Решение №06-04/8253 Решение и предписание Управления в отношении Минтранса Чуваш... от 17 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 52-Т-2015

г. Чебоксары

11 сентября 2015 года

 

Резолютивная часть решения оглашена 09 сентября 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 11 сентября 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 02.03.2015 № 43 в составе:

Председателя Комиссии:

«…»

Членов Комиссии:

«…»

в присутствии от заявителя – ООО «Автолайн» – «…», директора,

в отсутствие представителей организатора торгов – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу ООО «Автолайн» на положения конкурсной документации Минтранса Чувашии на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 24.07.2015 обратилось ООО «Автолайн» с жалобой на положения конкурсной документации Минтранса Чувашии на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике.

В жалобе ООО «Автолайн» указывает, что при составлении конкурсной документации объединенного конкурс №№ 16, 17, 18 уполномоченным органом не были учтены все особенности действующего законодательства о пассажирских перевозках, в частности, положения Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», а также баланс интересов всех перевозчик, в частности заявитель предлагает:

  • в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.12.2013 № 566 «О картах для безналичной оплаты проезда на транспорте общего пользования на территории Чувашской Республики» и в целях обеспечения пассажирам возможности безналичной оплаты проезда с использованием единой транспортной карты включить в состав конкурсной документации требование о наличии у перевозчиков на праве собственности или ином законном основании терминала для безналичной оплаты проезда, способного считывать транспортную карту, универсальную электронную карту с транспортным приложением, электронный кошелек, соответствующего назначения;
  • в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» установить требование о наличии у перевозчиков уведомления Федерального дорожного агентства (Росавтодора) о присвоении транспортным средствам, заявленным на конкурс, категории и включения данных транспортных средств в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
  • в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнить конкурсную документацию названиями маршрутов с указанием вида регулярных перевозок: с регулируемым тарифом либо с нерегулируемым тарифом;
  • для пригородных маршрутов установить новый критерий оценки конкурсных заявок, исходя из общей пассажировместимости автобуса с учетом мест для сидения и стоячих пассажиров;
  • внести в конкурсную документацию информацию о промежуточных остановках с расписанием движения по каждой остановке.

В заседании Комиссии представитель заявителя поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, просил обязать Минтранс Чувашии внести изменения в конкурсную документацию, поскольку указанные в жалобе обстоятельства препятствуют обществу подать заявку на участие в конкурсе.

Минтранс Чувашии, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку полномочного представителя не обеспечило, письмом от 08.09.2015 № 051/28-4622 ходатайствовало о рассмотрении жалобы  ООО «Автолайн» в отсутствие своего представителя.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия приходит к следующему.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В силу частей 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» организация транспортного обслуживания населения, в том числе автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщениях, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 26.3 Закона).

Правоотношения, связанные с организацией процесса перевозки пассажиров автомобильным транспортом в Чувашской Республике урегулированы Законом Чувашской Республики от 29.12.2003 № 48 «Об организации  пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике» (далее – Закон № 48).

В силу статьи 1 Закона № 48 организатором-заказчиком регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом является орган исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченный Кабинетом Министров Чувашской Республики по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок (далее – уполномоченный орган).

Согласно части 3 статьи 4 Закона № 48 перевозчики осуществляют регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, организуемые сверх государственного заказа, на основании договоров на осуществление таких перевозок, заключенных с уполномоченным органом.

В силу части 4 статьи 4 Закона № 48 договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом заключается по результатам конкурса, за исключением случаев, установленных частью 5 настоящей статьи.

Таким образом, любые действия (бездействие) организатора торгов при организации и проведении конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, в силу обязательности его проведения подлежат контролю со стороны антимонопольного органа в процессуальном порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 № 594  утверждено Положение о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа (далее – Порядок проведения открытого конкурса № 594).

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка проведения открытого конкурса № 594 не позднее чем за 20 дней до дня окончания срока приема заявок организатор конкурса осуществляет размещение на официальном сайте организатора конкурса на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт организатора конкурса) извещения о проведении конкурса и конкурсной документации.

Согласно пункту 1.5 Порядка проведения открытого конкурса № 594 извещение о проведении конкурса должно содержать информацию, в т.ч. о предмете конкурса, включая сведения о выставляемом на конкурс маршруте (маршрутах), о начальном, конечном и промежуточных остановочных пунктах маршрутов, времени начала и окончания работы маршрутов, необходимом минимальном количестве автомобильных транспортных средств (далее - автобус) для осуществления перевозок по маршруту, требованиях к автобусам, времени отправления автобусов, интервалах их движения.

В силу пункта 2.2 Порядка проведения открытого конкурса № 594 конкурсная документация должна включать информацию, содержащуюся в извещении, указанном в пункте 1.5 настоящего Порядка.

В соответствии с Указом Главы Чувашской Республики от 25.05.2012 № 49 организатором-заказчиком пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике является Минтранс Чувашии.

На основании приказа Минтранса Чувашии от 24.02.2015 № 02-03/22  возобновлено проведение открытого конкурса, ранее объявленного приказом Минтранса Чувашии от 16.01.2015 № 02-03/4 «О проведении открытого конкурса», а также утверждена конкурсная документация.

Согласно пункту 1.4 постановления № 594 организатор конкурса - Минтранс Чувашии вправе определять условия проведения конкурса, готовить все необходимые документы для объявления конкурса и утверждать конкурсную документацию. При этом оценка заявок должна осуществляться конкурсной комиссией в соответствии с критериями оценки заявок, утвержденными конкурсной документацией.

Из данного положения правого акта следует, что именно Минтранс Чувашии вправе определять и устанавливать по своему усмотрению критерии оценки заявок конкурса и описывать предмет торгов, с учетом запретов, установленных для органов государственной власти участвующих в предоставлении государственных услуг Законом о защите конкуренции. 

Вместе с тем, в сформированных лотах и установленных критериях конкурсного отбора Комиссия не усматривает нарушений процедуры проведения торгов, поскольку они в равной степени распространяются на всех перевозчиков и установлены для определения победителя конкурса на право заключения договора по маршрутам регулярных перевозок.

С учетом вышеизложенного Комиссия признает доводы ООО «Автолайн» о необходимости установления названий маршрутов с указанием вида регулярных перевозок, критерия оценки конкурсных заявок по пассажировместимости автобуса с учетом мест для сидения и стоячих пассажиров необоснованными.

Вместе с тем, целью проведения конкурсов, является выявление перевозчиков, способных осуществить наиболее качественное и безопасное оказание услуг по перевозке граждан на регулярных маршрутах, и обеспечить соблюдение всех требований, предъявляемых к перевозчикам действующим законодательством.

Согласно пункту 1 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.12.2013 № 566 «О картах для безналичной оплаты проезда на транспорте общего пользования на территории Чувашской Республики» Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики, ответственным за внедрение системы безналичной оплаты проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на территории Чувашской Республики.

Указанным Постановлением также утверждены Правила реализации и использования карт для безналичной оплаты проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на территории Чувашской Республики.

Вместе с тем, Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.02.2015 № 44 «О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом» утверждены тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом.

 

N

пп

Наименование

Единица измерения

Тариф, рублей

1

2

3

4

1.2.3.

Перевозки пассажиров в пригородном сообщении транспортными средствами категорий "М2" <*>, "М3" <*>:

 

 

1.2.3.1.

при оплате проезда картами для безналичной оплаты проезда <**>

1 км

2,09

1.2.3.2.

при приобретении билета в салоне транспортного средства

то же

2,39

 

Таким образом, Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.02.2015 № 44 устанавливает пониженные тарифы при оплате проезда картами для безналичной оплаты проезда по сравнению с приобретением билета в салоне транспортного средства.

Приложением № 6 к конкурсной документации «Форма справки об автобусах, которые будут эксплуатироваться на маршруте» участникам конкурса предлагается указать имеется ли в автобусах, предполагаемых для эксплуатирования на маршруте, оборудование для безналичной оплаты проезда.

Вместе с тем, такое условие не обязывает участников конкурса предлагать автобусы, оснащенные оборудованием для безналичной оплаты проезда, и допускает возможность признания победителем конкурса перевозчика, чьи автобусы не оснащены таким оборудованием.

Следовательно, такие условия конкурса лишают пассажиров возможности воспользоваться правом оплаты проезда по картам для безналичной оплаты по сниженным тарифам.

Наряду с изложенным, общие положения обеспечения транспортной безопасности, устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства установлены Федеральным закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон о транспортной безопасности).

Согласно части 1 статьи 6 Закона о транспортной безопасности объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Частью 4 статьи 6 Закона о транспортной безопасности установлено, что категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Приказом Минтранса России от 29.01.2010 № 22  утвержден Порядок ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее – Порядок ведения Реестра).

В соответствии с пунктом 13 Порядка ведения Реестра компетентный орган в течение пяти рабочих дней с момента внесения в Реестр соответствующей записи направляет субъекту транспортной инфраструктуры и в Ространснадзор уведомление о включении объекта или транспортного средства в Реестр и о присвоенной категории или об его исключении из Реестра.

Учитывая, что процедура категорирования является обязательной и обусловлена обеспечением транспортной безопасности, Комиссия Чувашского УФАС России считает, что включение в конкурсную документацию требования о соответствии перевозчика требованиям Закона о транспортной безопасности, является необходимым.

В силу пункта 2.2 Порядка проведения открытого конкурса № 594   конкурсная документация должна включать, в т.ч. проект договора между уполномоченным органом и победителем конкурса (со всеми приложениями).

Согласно пункту 2.2.2 проекта договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте исполнитель обязуется обеспечить выполнение требований Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, закона Чувашской Республики от 29.12.2003 № 48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике», Правил организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 № 594, и других нормативных правовых актов, регулирующих порядок организации автомобильных перевозок пассажиров и багажа.

Таким образом, проект договора не устанавливает обязанности перевозчика выполнять требования Закона о транспортной безопасности.

Кроме того, Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что проект договора также не содержит обязательного требования о наличии у перевозчика терминала для безналичной оплаты проезда.

Относительно довода заявителя об отсутствии в извещении и конкурсной документации информации о промежуточных остановках с расписанием движения по каждой остановке Комиссия отмечает, что данный довод был предметом рассмотрения Чувашского УФАС России по жалобе ООО «Автолайн» от 24.07.2015.

По итогам рассмотрения указанной жалобы 05.08.2015 Чувашским УФАС России вынесено решение № 46-Т-2015, в соответствии с которым отсутствие такой информации было признано нарушением пунктов 1.5 и 2.2 Порядка проведения открытого конкурса № 594 и организатору конкурса выдано предписание № 46-Т-2015 об устранении допущенного нарушения.

Согласно пункту 4 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба возвращается заявителю в случае, если антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

В соответствии с вышеизложенным Комиссия Чувашского УФАС России оставляет данный довод заявления без рассмотрения.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Исходя из установленных обстоятельств по делу, Комиссия признает жалобу ООО «Автолайн» обоснованной в части необходимости включения в состав конкурсной документации требований о наличии у перевозчиков на праве собственности или ином законном основании терминала для безналичной оплаты проезда и о соответствии победителя требованиям Закона о транспортной безопасности. В остальной части жалоба ООО «Автолайн» является необоснованной.

В целях устранения выявленного нарушения Комиссия Чувашского УФАС России считает необходимым выдать Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики предписание об устранении выявленного нарушения.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Автолайн» обоснованной в части.
  2. Выдать организатору торгов – Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики предписание об устранении нарушения, допущенного при проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике.

 

 

Председатель Комиссии                                                                         «…»

 

Члены Комиссии                                                                                       «…»

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

От 11.09.2015 № 06-04/8254

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 

Дело № 52-Т-2015

г. Чебоксары

11 сентября 2015 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 02.03.2015 № 43 в составе:

Председателя Комиссии:

«…»

Членов Комиссии:

«…»

на основании решения от 11.09.2015 № 52-Т-2015, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы ООО «Автолайн» на положения конкурсной документации Минтранса Чувашии на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, и в соответствии с частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 указанного Закона,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики в срок до 24 сентября 2015 года устранить допущенные нарушения процедуры проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике путем включения в проект договора  требования об обеспечении исполнителем выполнения требований Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и об оснащении автобусов терминалами для безналичной оплаты проезда.
  2. Проинформировать Чувашское УФАС России об исполнении пункта 1 настоящего предписания в срок до 25 сентября 2015 года.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                «…»

 

Члены Комиссии                                                                            «…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны