Решение №06-04/6502 Решение Управления в отношении АО «ЧПО им. В.И. Чапаева» от 1 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

От 31.08.2017 № 06-04/6502          

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 47-ЗП-2017

г. Чебоксары

31 августа 2017 года

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 августа 2017 года

Решение изготовлено в полном объеме 31 августа 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 21.03.2016 № 38 в составе:

Председателя Комиссии:

<…>;

Членов Комиссии:

<…>;

<…>;

при участии в деле:

от заказчика – АО «ЧПО им. В.И. Чапаева» – <…>, представителя по доверенности от 09.01.2017,

<…>, представителя по доверенности от 26.01.2017,

рассмотрев жалобу ООО «Центр  публичного права «Левиафан» на положения документации заказчика – АО «Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева» при проведении запроса предложений в электронной форме (изв. № 31705354667) на право заключения договора на поставку компрессорной станции, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 18.08.2017 обратилось ООО «Центр  публичного права «Левиафан» с жалобой на положения документации заказчика – АО «Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева» при проведении открытого аукциона в электронной форме (изв. № 31705354667).

В жалобе ООО «Центр  публичного права «Левиафан»  выражает несогласие со следующими положениями документации:

  • положения пункта 3.6.4 документации о проведении запроса предложений не гарантирует участнику закупки исполнение договора заказчиком, заключенного по результатам закупки;
  • пунктом 4.17.1 документации о проведении запроса предложений предусмотрено, что организатор закупки вправе отказаться от проведения закупки в любой момент до подведения ее итогов, при условии соответствующего указания в извещении. По мнению заявителя, такое положение может являться причиной осознанного ограничения конкуренции заказчиком;
  • установленные пунктом 4.22.23 документации основания для отказа от заключения договора могут привести к субъективному отказу, не основанному на законодательстве;
  • при проведении переторжки участникам было дано ограниченное время (10 минут) на подготовку предложений. Указанное делает неважным само предложение, заставляя соревноваться участников по скорости реакции и связи с сетью Интернет.

ООО «Центр  публичного права «Левиафан», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы явку полномочного представителя в заседание Комиссии не обеспечило.

Представители АО «ЧПО им. В.И. Чапаева» нарушения законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц при проведении запроса предложений в электронной форме не признали, указав на необоснованность доводов заявителя.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующему.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает право участников закупки на обжалование в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым положением о закупке государственной корпорации «Ростех», утвержденным Наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростех» (протокол от 18.03.2015 № 2) (в соответствии с выпиской из протокола № 16 от 29.02.2016 заседания Совета директоров АО «ЧПО им. В.И. Чапаева» принято решение о присоединении к положению) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

25.07.2017 АО «ЧПО им. В.И. Чапаева» разместило на официальном сайте извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку компрессорной станции (далее – Извещение), а также документацию запроса предложений (далее – Документация).

Согласно пункту 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

Пунктом 4.17.1 документации установлено, что организатор закупки вправе отказаться от проведения закупки в любой момент до подведения ее итогов, при условии соответствующего указания в извещении.

Решение об отказе от проведения закупки включает в себя основание для принятия решения в соответствии с нормами Положения о закупке и оформляется в виде извещения об отказе от проведения закупки, подписываемого председателем ЗК или лицом, исполняющим его функции (пункт 4.17.2 документации).

Извещение об отказе от проведения закупки официально размещается в срок не позднее 3 (трех) дней с момента принятия решения об отказе, но в любом случае не позднее даты подведения итогов закупки (пункт 4.17.3 документации).

Организатор закупки, отказавшийся от проведения закупки с соблюдением требований, установленных настоящим подразделом, не несет ответственности за причиненные участникам убытки (пункт 4.17.4 документации).

Извещением о проведении запроса предложений установлено, что организатор закупки вправе отказаться от проведения закупки без каких-либо последствий в любой момент до подведения ее итогов.

Таким образом, извещением о проведении запроса предложений и документацией установлен порядок отказа от проведения закупки.

В соответствии с пунктом 4.22.23 документации при проведении закупки способом запроса предложений заказчик вправе отказаться от заключения договора по итогам закупки при наличии следующих оснований:

возникновение обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных соответствующим документом и влияющих на целесообразность заключения и/или исполнения договора;

непредвиденное изменение потребности в продукции, в том числе изменение производственных и иных программ, изменение условий договора с заказчиком, во исполнение которого проводилась закупка;

необходимость исполнения предписания контролирующих органов и/или вступившего в законную силу судебного акта;

наличия существенных ошибок, допущенных при подготовке извещения и/или документации о закупке, включая проект договора, препятствующих исполнению договора и удовлетворению потребностей заказчика;

изменение норм законодательства, регулирующих порядок исполнения договора и/или обосновывающих потребность в продукции.

Проанализировав вышеуказанные положения документации, Комиссия приходит к выводу о том, что они соответствуют положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим порядок отказа от проведения торгов, а также принципам, установленным частью 1 статьи 3 Закона о закупках. Перечень случаев, при которых заказчик вправе отказаться от заключения договора, является исчерпывающим. Такие основания исключают субъективный дискриминационный характер со стороны организатора закупки.

Наряду с изложенным, согласно пункту 3.6.4 документации в случае проведения процедуры закупки с возможностью выбора нескольких победителей по лоту с целью заключения договора одинакового объема с каждым из победителей, у заказчика отсутствует обязанность произвести полную выборку продукции, указанную в договоре, заключаемом с каждым победителем. Кроме того, заказчик вправе отказаться от заключенного договора с любым победителем в случае ненадлежащего исполнения последним принятых на себя обязательств в соответствии с условиями проекта договора.

Данное положение документации по отказу от заключенного договора не основано на субъективном усмотрении заказчика, поскольку предполагает ненадлежащее исполнение победителем принятых на себя обязательств.

Таким образом, доводы заявителя о том, что обжалуемые им положения документации могут являться причиной осознанного ограничения конкуренции, Комиссия признает несостоятельными.

Наряду с изложенным, согласно пункту 8.5.1 Положения переторжка представляет собой процедуру, целью проведения которой является предоставление участникам закупки возможности добровольного повышения предпочтительности своих ранее поданных заявок путем снижения первоначальной цены заявки, при условии сохранения всех остальных предложений, изложенных в их заявке, без изменений.

В соответствии с пунктом 8.5.3 Положения переторжка проводится после рассмотрения заявок непосредственно перед их оценкой и сопоставлением при выполнении в совокупности следующий условии:

по результатам рассмотрения заявок до дальнейшего участия в процедуре закупки допущено не менее 2 (двух) участников закупки;

отклонение средней цены заявок участников закупки от размера НМЦ, установленной в извещении и документации о закупке, составляет менее 10% (десяти процентов) от данной НМЦ.

При этом в соответствии с протоколом от 10.08.2017 № 2970-ЗП, которым утверждены результаты рассмотрения заявок, поданных на участие в закупке, закупочная комиссия заказчика определила, что отклонение средней цены заявок от размера НМЦ договора (лота) составляет 9,71%. Комиссия решила провести переторжку; допустить к участию в переторжке участников закупки, заявки которых не были отклонены по результатам рассмотрения заявок; назначить проведение переторжки на 15.08.2017 в 08 часов 00 минут.

Данный протокол опубликован на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупки http://zakupki.gov.ru 10.08.2017.

Согласно результатам переторжки, предоставленных заказчиком, последнее ценовое предложение участниками закупки подано в 09 час. 59 мин.

Следовательно, Комиссия приходит к выводу о том, что у участников закупки, допущенных к переторжке, имелось достаточно времени подготовиться к такой переторжке и подать ценовое предложение, исходя из собственной экономической целесообразности.

Кроме того, ООО «Центр  публичного права «Левиафан» не подавал заявку на участие в закупке и не указал, каким образом нарушены его права в связи с проведенной переторжкой.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия принимает решение о признании жалобы ООО «Центр  публичного права «Левиафан» необоснованной и приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания заказчику.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Центр  публичного права «Левиафан» необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии                                                                           <…>

 

Члены Комиссии                                                                             <…>

 

<…>

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны