.2015 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение об осуществлении закупки № 0815200000115000667 путем проведения совместного электронного аукциона на право определения поставщика на поставку лекарственных препаратов (инсулины и его соли) для нужд медицинских организаций Чувашской Республики на 2 полугодие 2015 года, с начальной (максимальной) ценой контракта 573 396, 92 руб.

В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе, заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.

Согласно указанному перечню Инсулин и его соли (ОКПД 24.41.52.112) входит  в  перечень товаров, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 2019-р, в случае  осуществления закупок которых заказчик обязан проводить  аукцион в электронной  форме.

 В соответствии  с частью 1 статьи  64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно  пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации  объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Письму ФАС РФ от 16.10.2007 N АЦ/19080 «О размещении заказа на покупку циклоспоринов и инсулинов»  размещение заказа на покупку циклоспоринов и инсулинов может производиться с указанием торговых наименований без сопровождения их словами «или эквивалент» в соответствии с частью 3 статьи 34 Закона о размещении заказа.

В пункте 2 Письма Минэкономразвития РФ N 16811-АП/Д04, Мин-здравсоцразвития РФ N 8035-ВС, ФАС РФ N ИА/20555 от 31.10.2007 "О применении норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения" указано, что размещение заказа на поставку лекарственных средств должно осуществляться по международным непатентованным наименованиям. Исключение составляют инсулины и циклоспорин, размещение заказов на поставку которых может осуществляться по торговым наименованиям.

Согласно Приказу ФАС России от 11.02.2014 N 75/14 при осуществлении функций по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ФАС России и территориальным органам ФАС России до издания правовых актов ФАС России, устанавливающих порядок исполнения возложенных на ФАС России и ее территориальные органы функций по контролю в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, необходимо руководствоваться ранее изданными правовыми актами ФАС России, устанавливающими порядок исполнения возложенных на ФАС России  и ее территориальные органы функций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Возможность указания торгового наименования в аукционной документации при размещении закупок на поставку инсулинов обусловлена тем, что указанные лекарственные средства являются исключением из всего перечня лекарственных препаратов, поскольку различные торговые наименования инсулинов несовместимы между собой и не взаимозаменяемы.

Согласно аукционной документации инсулины под конкретными торговыми наименованиями предназначены для группы пациентов, требующих «особого» подбора  терапии, в том числе по жизненным показаниям и для продолжения лечения пациентов, получающих данные лекарственные препараты без замены на другие торговые наименования инсулина в рамках одного МНН.

Для каждого пациента осуществляется подбор индивидуальной, оптимальной схемы лечения препаратами инсулина конкретных торговых наименований. В Чувашской Республике осуществляется ведение Регистра больных сахарным диабетом, который содержит информацию о каждом пациенте с сахарным диабетом, в том числе о получаемой сахароснижающей терапии конкретными препаратами на протяжении всего периода лечения заболевания.

Обжалуемая закупка осуществлялась в целях обеспечения граждан больных сахарным диабетом и имеющих право на получение государственной социальной помощи по предоставлению лекарственных препаратов - инсулинов.

Закупка инсулина по международному непатентованному наименованию может привести к тому, что граждане, больные сахарным диабетом, будут получать разные виды инсулина, что впоследствии может сопровождаться ухудшением течения сахарного диабета и снижением качества жизни больного.

Следовательно, установление в  Технической части аукционной документации торговых наименований  препаратов обусловлено реальными потребностями Заказчика с учетом специфики деятельности. Действующее законодательство не ограничивает права заказчика приобретать товары в соответствии со своими нуждами. Требования к товару, установленные в документации, обусловлены объективными потребностями Заказчика в приобретении лекарственных препаратов (Инсулин Аспарт, Инсулин растворимый  [человеческий генно-инженерный], Инсулин аспарт двухфазный, Инсулин Детемир, Инсулин гларгин), с определенными торговыми наименованиями.

Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Вместе с тем Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации  устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим торговым наименованиям лекарственных препаратов (Инсулин Аспарт, Инсулин растворимый  [человеческий генно-инженерный], Инсулин аспарт двухфазный, Инсулин Детемир, Инсулин гларгин).

С учетом данных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что заявленные заказчиком в аукционной документации лекарственные препараты вызваны необходимостью обеспечения больных, именно конкретными препаратами,  которые отвечают требованиям эффективности и безопасности при их применении.

Кроме того, ссылка Заявителя на письмо ФАС России от 21.07.2014 №АЦ/29219/14, адресованное ООО «Герофарм», Комиссией во внимание не принимается в связи с тем, что информация, изложенная в письме, носит общий характер в отношении осуществления закупок лекарственных средств, при этом каких-либо указаний о закупках инсулина в письме не содержится.

Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе определено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Исследовав представленные документы, заслушав доводы представителей Заказчика, Уполномоченного органа, Комиссия приходит к итоговому выводу о признании жалобы  ООО «Герофарм» необоснованной, в связи с отсутствием в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона.

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

РЕШИЛА:

 

          Признать жалобу ООО «Герофарм» необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                            <………>

 

Члены Комиссии                                                                                                          

 

Примечание: Решение Комиссии по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия  (часть 9 статьи 106 Закона о контрактной системе). 

Связанные организации

Связанные организации не указаны