Решение №06-04/7503 Решение Управления по жалобе ООО «ВолгаРемСтрой» от 18 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

ООО «ВолгаРемСтрой»

 

Дело № 269-К-2018                                                            г. Чебоксары

                                     

Резолютивная часть решения оглашена 11 октября 2018 года.

Решение изготовлено в полном объеме 16 октября 2018 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 № 4 в составе:

<…>;

в присутствии от:

заказчика – муниципального бюджетного учреждения «Управление капитального строительства и реконструкции» города Чебоксары – <…>,

уполномоченного органа – Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам<…>,

заявителя – общества с ограниченной ответственностью «ВолгаРемСтрой» – <…>,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ВолгаРемСтрой» (далее – ООО «ВолгаРемСтрой») на положения аукционной документации Заказчика – МБУ «Управление капитального строительства и реконструкции» города Чебоксары, уполномоченного органа – Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам при проведении электронного аукциона на строительство средней общеобразовательной школы на 1600 ученических мест поз. 1.34 в микрорайоне № 1 жилого района «Новый город» г. Чебоксары (изв. № 0115200001118002969) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 08.10.2018 обратилось ООО «ВолгаРемСтрой» с жалобой на положения аукционной документации Заказчика – МБУ «Управление капитального строительства и реконструкции» города Чебоксары, уполномоченного органа – Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам при проведении электронного аукциона на строительство средней общеобразовательной школы на 1600 ученических мест поз. 1.34 в микрорайоне № 1 жилого района «Новый город» г. Чебоксары (изв. № 0115200001118002969) (далее – Электронный аукцион).

В жалобе заявитель сообщает, что положения аукционной документации не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе по следующим основаниям:

- Заказчиком установлено излишнее описание технических характеристик товара по позициям 12 и 16 «Перемычка брусковая» Технического задания аукционной документации, что не соответствует части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе;

- срок выполнения работ по условиям проекта контракта не соответствует срокам, установленным проектно-сметной документацией, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- пункты 4.3.2, 4.3.3, 4.3.4 проекта контракта не соответствуют требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, поэтому подлежат исключению;

- Заказчиком в приложении 4 к проекту контракта неверно установлена стоимость работ, а именно без учета обязательных лимитированных затрат, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

Представители Заказчика и Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, указали на соответствие положений аукционной документации требования Закона о контрактной системе. Просили признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

19.09.2018 в 17 час. 37 мин. уполномоченным органом – Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115200001118002969 о проведении электронного аукциона на строительство средней общеобразовательной школы на 1600 ученических мест поз. 1.34 в микрорайоне № 1 жилого района «Новый город» г. Чебоксары, с начальной (максимальной) ценой контракта 878 910 840,00 руб. Одновременно размещена документация об электронном аукционе.

Заказчиком, осуществляющим закупку, выступает муниципальное бюджетное учреждение «Управление капитального строительства и реконструкции» города Чебоксары.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки Заказчиком указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Требования к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) материалов, необходимых Заказчику для осуществления строительства по рассматриваемой закупке, установлены в Техническом задании документации об электронном аукционе.

Так, позиции 12 и 16 Технического задания содержат следующие требования:

12.

Перемычка брусковая

Перемычка брусковая длиной 1550 мм или 1290 мм, шириной 120 мм, высотой 220 мм. Массой 85 кг или 102 кг. Должны соответствовать требованиям ГОСТ 948-2016 «Перемычки железобетонные для зданий с кирпичными стенами. Технические условия» и серии 1.038.1-1 Выпуск 1.

16.

Перемычка брусковая

Перемычка брусковая длиной не более 2460 мм, шириной 120 мм, высотой 140 мм. Должны соответствовать требованиям ГОСТ 948-2016 «Перемычки железобетонные для зданий с кирпичными стенами. Технические условия» и серии 1.038.1-1 Выпуск 1. Массой не менее 71 кг.

Проанализировав вышеуказанные требования, Комиссия пришла к выводу, что установленные Заказчиком требования к материалам, которые должны использоваться при выполнении работ (оказании услуг), включены в аукционную документацию с целью удовлетворения объективных потребностей Заказчика, технические характеристики относятся исключительно к указанному товару и по своей сути не направлены на ограничение доступа к участию в закупке.

Указание Заказчиком требования о соответствии перемычки серии 1.038.1-1 не нарушает требования Закона о контрактной системе, поскольку положения норматива «серия <...> .1-1 Перемычки железобетонные для зданий с кирпичными стенами выпуск 1 перемычки брусковые для жилых и общественных зданий» разработано в соответствии с требованиями ГОСТ.

В силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.

Таким образом, в случае неясности положений документации относительно отдельных характеристик применяемого при строительстве товара, материала, участник закупки вправе обратиться за разъяснениями положений аукционной документации, однако он не воспользовался данным правом.

При этом по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, также не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).

По доводу заявителя о том, что срок выполнения работ по условиям проекта контракта не соответствует срокам, установленным проектно-сметной документацией, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), установлено следующее.

Согласно пункту 2.7 Информационной карты документации об электронном аукционе, пункту 3.2 проекта контракта работы по рассматриваемой закупке требуется завершить к 01.06.2020.

Заявитель указывает, что из пункта 2.2 раздела 6 «Проект организации строительства» следует, что срок строительства данного объекта составляет 31 месяц.

Несоответствие вышеуказанных сроков, по мнению ООО «ВолгаРемСтрой», создает участнику торгов, или нескольким участникам торгов, преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено Законом о защите конкуренции.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Таким образом, организационные и правовые основы защиты конкуренции регулируются названным выше Законом о защите конкуренции.

В случае поступления в антимонопольный орган заявлений и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях каких-либо субъектов, антимонопольный орган может признать нарушения обозначенного законодательства исключительно на основании решения, принятого комиссией по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Для принятия решения о наличии нарушения антимонопольного законодательства необходимо установить, в чем выразилось данное нарушение, обстоятельства, которые повлекли это нарушение, и каким образом была нарушена конкуренция.

Порядок рассмотрения заявлений, поданных в антимонопольный орган о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, установлен Главой 9 Закона о защите конкуренции.

А именно, рассмотрение заявления и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется антимонопольным органом в порядке, предусмотренном статьей 44 Закона о защите конкуренции, которая также содержит требования к форме и порядку подачи указанного заявления.

Таким образом, в рамках Главы 9 Закона о защите конкуренции могут быть рассмотрены действия каких-либо субъектов исключительно на предмет их соответствия антимонопольному законодательству, а именно, на наличие в таких действиях признаков, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Однако указанная выше жалоба, подана в Чувашское УФАС России в порядке, установленном Законом о контрактной системе.

Следовательно, в рамках рассмотрения обозначенной жалобы нарушение антимонопольного законодательства при проведении конкурентной процедуры не может быть установлено.

Кроме того, доводов, свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе заявителем не представлено.

На основании вышеизложенного, Комиссия Чувашского УФАС России признает данный довод заявителя необоснованным.

По доводу заявителя о том, что пункты 4.3.2, 4.3.3, 4.3.4 проекта контракта не соответствуют требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), поэтому подлежат исключению, Комиссия установила следующее.

Пунктом 4.3.2 проекта контракта установлено, что в течение 5 дней с момента заключения контракта Генеральный подрядчик обязуется обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование на период строительства средней общеобразовательной школы на 1600 ученических мест поз. 1.34 в микрорайоне № 1 жилого района «Новый город» г. Чебоксары,  в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. После заключения контракта и получения права безвозмездного срочного пользования на земельный участок Генеральный подрядчик фактически становится застройщиком.

Согласно пункту 4.3.3 проекта контракта Генеральный подрядчик обязан подготовить всю необходимую исходно-разрешительную документацию для получения разрешения на строительство. Получить разрешение на строительство.

Пунктом 4.3.4 на Генерального подрядчика возложена обязанность обеспечения ввода Объекта в эксплуатацию, с получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В соответствии с пунктом 16 статьи 1 ГрК РФ застройщик – это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.

Получение разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию относится к работам в рамках исполнения контракта.

После заключения контракта и получения права безвозмездного срочного пользования на земельный участок Генеральный подрядчик фактически становится Застройщиком.

Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Таким образом, включение в проект контракта обязанностей подрядчика, предусмотренных пунктами 4.3.2, 4.3.3, 4.3.4 проекта контракта, не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе, следовательно, данный довод признается необоснованным.

По доводу заявителя о том, что Заказчиком в приложении 4 к проекту контракта неверно установлена стоимость работ, а именно без учета обязательных лимитированных затрат, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, установлено следующее.

Приложением № 4 к проекту контракта является перечень видов и объемов работ, которые Генеральный подрядчик обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств.

Указанный перечень установлен Заказчиком в соответствии с положениями части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Постановление № 570).

Пунктом 2 Постановления № 570 установлено, что:

а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:

не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;

не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г..

Таким образом, Приложение № 4 к проекту контракта соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Кроме того, доводы заявителя сводятся к нарушению законодательства о защите конкуренции, а не законодательства о контрактной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «ВолгаРемСтрой» необоснованной.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ВолгаРемСтрой» на положения аукционной документации Заказчика – МБУ «Управление капитального строительства и реконструкции» города Чебоксары, уполномоченного органа – Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам при проведении электронного аукциона на строительство средней общеобразовательной школы на 1600 ученических мест поз. 1.34 в микрорайоне № 1 жилого района «Новый город» г. Чебоксары (изв.
№ 0115200001118002969) необоснованной.

 

Председатель Комиссии                                                     <…>

 

Члены Комиссии                                                                  <…>

 

<…>

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны