Решение №06-04/7869 Решение Управления в отношении отдела образования и молодежн... от 27 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы ООО «СК Стрим»

 

Дело № 236-К-2016                                                                                             г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 октября 2016 года

Решение изготовлено в полном объеме 26 октября 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 15.03.2016 №34 в составе:

<…>;

<…>;

<…>;

в присутствии от заказчика – Отдела образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района – <…>, начальника,

<…>, представителя по доверенности от 25.01.2016,

от уполномоченного органа – Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам – <…>, представителя по доверенности от 09.02.2016,

от ООО «ВВС» – <…>, представителя по доверенности от 21.09.2016,

в отсутствие заявителя – ООО «СК Стрим», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу ООО «СК Стрим» на положения аукционной документации заказчика – Отдела образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района на реконструкцию существующего здания МБОУ «Гимназия 1» г.Мариинский Посад Чувашской Республики (изв. № 0115300024716000006),  в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 19.10.2016 обратилось ООО «СК Стрим» с жалобой на положения аукционной документации заказчика – Отдела образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района на реконструкцию существующего здания МБОУ «Гимназия 1» г.Мариинский Посад Чувашской Республики (изв. № 0115300024716000006) (далее – Электронный аукцион).

В жалобе ООО «СК Стрим» сообщает, что на официальном сайте размещены разъяснения документации, однако указанные разъяснения не содержат текста самого запроса.

Положения аукционной документации, объявленной закупки, нарушают требования Закона о контрактной системе, в связи с объединением в один объект закупки строительных работ и поставки оборудования, технологически и функционально не связанных друг с другом.

Требование о наличии у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, на допуск к генподряду, а не к конкретным видам работ, входящим в предмет закупки, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, ООО «СК Стрим» просит рассмотреть жалобу по существу, приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта, признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.

ООО «СК Стрим», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, явку полномочного представителя в заседание Комиссии не обеспечило.

Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, считают, что аукционная документация соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

Заказчиком объявленного аукциона является Отдел образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона уполномоченным органом является – Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.

19.09.2016 в 13 час. 16 мин. заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115300024716000006 о проведении электронного аукциона на реконструкцию существующего здания МБОУ "Гимназия 1" г.Мариинский Посад Чувашской Республики, с начальной (максимальной) ценой контракта 75 446 520,00 руб.

Частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

По правилам части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

При этом в разъяснениях положений аукционной документации, размещенных 17.10.2016 16:04, 17.10.2016 16:02 и 18.10.2016 16:02 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru, суть предмета запроса отсутствует. Следовательно, разъяснения размещены заказчиком с нарушением требований части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе. Данный довод заявителя Комиссия признает обоснованным.

Наряду с изложенным, согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с правилами описания объекта закупки, установленными пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Объектом объявленной закупки является реконструкция существующего здания МБОУ «Гимназия 1» г.Мариинский Посад Чувашской Республики.

Вместе с тем, проектно-сметная документация (Локальная смета № 02-01-12), размещенная в составе аукционной документации, содержит перечень товаров, в том числе: доска классная, тумба классной доски, экран настенный 1500х1500 3M WS 150, плита электрическая бытовая 2-х комфорочная "Мечта 29" 220В и т.д.

При осуществлении реконструкции объекта заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможны впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.

Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок.

Под технологически и функционально не связанными между собой товарами, работами, услугами следует понимать товары, работы, услуги, которые отличаются друг от друга значительными особенностями (деталями), влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результат работ, услуг, являются неоднородными (различными) по своему потребительскому назначению и не могут быть взаимозаменяемыми.

Объединение в один лот различных по функциональным и технологическим характеристикам работ (товаров, услуг) может повлечь за собой сокращение числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в закупке по отдельным работам (товарам, услугам) и группам таких работ (товаров, услуг).

Таким образом, указанное в локальной смете № 02-01-12 оборудование, требуемое к поставке, не является монтируемым оборудованием и не может быть неразрывно связанным с выполнением строительно-монтажных работ.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана па соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федеральною закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Следовательно, объединение в один объект закупки строительных работ и поставки оборудования, технологически и функционально не связанных друг с другом, влечет ограничение количества участников закупки, так как отстраняет от участия лиц, которые не могут осуществлять строительные работы, что нарушает положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Наряду с изложенным, Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что в локальной смете № 02-01-12 содержится указание на товарные знаки и конкретного производителя, например, плита электрическая бытовая 2-х комфорочная "Мечта 29", холодильник бытовой "Атлант", стоматологическая установка 440х360х1950; 0,9кВт; 1ф Дипломат Адепт ДА, станок СУБД-1Б-1, ОАО"Марийский машиностроительный завод ",г. Йошкар-Ола, ул.Суворова, д.15 и т.д.

Такое описание объекта закупки нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Следовательно, довод заявителя о неправомерном включении в предмет закупки поставки мебели в рамках реконструкции объекта недвижимости Комиссия признает обоснованным.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе такие сведения также должны содержаться в документации об электронном аукционе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Согласно пункту 17 Раздела X Информационной карты аукционной документации к участникам закупки установлены требования о наличии свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние, на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства": "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)".

На основании части 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ определенным Приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 № 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".

Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

Частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 (далее – Перечень), лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (далее - допуск на генподряд), то есть речь идет не о лице, выполняющем работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, а о лице, осуществляющем работы по организации строительства, и работы по организации строительства должны быть включены в Перечень.

Проведенный анализ Перечня показывает, что работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта административных зданий относятся к группе 33.3. Жилищно-гражданское строительство.

В силу изложенного, при проведении реконструкции здания заказчик вправе установить к участнику закупки требование о наличии соответствующего допуска СРО на генподряд, так как, согласно части 1 статьи 55.8 ГрК РФ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

В данном случае речь идет не о конкретных работах, а о работах по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта административных зданий, которые включены в раздел III "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Перечня, и для выполнения которых у подрядчика, осуществляющего капитальный ремонт объекта капитального строительства, должен быть допуск СРО на генподряд.

На основании изложенного, в пункте 19 Информационной карты аукционной документации на реконструкцию существующего здания МБОУ «Гимназия 1» г.Мариинский Посад Чувашской Республики заказчиком правомерно установлено требование о наличии допуска СРО на генподряд: "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3 Жилищно-гражданское строительство".

Следовательно, довод заявителя о нарушении требований Закона о контрактной системе, в связи с установлением требования о наличии у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, на допуск к генподряду, а не к конкретным видам работ, входящим в предмет закупки, Комиссия признает несостоятельным.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «СК Стрим» обоснованной в части включения в предмет закупки поставки мебели в рамках реконструкции объекта, и отсутствия в разъяснениях положений аукционной документации предмета запроса.

При этом Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что вышеуказанные нарушения в действиях заказчика – Отдела образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района при проведении электронного аукциона на реконструкцию существующего здания МБОУ «Гимназия 1» г.Мариинский Посад Чувашской Республики (изв. № 0115300024716000006) установлены решениями от 25.10.2016 № 235-К-2016 и от 26.10.2016 № 233-К-2016. Для устранения выявленных нарушений заказчику выданы предписания от 25.10.2016 № 235-К-2016 и от 26.10.2016 № 233-К-2016.

В связи с изложенным, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдавать предписание по результатам рассмотрения жалобы ООО «СК Стрим».

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «СК Стрим» обоснованной в части включения в предмет закупки поставки мебели в рамках реконструкции объекта, и отсутствия в разъяснениях положений аукционной документации предмета запроса.
  2. Признать заказчика – Отдел образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, часть 3 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Предписание не выдавать. 

 

Председатель Комиссии                                                                                     <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                   <…>

 

                                                                                                                          <…>

 

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны