Решение №06-04/73 Решение и предписание Управления в отношении администрации Ш... от 11 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

ООО «Перспектива»

 

Дело № 307-К-2018                                                                 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 декабря 2018 года

Решение изготовлено в полном объеме 10 января 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 12.01.2017       № 4 в составе:

<…>;

в присутствии от заказчика – администрации Шемуршинского района Чувашской Республики – <…>,

в отсутствие представителей:

уполномоченного учреждения – казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия Шемуршинского района», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,

заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Перспектива», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее – ООО «Перспектива») на положения аукционной документации заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения общей протяженностью 121,105 км и искусственных сооружений на них в Шемуршинском районе Чувашской Республики на 2019 год (изв. № 0315300066318000003) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),  

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 26.12.2018 обратилось ООО «Перспектива» с жалобой на положения аукционной документации Заказчика – администрации Шемуршинского района Чувашской Республики, уполномоченного учреждения - казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия Шемуршинского района» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения общей протяженностью 121,105 км и искусственных сооружений на них в Шемуршинском районе Чувашской Республики на 2019 год (изв. № 0315300066318000003).

В жалобе ООО «Перспектива» сообщает, что положения аукционной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, по следующим основаниям:

- заказчиком в проекте контракта необоснованно установлено требование о предоставлении оригинала банковской гарантии;

- пункты 6.1 и 6.2 проекта контракта об изменении срока исполнения контракта противоречат положениям Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, ООО «Перспектива» просит рассмотреть жалобу по существу, признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

Представитель Заказчика указал на отсутствие противоречий в аукционной документации требованиям Закона о контрактной системе. Просил признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

Заказчиком объявленного аукциона является администрация Шемуршинского района Чувашской Республики, уполномоченным учреждением выступило казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия Шемуршинского района».

11.12.2018 в 14 час. 28 мин. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0315300066318000003 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения общей протяженностью 121,105 км и искусственных сооружений на них в Шемуршинском районе Чувашской Республики на 2019 год, с начальной (максимальной) ценой контракта 8 596 662,33 руб.

Частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе перечислена информация, которую должна содержать документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона.

Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

По доводу заявителя об установлении Заказчиком в проекте контракта необоснованного требования по предоставлению оригинала банковской гарантии, Комиссия Чувашского УФАС России установила следующее.

Согласно пункту 8.6 проекта контракта в случае, если Подрядчик в качестве обеспечения исполнения Контракта выбрал безотзывную банковскую гарантию и по истечении пяти дней с момента заключения Контракта не предоставил оригинал безотзывной банковской гарантии, Подрядчик уплачивает Заказчику неустойку в размере 1% от цены Контракта за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, до момента надлежащего исполнения обязательства.

Требования к банковской гарантии установлены статьей 45 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;

2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;

3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 8 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом, или в качестве обеспечения исполнения контракта, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 настоящей статьи. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 утверждены Правила ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что в реестр включаются банковские гарантии, которые выданы банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В соответствии с пунктом 4 Правил в реестр включаются информация и документы, указанные в части 9 статьи 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также:

а) наименование, местонахождение заказчика, являющегося бенефициаром, идентификационный номер налогоплательщика;

б) копия документа о внесении изменений в условия банковской гарантии (при наличии);

в) идентификационный код закупки;

г) сведения об отказе заказчика в принятии банковской гарантии (при наличии);

д) иная информация, предусмотренная настоящими Правилами.

При этом, согласно пункту 8 Правил информация и документы, указанные в подпунктах "а" - "в" пункта 4 настоящих Правил, подписываются электронной подписью, вид которой предусмотрен Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", лица, имеющего право действовать от имени банка.

Из дополнительных требований следует, что банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид которой предусмотрен Законом о контрактной системе, лица, имеющего право действовать от имени банка, на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Закона о контрактной системе.

Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При этом, в соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе документ, подтверждающий обеспечение исполнения контракта, предоставляется победителем закупки в момент подписания проекта контракта усиленной электронной подписью на электронной площадке.

Таким образом, требование о предоставлении оригинала банковской гарантии  не соответствует требованиям действующего законодательства о контрактной системе, а также положениям Постановления № 1005.

Таким образом, Комиссия признает довод ООО «Перспектива» обоснованным, а в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушение части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя о том, что пункты 6.1 и 6.2 проекта контракта об изменении срока исполнения контракта противоречат положениям Закона о контрактной системе, Комиссия признает несостоятельным в силу следующего.

Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.

Пунктами 6.1 и 6.2 проекта контракта установлено, что стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по настоящему Контракту в случае, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно: наводнения, пожара, землетрясения, диверсии, военных действий, блокад, изменения законодательства, препятствующих надлежащему исполнению обязательств по настоящему Контракту, а также других чрезвычайных обстоятельств, подтвержденных в установленном законодательством порядке, которые возникли после заключения настоящего Контракта и непосредственно повлияли на исполнение Сторонами своих обязательств, а также которые Стороны были не в состоянии предвидеть и предотвратить.

 При наступлении таких обстоятельств срок исполнения обязательств по настоящему Контракту отодвигается соразмерно времени действия данных обстоятельств постольку, поскольку эти обстоятельства значительно влияют на исполнение настоящего Контракта в срок.

Комиссия Чувашского УФАС России отмечает следующее. В силу части 3 статьи 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Частью 9 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), утвержденным постановлением Правления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 23.12.2015 № 173-14, обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажор) являются чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта), либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта).

В частности, к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.

 Таким образом, пункты 6.1 и 6.2 проекта контракта, которыми предусмотрено изменение существенных условий, возможность изменения срока выполнения обязательств по контракту в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, не является нарушением законодательства о контрактной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

В силу вышеизложенного, Комиссия признает жалобу ООО «Перспектива» обоснованной в части довода об установлении требования о предоставлении оригинала банковской гарантии, а в положениях аукционной документации нарушение части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе.

В целях устранения допущенного нарушения Комиссия Чувашского УФАС России считает необходимым выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении выявленного нарушения.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013                    № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Перспектива» на положения аукционной документации Заказчика – администрации Шемуршинского района Чувашской Республики, уполномоченного учреждения – казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия Шемуршинского района» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения общей протяженностью 121,105 км и искусственных сооружений на них в Шемуршинском районе Чувашской Республики на 2019 год (изв. № 0315300066318000003) обоснованной в части довода об установлении требования о предоставлении оригинала банковской гарантии.

2. Признать в действиях Заказчика – администрации Шемуршинского района Чувашской Республики, уполномоченного учреждения – казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия Шемуршинского района» нарушение части 1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

3. Выдать Заказчику – администрации Шемуршинского района Чувашской Республики, уполномоченному учреждению – казенному учреждению «Централизованная бухгалтерия Шемуршинского района» предписание об устранении выявленных нарушений.

 

 

Председатель Комиссии                                                <…>

 

Члены Комиссии                                                           <…>

 

                                                                                      <…>

 

 

Примечание: Решение Комиссии по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия  (часть 9 статьи 106 Закона о контрактной системе). 

 

10.01.2019

06-04/75

 

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

Дело № 307-К-2018

 

10 января 2019 года                                                                                            г. Чебоксары

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России № 4 от 12.01.2017 в составе:

<…>;

на основании решения от 10 января 2019 года о признании в действиях Заказчика – администрации Шемуршинского района Чувашской Республики, уполномоченного учреждения - казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия Шемуршинского района» нарушение части 1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения общей протяженностью 121,105 км и искусственных сооружений на них в Шемуршинском районе Чувашской Республики на 2019 год (изв. № 0315300066318000003) и на основании части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»   

                            

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Заказчику – администрации Шемуршинского района Чувашской Республики, уполномоченному учреждению - казенному учреждению «Централизованная бухгалтерия Шемуршинского района» в срок до 24 января 2019 года устранить нарушение части 1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», допущенного при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения общей протяженностью 121,105 км и искусственных сооружений на них в Шемуршинском районе Чувашской Республики на 2019 год (изв. № 0315300066318000003) путем внесения в проект контракта изменений, предусмотренных мотивировочной частью решения от 10.01.2019 № 307-К-2018 при его направлении победителю закупки в соответствии с требованиями статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2. Информацию об исполнении пункта 1 предписания с приложением копии подтверждающего документа представить в Чувашское УФАС России до 24.01.2019

 

 

Председатель Комиссии                                                                            <…>

 

Члены Комиссии                                                                                            <…>

 

                                                                                                 <…>

                                                                                                                               

                                                                                                                        

Связанные организации

Связанные организации не указаны