Решение №06-04/9227 Решение и предписание Управления в отношении КУ ЧР «Управлен... от 13 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

ООО «Шупашкар»

 

Дело № 265-К-2016                                                                                         г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 08 декабря 2016 года

Решение изготовлено в полном объеме 12 декабря 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 15.03.2016 № 34, от 04.10.2016 № 151 в составе:

<…>

в присутствии представителей от:

уполномоченного органа – Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам – <…>

 заказчика – казенного учреждения Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта  и дорожного хозяйства Чувашской Республики – <…>

заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Шупашкар» - <…>

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Шупашкар» на положения аукционной документации заказчика - казенного учреждения Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта  и дорожного хозяйства Чувашской Республики и  уполномоченного органа – Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в Аликовском, Красночетайском, Моргаушском, Ядринском районах Чувашской Республики в 2017-2019 гг., (уровень содержания – допустимый) (изв. № 0115200001116003416) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 02.12.2016 обратилось общество с ограниченной ответственностью «Шупашкар»  (далее – ООО «Шупашкар») с жалобой на положения аукционной документации  заказчика - казенного учреждения Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта  и дорожного хозяйства Чувашской Республики  при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в Аликовском, Красночетайском, Моргаушском, Ядринском районах Чувашской Республики в 2017-2019 гг., (уровень содержания – допустимый) (изв. № 0115200001116003416) (далее – Электронный аукцион).

В жалобе заявитель сообщает о том, что заказчиком неправильно указано кодовое обозначение закупки по  ОКПД 2, с присвоением данному объекту закупки кода 42.11.20.000 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов",  вместо 52.21.22.000 «Услуги по эксплуатации автомагистралей», что повлекло установление неправомерного требования к участникам закупки по наличию у них опыта выполнения строительных работ, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 №99. При этом номенклатура видов работ по содержанию автодорог не предусматривает такие работы, как строительство, реконструкция и капитальный ремонт, для выполнения которых, в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, требуется документальное подтверждение участником закупки о наличии у него опыта выполнения работ сопоставимых с предметом контракта.

На основании изложенного заявитель просит провести проверку указанной закупки, признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства.

Представители заявителя доводы, изложенные в жалобе, в заседании Комиссии поддержали в полном объеме.

Представители уполномоченного органа и заказчика нарушения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона не признали, считают, что требования аукционной документации соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

18.11.2016 в 13 час. 30 мин уполномоченным органом – Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115200001116003416 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в Аликовском, Красночетайском, Моргаушском, Ядринском районах Чувашской Республики в 2017-2019 гг., (уровень содержания – допустимый), с начальной (максимальной) ценой контракта 221 316 101, 00 руб.

В извещении о проведении Электронного аукциона кодовое обозначение закупки по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД 2) присвоено 42.11.20.000 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов".

Объектами классификации в ОКПД 2 является продукция (услуги, работы), которые при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд должны обозначаться соответствующим кодом.

Использованный в ОКПД 2 иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования продукции (услуг, работ) предусматривает обозначение первыми двумя цифрами объединенного по определенным признакам класса продукции (услуг, работ). Согласно ОКПД 2 к классу 42 отнесены сооружения и строительные работы в области гражданского строительства.

В силу положений статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик при осуществлении закупки устанавливает единые требования к участникам закупки, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также  документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление Правительства РФ № 99) определены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

В соответствии с пунктом 2 Перечня «Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов» указанного Постановления выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей предусматривает наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Обозначив рассматриваемую закупку кодом ОКПД 2 42.11.20.000 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов" Заказчик установил в аукционной документации дополнительные требования к участникам закупки по наличию у них опыта строительных работ.

При этом объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в Аликовском, Красночетайском, Моргаушском, Ядринском районах Чувашской Республики в 2017-2019 гг., (уровень содержания – допустимый).

Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее – Классификация).

Исходя из определенных классификатором работ, они подразделены следующим образом:

капитальный ремонт;

ремонт;

содержание автомобильных дорог.

В соответствии с разделом IV Классификатора в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят работы:

работы по содержанию автомобильных дорог, в т.ч. работы по искусственным и защитным дорожным сооружениям; по элементам обустройства автомобильных дорог (уход за разметкой, нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки; поддержание в чистоте и порядке линий электроосвещения);

работы по зимнему содержанию дорог;

работы по озеленению;

прочие работы, в т.ч. учет интенсивности дорожного движения; поддержание в чистоте и порядке пунктов автоматизированного учета интенсивности дорожного движения, а также других пунктов контроля за дорожным движением, обслуживание и восстановление, в том числе содержание и (или) аренда каналов связи и оплата услуг связи для их функционирования.

Исходя из указанных видов работ, определенных для содержания дорог, работы, связанные со строительством, в установленном перечне не поименованы.

По доводу заявителя о необходимости присвоения рассматриваемому объекту закупки кода по ОКПД 2 52.21.22.000 «Услуги по эксплуатации автомагистралей», Комиссия установила следующее.

Согласно статье 2 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), принятого Решением комиссии Таможенного союза № 827 от 18.10.2011 под эксплуатацией автомобильной дороги понимается комплекс мероприятий по текущему ремонту и содержанию автомобильной дороги, выполняемый в целях обеспечения ее сохранности для безопасного использования автомобильной дороги по ее прямому назначению.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Технического регламента Таможенного союза правовой основой технического регулирования в области безопасности автомобильных дорог при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и их эксплуатации являются международные договоры и законодательные акты государств - членов Таможенного союза по техническому регулированию в сфере автомобильных дорог, настоящий технический регламент.

Объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются вновь строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования и дорожные сооружения на них, включая элементы обустройства (для объектов дорожного и придорожного сервиса регулируется только их расположение), а также связанные с ними процессы проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений и применяемые дорожно-строительные материалы и изделия (часть 4 статьи 1 Технического регламента Таможенного союза).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Принимая во внимание, что Технический регламент Таможенного союза обладает высшей юридической силой, определивший что следует понимать под эксплуатацией автомобильной дороги, а также перечень работ по содержанию дорог, установленный приказом Минтранса Российской Федерации, отражающий комплекс услуг не связанных  со строительством, Комиссия считает возможным признать довод заявителя относительно присвоения закупке неправильного кода, обоснованным.

 Присвоение закупке кода с определяющим  классом  42 Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства, при котором требуется установление к участникам закупки дополнительного требования по наличию у них опыта исполнения контракта, на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, свидетельствует об установлении Заказчиком требования, не сопоставимого с предметом контракта.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также примечание Перечня «Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов» о том, что наличие опыта исполнения контракта требуется на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, с использованием следующих групп работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки), установление в документации требования по наличию опыта исполнения контракта, на выполнение работ, относящихся к группе работ строительных, является неправомерным.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 № 471-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион). Согласно данному распоряжению, при осуществлении закупок по коду 42 4 Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства и по коду 52.2 Услуги транспортные вспомогательные (кроме кодов 52.21.19.114, 52.21.3), заказчиком по данным закупкам должен проводиться электронный аукцион.

Таким образом, выбор способа определения исполнителя по контракту по данным кодам является одним и тем же - электронный аукцион, следовательно, нарушения к выбору способа определения исполнения контракта, в рассматриваемом случае, не последовало. Вместе с тем, при определении исполнителя имеет место необходимость исключения установленного требования к участникам закупки по наличию опыта исполнения контракта, на выполнение работ, относящихся к группе работ строительных. 

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «Шупашкар» обоснованной и приходит к выводу о необходимости выдачи предписания по устранению допущенного нарушения, связанного с требованием к участникам закупки наличия опыта исполнения контракта, на выполнение работ, относящихся к группе работ строительных. 

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Шупашкар» обоснованной;
  2. Признать в действиях заказчика  - казенного учреждения Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта  и дорожного хозяйства Чувашской Республики нарушение части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  3. Выдать заказчику - казенному учреждению Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта  и дорожного хозяйства Чувашской Республики, уполномоченному органу - Государственной службе Чувашской Республике по конкурентной политике и тарифам предписание по устранению допущенного нарушения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                            <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                  <…>

 

                                                                                                                             <…>

 

 

 

Примечание: решение Комиссии Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия  (часть 9 статьи 106 Закона о контрактной системе).

 

Исх.: 06-04/9228

От 12.12.2016

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

Дело № 265-К-2016

 

 

12 декабря 2016 года                                                                                    г. Чебоксары

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 15.03.2016 № 34, от 04.10.2016 № 151 в составе:

<…>

на основании решения от 12.12.2016 о признании в действиях заказчика  - казенного учреждения Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта  и дорожного хозяйства Чувашской Республики нарушение части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в Аликовском, Красночетайском, Моргаушском, Ядринском районах Чувашской Республики в 2017-2019 гг., (уровень содержания – допустимый) (изв. № 0115200001116003416) и на основании части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»              

              

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Заказчику - казенному учреждению Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта  и дорожного хозяйства Чувашской Республики, аукционной комиссии уполномоченного органа - Государственной службе Чувашской Республике по конкурентной политике и тарифам в срок до 19.12.2016 устранить нарушение части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», допущенное при составлении аукционной документации на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в Аликовском, Красночетайском, Моргаушском, Ядринском районах Чувашской Республики в 2017-2019 гг., (уровень содержания – допустимый) (изв. № 0115200001116003416) путем:
  2. исполнения контракта, на выполнение работ, относящихся к группе работ строительных.

2. Оператору электронной площадки РТС-тендер http://www.rts-tender.ru обеспечить Заказчику - казенному учреждению Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта  и дорожного хозяйства Чувашской Республики, аукционной комиссии уполномоченного органа - Государственной службы Чувашской Республике по конкурентной политике и тарифам возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.

              3. Информацию об исполнении пункта 1 предписания с приложением копии подтверждающего документа представить в Чувашское УФАС России до 20.12.2016.

 

 

Председатель Комиссии                                                                          <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                   <…>

 

 

                                                                                                               <…>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны