Решение №06-04/8707 Решение Управления по жалобе ООО «Экоменеджмент» от 24 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Экоменеджмент» 

 

 

Дело № 256-К-2016                                                                                               г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 18 ноября 2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 23 ноября 2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 15.03.2016 № 34  в составе:

<…>;

<…>;

<…>;

в присутствии от уполномоченного органа – Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам – <…>,

Иванова Андрея Анатольевича, представителя по доверенности от 11.04.2016,

от Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр ресурсного обеспечения государственных учреждений здравоохранения» Министерства здравоохранения Чувашской Республики – <…>,

в отсутствие заявителя – ООО «Экоменеджмент», надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу ООО «Экоменеджмент» на положения аукционной документации уполномоченного органа – Государственной службы Чувашской  Республики по конкурентной политике  и тарифам при проведении совместного электронного аукциона на право определения исполнителя на оказание услуг по вывозу и обеззараживанию твердых медицинских отходов (материалы и инструменты, предметы загрязненные кровью и другими биологическими жидкостями) класса Б аппаратным методом обеззараживания без предварительного обеззараживания в местах сбора, для нужд медицинских организаций Чувашской Республики (изв. № 0115200001116003175) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 15.11.2016 обратилось ООО «Экоменеджмент» с жалобой на положения аукционной документации уполномоченного органа – Государственной службы Чувашской  Республики по конкурентной политике  и тарифам при проведении совместного электронного аукциона на право определения исполнителя на оказание услуг по вывозу и обеззараживанию твердых медицинских отходов (материалы и инструменты, предметы загрязненные кровью и другими биологическими жидкостями) класса Б аппаратным методом обеззараживания без предварительного обеззараживания в местах сбора, для нужд медицинских организаций Чувашской Республики (изв. № 0115200001116003175).

В жалобе заявитель сообщает, что в нарушение требований законодательства о контрактной системе проект контракта не содержит условий отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней).

Кроме того, техническим заданием, по мнению заявителя, для исполнения контракта установлены необоснованно короткие сроки, что препятствует добросовестным участникам рынка принять участие в закупке.

Из жалобы также следует, что в соответствии с описанием объекта закупки услуги включают в себя транспортировку и обеззараживание твёрдых медицинских отходов (класс Б) физическим методом обеззараживания, при помощи специализированной установки для обеззараживания медицинских отходов при низкотемпературном воздействии, без предварительного обеззараживания химическим методом в местах их образования.

При этом требование к способу обеззараживания медицинских отходов является излишним и свидетельствует о необъективном описании объекта закупки.

На основании изложенного ООО «Экоменеджмент» просит провести проверку аукционной документации и выдать заказчикам предписание об устранении выявленных нарушений.

ООО «Экоменеджмент», надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения жалобы, явку полномочного представителя в заседание Комиссии не обеспечили.

Представители уполномоченного органа с нарушением законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона не согласились, просили признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалоб и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

Заказчиками объявленного аукциона являются учреждения здравоохранения Чувашской Республики, указанные в приложении. Уполномоченным органом выступила Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, координатором торгов – Казённое учреждение Чувашской Республики «Центр ресурсного обеспечения государственных  учреждений здравоохранения» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

31.10.2016 15:01 уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru  размещено извещение № 0115200001116003175 о проведении совместного электронного аукциона на право определения исполнителя на оказание услуг по вывозу и обеззараживанию твердых медицинских отходов (материалы и инструменты, предметы загрязненные кровью и другими биологическими жидкостями) класса Б аппаратным методом обеззараживания без предварительного обеззараживания в местах сбора, для нужд медицинских организаций Чувашской Республики, с начальной (максимальной) ценой контракта 22 242 668,00 руб. Одновременно размещена документация об электронном аукционе.

Дата и время окончания подачи заявок установлены 16.11.2016 09:00.

Требования к содержанию документации об электронном аукционе установлены статьей 64 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Требования к контракту сформированы статьей 34 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В силу части 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» установлено, что заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.

Таким образом, Закон о контрактной системе и Постановление Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 не содержит императивного требования о включении в проект контракта условия об отсрочке уплаты неустоек (штрафов, пеней).

Кроме того, отсутствие данного условия в проекте контракта не лишает права подрядчика воспользоваться правом на отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществление списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), предоставленном Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190, в случае нарушения им обязательств по выполнению работ в установленные сроки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Описание объекта закупки содержится в Техническом задании Технической части документации об электронном аукционе.

Согласно пункту 1.1 Технического задания объектом закупки являются услуги по вывозу и обеззараживанию твёрдых медицинских отходов (материалы и инструменты, предметы загрязненные кровью и другими биологическими жидкостями) класса Б аппаратным методом обеззараживания без предварительного обеззараживания в местах сбора для нужд медицинских организаций Чувашской Республики.

Объём оказания услуг: 226 966 кг.

Услуги включают в себя транспортировку и обеззараживание твёрдых медицинских отходов (класс Б) физическим методом обеззараживания, при помощи специализированной установки для обеззараживания медицинских отходов при низкотемпературном воздействии, без предварительного обеззараживания химическим методом в местах их образования (пункт 1.2. Технического задания).

Сроки оказания услуги: с момента заключения контракта до 31 декабря 2016 года, по заявкам заказчика по мере заполнения контейнеров (пункт 1.4 Технического задания).

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ).

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее - медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами установлены СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163 (далее – СанПиН 2.1.7.2790-10).

Согласно части 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 медицинские отходы класса Б относятся к эпидемиологически опасным отходам.

При организации участков обеззараживания/обезвреживания медицинских отходов с использованием аппаратных методов разрешается сбор, временное хранение, транспортирование медицинских отходов класса Б без предварительного обеззараживания в местах образования, при условии обеспечения необходимых требований эпидемиологической безопасности.

Пунктом 7.8 СанПиН 2.1.7.2790-10 установлены санитарно-эпидемиологические требования к транспортным средствам, предназначенным для перевозки необеззараженных отходов класса Б:

- кабина водителя должна быть отделена от кузова автомобиля;

- кузов автомобиля должен быть выполнен из материалов, устойчивых к обработке моющими и дезинфекционными средствами, механическому воздействию, иметь гладкую внутреннюю поверхность и маркировку "Медицинские отходы" с внешней стороны;

- при продолжительности более 4-х часов транспортировки отходов, хранившихся в морозильных камерах, предусматривается охлаждаемый транспорт;

- в кузове должны быть предусмотрены приспособления для фиксации контейнеров, их погрузки и выгрузки;

- транспортное средство должно быть обеспечено комплектом средств для проведения экстренной дезинфекции в случае рассыпания, разливания медицинских отходов (пакеты, перчатки, вода, дезинфицирующие средства, ветошь и другое);

- транспорт, занятый перевозкой отходов, не реже 1 раза в неделю подлежит мытью и дезинфекции. Обеззараживание проводится способом орошения из гидропульта, распылителей или способом протирания растворами дезинфицирующих средств с использованием ветоши, щеток. При этом необходимо соблюдать меры предосторожности, предусмотренные инструкцией/методическими указаниями по применению конкретного дезинфицирующего средства (защитная одежда, респираторы, защитные очки, резиновые перчатки);

- транспортное средство оснащается средствами мобильной связи.

Таким образом, законодательством Российской Федерации установлены требования к оказанию услуг по вывозу и обезвреживанию медицинских отходов.

В соответствии с внесением изменений в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" медицинские отходы выведены из общей системы регулирования обращения с отходами (п. 2 статьи 2 указанного закона).

В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны     здоровья граждан в       Российской   Федерации" медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10) устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.

Способы и методы обеззараживания и/или обезвреживания медицинских отходов классов Б и В установлены пунктом V СанПиН 2.1.7.2790-10.

Выбор методов безопасного обеззараживания и/или обезвреживания отходов классов Б зависит от мощности и профиля медицинской организации, наличия установок по обеззараживанию/ обезвреживанию отходов, способа обезвреживания/уничтожения отходов, принятого на административной территории (сжигание, вывоз на полигоны, утилизация) (пункт 5.1 СанПиН 2.1.7.2790-10).

Обеззараживание/обезвреживание отходов классов Б может осуществляться централизованным или децентрализованным способами.

При децентрализованном способе участок по обращению с отходами располагается в пределах территории организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность.

При централизованном способе участок по обращению с медицинскими отходами располагается за пределами территории организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, при этом организуется транспортирование отходов (пункт 5.1 СанПиН 2.1.7.2790-10).

Физический метод обеззараживания отходов классов Б и В, включающий воздействие водяным насыщенным паром под избыточным давлением, температурой, радиационным, электромагнитным излучением, применяется при наличии специального оборудования - установок для обеззараживания медицинских отходов (пункт 5.4 СанПиН 2.1.7.2790-10).

Из изложенного следует, что выбор метода обеззараживания/обезвреживания определяется организацией, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, т.е. заказчиком.

При этом требования к оказываемым услугам, установленные в документации, обусловлены объективными потребностями заказчиков. Заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам услуг, которые удовлетворили бы всех возможных участников закупки.

Таким образом, довод заявителя об установлении необоснованно коротких сроков для исполнения контракта и об установлении метода обеззараживания (физический метод обеззараживания, при помощи специализированной установки для обеззараживания медицинских отходов при низкотемпературном воздействии), ограничивающих количество участников закупки, Комиссия признает несостоятельным.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.   

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «Экоменеджмент» необоснованной и приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Экоменеджмент»  необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                             <…>

 

Члены Комиссии                                                                             <…>

 

<…>

 

Примечание: Решение Комиссии по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия  (часть 9 статьи 106 Закона о контрактной системе). 

Связанные организации

Связанные организации не указаны