Решение №06-04/6002 Решение Управления в отношении муниципального бюджетного общ... от 11 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Новострой»

Дело № 251-К-2017                                                                                                         г. Чебоксары

Резолютивная часть решения оглашена 07 августа 2017 года Решение изготовлено в полном объеме 10 августа 2017 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 №4 в составе: председателя Комиссии:

<…>;

членов Комиссии:

<…>;

<…>;

в присутствии от заказчика - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Староахпердинская основная общеобразовательная школа» Батыревского района Чувашской Республики - <…>, директора, <…>, представителя по доверенности от 07.07.2017,

в отсутствие заявителя - ООО «Новострой», надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу ООО «Новострой» на положения аукционной документации на право заключить контракт на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ «Староахпердинская ООШ» Батыревского района Чувашской Республики (изв. № 0315300103017000004) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

В Чувашское УФАС России 02.08.2017 обратилось ООО «Новострой» с жалобой на положения аукционной документации на право заключить контракт на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ «Староахпердинская ООШ» Батыревского района Чувашской Республики (изв. № 0315300103017000004) (далее - Электронный аукцион).

В жалобе ООО «Новострой» указывает, что описание объекта закупки по позициям «Краски масляные и алкидные», «Грунтовка», «Асфальтобетонные смеси дорожные», «Мастика», «Раствор готовый кладочный по ГОСТ 28013-98», «Портландцемент марки не ниже 400 по ГОСТ 10178-85», «Провода неизолированные» не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку установленные требования являются излишне завышенными, поскольку значения показателей становятся известными только при испытании определенной партии товара.

Заявитель также не согласен с требованием заказчика о предоставлении участниками закупки копии действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в строительстве, о допуске к видам работ, включенным в перечень видов работ по инженерным изысканиям по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов, утвержденный приказом Минрегионразвития России от 30.12.2009 № 624. Указывает, что с 01.07.2017 членство в саморегулируемой организации подтверждается выпиской из реестра членов саморегулируемой организации.

Кроме того, из жалобы следует, что заказчик разъяснениями положений документации на запрос № 595189 неправомерного внес изменения в документацию об электронном аукционе.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.

ООО «Новострой», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку полномочного представителя в заседание Комиссии не обеспечило.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились считают, что аукционная документация соответствует требованиям законодательства о контрактной системе. Просили признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

Заказчиком, осуществляющим закупку, выступило муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Староахпердинская основная общеобразовательная школа» Батыревского района Чувашской Республики.

13.06.2017 в 15 час. 48 мин. заказчиком - муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Староахпердинская основная общеобразовательная школа» Батыревского района Чувашской Республики на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0315300103017000004 о проведении электронного аукциона на выполнение строительных специализированных работ, не включенных в другие группировки, с начальной (максимальной) ценой контракта 21 895 140,00 руб. Одновременно размещена документация об электронном аукционе.

03.07.2017 на основании решения от 03.07.2017 № 191-К-2017 о признании в действиях заказчика, нарушения пункта 1, части 1 статьи 30, пункта 4 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 31, части 4 статьи 4, статьи 7, части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе МБОУ «Староахпердинская ООШ» Батыревского района Чувашской Республики выдано предписание № 191-К-2017 о внесении изменений в документацию об электронном аукционе (изв. № 0315300103017000004) в соответствии с выводами, изложенными в мотивировочной части решения от 03.07.2017 № 191-К-2017.

17.07.2017 во исполнение вышеуказанного предписания заказчиком внесены изменения в документацию об электронном аукционе в соответствии с выводами, изложенными в мотивировочной части решения от 03.07.2017 № 191-К-2017 и размещены на официальном сайте Единой информационной системы.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Описание функциональных, технических и качественных характеристик товара не должно содержать излишних требований, двусмысленных толкований, противоречий, недостоверных и несуществующих характеристик.

Требования к техническим характеристикам материалов, используемых при выполнении работ, установлены разделом 2 «Техническое задание» документации об электронном аукционе (далее – Требования), в частности:

позиция 4 «Краски масляные и алкидные»: Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при температуре (20,0±0,5) °С, от 65с до 140с; твердость пленки, по маятниковому прибору: типа М-3 - не менее 0,14 условных единиц или 013 условных единиц, типа ТМЛ (маятник Б) - не менее 0,05 условных единиц;

позиция 19 «Грунтовка»: условная вязкость при (20,0±0,5)°С по вискозиметру ВЗ-4 не менее 45 с; время высыхания до степени 3 при (20±2) °С не более 24 ч, твердость пленки по маятниковому прибору М-3 не менее 0,35 условные единицы; прочность пленки при ударе на приборе типа У-1 не менее 50,0см, адгезия пленки не более 1,0 баллы, стойкость пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора хлористого натрия не менее 24ч;

позиция 20 «Асфальтобетонные смеси дорожные»: содержание глинистых частиц, определяемое методом набухания не более 1,0% по массе; с величиной остаточной пористости свыше 2,5 % до 5,0 %;

позиция 32 «Мастика»: Вязкость на ротационном экспресс-вискозиметре ЭВ-3 - 2- 9(20-90) Пас (Пз);

позиция 39 «Раствор готовый кладочный по ГОСТ 28013-98»: Водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее 90%, глиносодержащих растворов - не менее 93%. Расслаиваемость свежеприготовленных смесей не должна превышать 10%. Растворная смесь не должна содержать золы-уноса более 20% массы цемента;

позиция 52 «Портландцемент марки не ниже 400 по ГОСТ 10178-85»: Клинкер — продукт равномерного обжига до спекания однородной сырьевой смеси, состоящей из известняка и глины определённого состава, обеспечивающего преобладание силикатов кальция (3Ca0Si02 и 2Ca0Si02 70-80 %); Цемент должен показывать равномерность изменения объема при испытании образцов кипячением в воде, а при содержании MgO в клинкере более 5 %- в автоклаве; Массовая доля ангидрида серной кислоты (SO(3)) в цементе должна быть не менее 1,0 % по массе и не более 3,5 % по массе;

позиция 61 «Провода неизолированные»: Характеристики кабеля должны быть следующие: сечение не менее 4,0 мм , диаметр провода не более 2,2 мм, расчетная масса провода не более 35 кг/км, электрическое сопротивление 1 км провода постоянному току при 20 °С не более 4,6009 Ом, разрывное усилие провода не менее 1661 Н.

При этом Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что вышеуказанные требования по позициям «Краски масляные и алкидные», «Грунтовка», «Асфальтобетонные смеси дорожные», «Мастика», «Раствор готовый кладочный по ГОСТ 28013-98», «Портландцемент марки не ниже 400 по ГОСТ 10178-85», «Провода неизолированные» установлены в соответствии с требованиями ГОСТ 10503-71 «Краски масляные, готовые к применению. Технические условия», ГОСТ 25129-82 «Грунтовка ГФ-021. Технические условия», ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия», ГОСТ 24064-80 «Мастики клеящие каучуковые. Технические условия», ГОСТ 28013-98 «Растворы строительные. Общие технические условия», ГОСТ 10178-85 «Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия», ГОСТ 839-80 «Провода неизолированные для воздушных линий электропередачи. Технические условия» и относятся к техническим характеристикам указанных товарных позиций, являются нормативными значениями показателей качества.

Таким образом, описание объекта закупки осуществлено заказчиком в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. В связи с изложенным, Комиссия признает данный довод необоснованным.

Требования к извещению о проведении электронного аукциона установлены статьей 63 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются:

требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Подпунктом 1 пункта 25 Информационной карты документации об электронном аукционе установлено требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки - наличие у участника закупки действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в строительстве, о допуске к следующим видам работ, включенным в перечень видов работ по инженерным изысканиям по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов, утвержденный приказом Минрегионразвития России от 30.12.2009 г. № 624 (номера пунктов и подпунктов видов работ приведены в соответствии с приказом Минрегионразвития России от 30.12.2009 г. № 624):

33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

33.3. Жилищно-гражданское строительство.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 372-ФЗ) части 2, 3, 3.1 статьи 52 Градостроительный кодекс Российской Федерации изложены в следующей редакции:

- работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не

установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций (часть 2);

  • лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации (часть 3);
  • застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда (часть 3.1).

Части 3 и 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации изложены в следующей редакции:

  • в день вступления в силу решения саморегулируемой организации о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации саморегулируемая организация размещает такое решение на своем сайте в сети "Интернет", вносит в реестр членов саморегулируемой организации сведения о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, направляет в Национальное объединение саморегулируемых организаций, членом которого она является, уведомление о принятом решении. В случае принятия иного решения в отношении члена саморегулируемой организации саморегулируемая организация в день принятия такого решения размещает такое решение на своем сайте в сети "Интернет", вносит в реестр членов саморегулируемой организации соответствующие сведения в отношении такого члена саморегулируемой организации или вносит изменения в сведения, содержащиеся в указанном реестре, и направляет в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций уведомление о принятом решении;
  • саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона № 372-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2017 года, за исключением отдельных положений настоящего Федерального закона, для которых настоящей статьей предусмотрен иной срок вступления их в силу.

Таким образом, с 01 июля 2017 года документом, подтверждающим соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющихся объектом закупки, является выписка из реестра членов саморегулируемой организации.

При этом Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что извещение о проведении электронного аукциона № 0315300103017000004 опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы 13.06.2017, т.е. до вступления в силу изменений, предусмотренных Федеральным законом № 372-ФЗ. 17.07.2017 заказчиком внесены изменения в документацию об электронном аукционе в соответствии с выводами, изложенными в мотивировочной части решения от 03.07.2017 № 191-К-2017.

Следовательно, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком обоснованно установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, действующим до вступления в силу Федеральным законом № 372-ФЗ.

В связи с изложенным данный довод заявителя Комиссия признает необоснованным.

Порядок предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе установлен статьей 65 Закона о контрактной системе.

Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику (часть 3 статьи 65 Закона о контрактной системе).

В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе).

Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть (часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе).

При этом Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что 31.07.2017 в Единой информационной системе заказчиком размещены разъяснения положений документации на запрос № 595189 следующего содержания:

«1) В пп.1 п. 23 раздела 1. Информационной карты электронного аукциона Общей части документации об аукционе в электронной форме была допущена техническая ошибка.

Пп. 1 п.23 раздела 1. Информационной карты электронного аукциона Общей части документации об аукционе в электронной форме изложить в следующей редакции:

«1. Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки - участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств). Данные требования не распространяются:

  • на участников, которые предложат цену контракта 3 млн.руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ;
  • на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с госучастием в случаях, перечисленных в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ)».

2) В пп.2 п.25 раздела 1. Информационной карты электронного аукциона Общей части документации об аукционе в электронной форме была допущена техническая ошибка.

Пп. 2 п.25раздела 1. Информационной карты электронного аукциона Общей части документации об аукционе в электронной форме изложить в следующей редакции:

«2) документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки - Выписка из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58 или копия такой выписки. Эта выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении о проведении закупки».

Таким образом, заказчик предоставленными разъяснениями положений аукционной документации изменил ее суть в части установленных требований к участникам закупки, что нарушает часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ООО «Новострой» обоснованной в части предоставления разъяснений положений аукционной документации, изменяющих ее суть. В остальной части жалоба ООО «Новострой» является необоснованной.

Учитывая, что выявленное нарушение законодательства о контрактной системе не привело к ограничению количества участников закупки, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Новострой» обоснованной в части предоставления разъяснений положений аукционной документации, изменяющих ее суть.
  2. Признать заказчика - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Староахпердинская основная общеобразовательная школа» Батыревского района Чувашской Республики нарушившим часть 5 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Предписание не выдавать.

 

 

Председатель Комиссии                                                                           <…>

 

Члены Комиссии                                                                             <…>

 

<…>

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны