Решение №06-04/7104 Решение и предписание Управления в отношении Минтранса Чуваш... от 7 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 46-Т-2015

г. Чебоксары

05 августа 2015 года

 

Резолютивная часть решения оглашена 31 июля 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 05 августа 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 02.03.2015 № 43 в составе:

Председателя Комиссии:

«…»

Членов Комиссии:

«…»

в присутствии от заявителя – ООО «Автолайн» – «…»

в отсутствие представителей организатора торгов – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу ООО «Автолайн» на положения конкурсной документации Минтранса Чувашии на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 24.07.2015 обратилось ООО «Автолайн» с жалобой на положения конкурсной документации Минтранса Чувашии на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике.

В жалобе ООО «Автолайн» указывает, что Минтрансом Чувашии не были предприняты необходимые меры, предшествующие формированию лотов (не проведен мониторинг пассажиропотока, не изучена интенсивность движения транспортных средств и пропускная способность улиц, не проанализирована существующая маршрутная сеть, не учтены интересы всех перевозчиков, осуществляющих перевозки в границах муниципальных образований г. Чебоксары и г. Новочебоксарск); лоты не содержат указание на промежуточные остановки с расписанием движения по каждой остановке, что приводит к тому, что схему движения на конкретном маршруте предлагает не организатор конкурса, а ее выбирает сам перевозчик; в нарушение пункта 4.11 Правил организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных) и междугородных маршрутах, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 № 594, большинство пригородных маршрутов «Чебоксары-Новочебоксарск» отправляются с городских остановок г. Чебоксары, а не с автостанций; для направления «Чебоксары-Новочебоксарск» в требованиях к подвижному составу должны быть заявлены автобусы только класса М3, что приведет к сокращению количества автобусов на маршруте при одновременном сохранении количества перевезенных пассажиров; указывает на необходимость исключения критериев присвоения баллов за оборудование автобуса для перевозки маломобильных групп населения, за применение автобусов, использующих компримированный природный газ в качестве моторного топлива, и за количество мест сидения в автобусах ввиду использования исключительно автобусов категории М3.

В заседании Комиссии представитель заявителя поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, просил обязать Минтранс Чувашии внести изменения в конкурсную документацию, поскольку указанные в жалобе обстоятельства препятствуют обществу подать заявку на участие в конкурсе по лотам по направлению «Чебоксары-Новочебоксарск».

Минтранс Чувашии, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку полномочного представителя не обеспечило, письмом от 31.07.2015 № 051/28-3918 ходатайствовало о рассмотрении жалобы  ООО «Автолайн» в отсутствие своего представителя.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия приходит к следующему.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В силу частей 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» организация транспортного обслуживания населения, в том числе автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщениях, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 26.3 Закона).

Правоотношения, связанные с организацией процесса перевозки пассажиров автомобильным транспортом в Чувашской Республике урегулированы Законом Чувашской Республики от 29.12.2003 № 48 «Об организации  пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике» (далее – Закон № 48).

В силу статьи 1 Закона № 48 организатором-заказчиком регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом является орган исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченный Кабинетом Министров Чувашской Республики по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок (далее – уполномоченный орган).

Согласно части 3 статьи 4 Закона № 48 перевозчики осуществляют регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, организуемые сверх государственного заказа, на основании договоров на осуществление таких перевозок, заключенных с уполномоченным органом.

В силу части 4 статьи 4 Закона № 48 договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом заключается по результатам конкурса, за исключением случаев, установленных частью 5 настоящей статьи.

Таким образом, любые действия (бездействие) организатора торгов при организации и проведении конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, в силу обязательности его проведения подлежат контролю со стороны антимонопольного органа в процессуальном порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.04.2005 № 96 утверждено Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике (далее  –  Положение № 96), согласно пунктам 4.1 и 4.4 которого организация транспортного обслуживания населения осуществляется посредством формирования и размещения заказа, в том числе государственного заказа, на перевозки пассажиров по согласованным уполномоченным органом маршрутам и расписаниям движения. Заказ на перевозки пассажиров, организуемые сверх государственного заказа, размещается между перевозчиками в порядке, предусмотренном Положением о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа, утверждаемым Кабинетом Министров Чувашской Республики.

В пункте 3.1 Положения № 96 установлено, что конкурс проводится при открытии нового маршрута регулярных перевозок, а также в случае окончания срока действия договора осуществления перевозок пассажиров на маршруте регулярных перевозок, заключенного между уполномоченным органом и перевозчиком, либо его досрочного расторжения.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 № 594  утверждено Положение о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа (далее – Порядок проведения открытого конкурса № 594).

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка проведения открытого конкурса № 594 не позднее чем за 20 дней до дня окончания срока приема заявок организатор конкурса осуществляет размещение на официальном сайте организатора конкурса на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт организатора конкурса) извещения о проведении конкурса и конкурсной документации.

Согласно пункту 1.5 Порядка проведения открытого конкурса № 594 извещение о проведении конкурса должно содержать информацию, в т.ч. о предмете конкурса, включая сведения о выставляемом на конкурс маршруте (маршрутах), о начальном, конечном и промежуточных остановочных пунктах маршрутов, времени начала и окончания работы маршрутов, необходимом минимальном количестве автомобильных транспортных средств (далее - автобус) для осуществления перевозок по маршруту, требованиях к автобусам, времени отправления автобусов, интервалах их движения.

В силу пункта 2.2 Порядка проведения открытого конкурса № 594 конкурсная документация должна включать информацию, содержащуюся в извещении, указанном в пункте 1.5 настоящего Порядка.

В соответствии с Указом Главы Чувашской Республики от 25.05.2012 № 49 организатором-заказчиком пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике является Минтранс Чувашии.

На основании приказа Минтранса Чувашии от 24.02.2015 № 02-03/22  возобновлено проведение открытого конкурса, ранее объявленного приказом Минтранса Чувашии от 16.01.2015 № 02-03/4 «О проведении открытого конкурса», а также утверждена конкурсная документация.

Согласно извещению и конкурсной документации, размещенным на официальном сайте Минтранса Чувашии, по направлению «Чебоксары – Новочебоксарск» на конкурс выставлены следующие лоты:

  • Лот № 106 пригородный автобусный маршрут № 234 «Чебоксары (з-д им. Чапаева) – Новочебоксарск (Сокол)»;
  • Лот № 107 пригородный автобусный маршрут № 101э «Чебоксары (Новосельская автостанция) – Новочебоксарск (Сокол)»;
  • Лот № 108 пригородный автобусный маршрут № 266 «Чебоксары (Медицинский центр) – Новочебоксарск (Иваново)»;
  • Лот № 109 пригородный автобусный маршрут № 270 «Чебоксары (ул. Р. Люксембург) – Новочебоксарск (Сокол)»;
  • Лот № 110 пригородный автобусный маршрут № 332 «Чебоксары (Новосельская автостанция) - Новочебоксарск (Сокол)»;
  • Лот № 111 пригородный автобусный маршрут № 220 «Чебоксары (Медицинский центр)  – Новочебоксарск (Химтехникум)»;
  • Лот № 112 пригородный автобусный маршрут № 334 «Чебоксары (ул. Тополиная) – Новочебоксарск (Химтехникум)»;
  • Лот № 113 пригородный автобусный маршрут № 337 «Чебоксары (п. Новые Лапсары) – Новочебоксарск (ул. Восточная)»;
  • Лот № 114 пригородный автобусный маршрут № 226 «Чебоксары (Пригородный автовокзал) – Новочебоксарск (автостанция)»;
  • Лот № 115 пригородный автобусный маршрут № 270 э «Чебоксары (п. Новые Лапсары) – Новочебоксарск (Иваново)»;
  • Лот № 116 пригородный автобусный маршрут № 235 «Чебоксары (Привокзальная автостанция) – Новочебоксарск (Сокол)»;
  • Лот № 117 пригородный автобусный маршрут № 263 «Чебоксары (проспект Г. Айги) – Новочебоксарск (Ольдеево)».

Дата проведения конкурса по лотам №№ 106 – 117 установлена – 02.11.2015. Срок подачи заявок для участия в конкурсе по лотам №№ 106 – 117 установлен с 8 час. 00 мин. 13 октября до 10 час. 00 мин. 02 ноября 2015 г.

Вместе с тем, Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что в извещении и в документации в отношении указанных лотов содержатся сведения  о начальном, конечном остановочных пунктах, времени  отправления из г. Чебоксары и отправления из г. Новочебоксарск, и не содержатся сведения о промежуточных остановочных пунктах маршрутов.

Статья 1 Закона № 48 определяет маршрут регулярных перевозок как предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования средств автомобильного транспорта от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

 Таким образом, указание на номера маршрутов, на начальные, конечные остановочные пункты без указания на промежуточные остановочные пункты не формирует предмет конкурса  надлежащим образом, что не может свидетельствовать о выполнении Минтрансом Чувашии требований пунктов 1.5 и 2.2 Порядка проведения открытого конкурса № 594.

Пунктом 11 Информационной карты конкурса, являющейся приложением № 1 к конкурсной документации, установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе,  в т.ч.:

 

11.2.2

Применение автобусов, использующих компримированный природный газ в качестве моторного топлива (кроме резервных, подтверждается соответствующими документами):

за каждый автобус

 

 

 

10

11.3.1

Оборудование автобуса (кроме резервного) для перевозки маломобильных групп населения в соответствии с ГОСТ Р 50844-95 «Автобусы для перевозки инвалидов», подтвержденное соответствующим документом:

за каждый автобус

 

 

 

10

 

Согласно пункту 1.4 постановления № 594 организатор конкурса - Минтранс Чувашской Республики вправе определять условия проведения конкурса, готовить все необходимые документы для объявления конкурса и утверждать конкурсную документацию. При этом оценка заявок должна осуществляться конкурсной комиссией в соответствии с критериями оценки заявок, утвержденными конкурсной документацией.

Из данного положения правого акта следует, что именно Минтранс Чувашской Республики вправе определять и устанавливать по своему усмотрению критерии оценки заявок конкурса, с учетом запретов, установленных для органов государственной власти участвующих в предоставлении государственных услуг Законом о защите конкуренции. 

Целью проведения конкурсов, является выявление перевозчиков, способных осуществить наиболее качественное и безопасное оказание услуг по перевозке граждан на регулярных маршрутах, и обеспечить соблюдение всех требований, предъявляемых к перевозчикам действующим законодательством. 

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В соответствии с частью 2 этой же статьи, в случае, если организаторами или заказчиками торгов являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок.

Правомочность организатора (заказчика) пассажирских перевозок на установление определенных критериев и указанные представителями Минтранса Чувашской Республики основания для их установления, связанные с исполнением государственной программы и безопасностью перевозкой пассажиров, не свидетельствуют о нарушениях запретов, установленных для органов государственной власти, участвующих в предоставлении государственных услуг Законом о защите конкуренции.

С учетом вышеизложенного Комиссия в сформированных лотах и установленных критериях конкурсного отбора не усматривает нарушений процедуры проведения торгов, поскольку они в равной степени распространяются на всех перевозчиков и установлены для определения победителя конкурса на право заключения договора по маршрутам регулярных перевозок.

Согласно пункту 2.4 Правил организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, утвержденных  Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 № 594, (в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.02.2015 № 42)  перевозки пассажиров осуществляются от остановочных пунктов (автовокзалов, автостанций, автопавильонов и других мест отправления и прибытия автобусов) по маршрутам регулярных перевозок, определенным уполномоченным органом по согласованию с органами местного самоуправления.

Таким образом, требование об  осуществлении регулярных пассажирских перевозок на межмуниципальных и межрегиональных маршрутах только от автовокзалов или автостанций  в вышеуказанных Правилах не содержится, в связи с чем Комиссия признает данный довод ООО «Автолайн» необоснованным.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Исходя из установленных обстоятельств по делу, Комиссия признает жалобу ООО «Автолайн» обоснованной в части отсутствия в извещении и конкурсной документации сведений о промежуточных остановочных пунктах, в остальной части жалоба ООО «Автолайн» является необоснованной.

В целях устранения выявленного нарушения Комиссия Чувашского УФАС России считает необходимым выдать Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики предписание об устранении выявленного нарушения.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Автолайн» обоснованной в части.
  2. Выдать организатору торгов – Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики предписание об устранении нарушения, допущенного при проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике по лотам №№ 106 – 117.

 

Председатель Комиссии                                                                            «…»

Члены Комиссии                                                                                       «…»

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

От 05.08.2015 № 06-04/7105

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 

Дело № 46-Т-2015

г. Чебоксары

05 августа 2015 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 02.03.2015 № 43 в составе:

Председателя Комиссии:

«…»

Членов Комиссии:

«…»

на основании решения от 05.08.2015 № 46-Т-2015, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы ООО «Автолайн» на положения конкурсной документации Минтранса Чувашии на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, и в соответствии с частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 указанного Закона,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики в срок до 21 августа 2015 года устранить допущенные нарушения процедуры проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике путем включения в извещение и конкурсную документацию сведений о промежуточных остановочных пунктах маршрутов по лотам № 106-117.
  2. Проинформировать Чувашское УФАС России об исполнении пункта 1 настоящего предписания в срок до 24 августа 2015 года.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                         «…»

 

Члены Комиссии                                                                                     «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны