Решение №06-04/9236 Решение и предписание Управления в отношении отдела строител... от 17 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

индивидуального предпринимателя <…>

 

Дело № 300-К-2018                                                                                             г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 14 декабря 2018 года

Решение изготовлено в полном объеме 17 декабря 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 12.01.2017       № 4 в составе:

<…>

в присутствии представителей:

уполномоченного органа - администрации Козловского района Чувашской Республики – <…>

заявителя - индивидуального предпринимателя <…>,

в отсутствие представителей заказчика – отдела строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ администрации Козловского района, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <…>  (далее – ИП <…>, Заявитель) на положения аукционной документации заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них в Козловском районе Чувашской Республики в 2019-2021 годах. (изв. № 0115300037318000105) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),  

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 11.12.2018 обратился  ИП <…> с жалобой на положения аукционной документации Заказчика – отдела строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ администрации Козловского района Чувашской Республики, уполномоченного органа - администрации Козловского района Чувашской Республики при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них в Козловском районе Чувашской Республики в 2019-2021 годах (изв.                                  № 0115300037318000105).

В жалобе <…>. указывает, что заказчиком в аукционной документации необоснованно установлены дополнительные требования к участникам закупки определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление № 99).

На основании изложенного, просит рассмотреть жалобу по существу, признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

Представитель уполномоченного органа нарушения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона не признал, указав, что аукционная документация сформирована в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе. Просил признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

Заказчиком объявленного аукциона является отдел строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ администрации Козловского района, уполномоченным органом выступила администрация Козловского района Чувашской Республики.

26.11.2018 в 12 час. 03 мин. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115300037318000105 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них в Козловском районе Чувашской Республики в 2019-2021 годах, с начальной (максимальной) ценой контракта 35 178 000, 00 руб.

Частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В извещении о проведении Электронного аукциона кодовое обозначение закупки по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД 2) присвоено 42.11.20.000 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов".

Объектами классификации в ОКПД 2 является продукция (услуги, работы), которые при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд должны обозначаться соответствующим кодом.

Использованный в ОКПД 2 иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования продукции (услуг, работ) предусматривает обозначение первыми двумя цифрами объединенного по определенным признакам класса продукции (услуг, работ). Согласно ОКПД 2 к классу 42 отнесены сооружения и строительные работы в области гражданского строительства.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.

К участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. В приложении N 1 указаны дополнительные требования к участникам при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) ОКПД2 ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн.рублей - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Также в приложении № 1 указаны документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям. Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, навесы и другие подобные постройки).

Обозначив рассматриваемую закупку кодом ОКПД 2 42.11.20.000 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов" Заказчик установил в аукционной документации дополнительные требования к участникам закупки по наличию у них опыта строительных работ.

При этом объектом рассматриваемой закупки является содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них в Козловском районе Чувашской Республики в 2019-2021 годах.

Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее – Классификация).

Исходя из определенных классификатором работ, они подразделены следующим образом:

капитальный ремонт;

ремонт;

содержание автомобильных дорог.

В соответствии с разделом IV Классификатора в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят работы:

работы по содержанию автомобильных дорог, в т.ч. работы по искусственным и защитным дорожным сооружениям; по элементам обустройства автомобильных дорог (уход за разметкой, нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки; поддержание в чистоте и порядке линий электроосвещения);

работы по зимнему содержанию дорог;

работы по озеленению;

прочие работы, в т.ч. учет интенсивности дорожного движения; поддержание в чистоте и порядке пунктов автоматизированного учета интенсивности дорожного движения, а также других пунктов контроля за дорожным движением, обслуживание и восстановление, в том числе содержание и (или) аренда каналов связи и оплата услуг связи для их функционирования.

Исходя из указанных видов работ, определенных для содержания дорог, работы, связанные со строительством, в установленном перечне не поименованы.

Согласно статье 2 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), принятого Решением комиссии Таможенного союза № 827 от 18.10.2011 под эксплуатацией автомобильной дороги понимается комплекс мероприятий по текущему ремонту и содержанию автомобильной дороги, выполняемый в целях обеспечения ее сохранности для безопасного использования автомобильной дороги по ее прямому назначению.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Технического регламента Таможенного союза правовой основой технического регулирования в области безопасности автомобильных дорог при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и их эксплуатации являются международные договоры и законодательные акты государств - членов Таможенного союза по техническому регулированию в сфере автомобильных дорог, настоящий технический регламент.

Объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются вновь строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования и дорожные сооружения на них, включая элементы обустройства (для объектов дорожного и придорожного сервиса регулируется только их расположение), а также связанные с ними процессы проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений и применяемые дорожно-строительные материалы и изделия (часть 4 статьи 1 Технического регламента Таможенного союза).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Принимая во внимание, что Технический регламент Таможенного союза обладает высшей юридической силой, определивший что следует понимать под эксплуатацией автомобильной дороги, а также перечень работ по содержанию дорог, установленный приказом Минтранса Российской Федерации, отражающий комплекс услуг не связанных  со строительством, Комиссия считает возможным признать довод заявителя относительно присвоения закупке неправильного кода, обоснованным.

 Присвоение закупке кода с определяющим  классом  42 Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства, при котором требуется установление к участникам закупки дополнительного требования по наличию у них опыта исполнения контракта, на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, свидетельствует об установлении Заказчиком требования, не сопоставимого с предметом контракта.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также примечание Перечня «Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов» о том, что наличие опыта исполнения контракта требуется на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, с использованием следующих групп работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки), установление в документации требования по наличию опыта исполнения контракта, на выполнение работ, относящихся к группе работ строительных, является неправомерным.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 № 471-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион). Согласно данному распоряжению, при осуществлении закупок по коду 42 4 Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства и по коду 52.2 Услуги транспортные вспомогательные (кроме кодов 52.21.19.114, 52.21.3), заказчиком по данным закупкам должен проводиться электронный аукцион.

Вместе с тем, при определении исполнителя имеет место необходимость исключения установленного требования к участникам закупки по наличию опыта исполнения контракта, на выполнение работ, относящихся к группе работ строительных. 

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ИП <…>. обоснованной и признает в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В целях устранения допущенного нарушения Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания по устранению допущенного нарушения, связанного с требованием к участникам закупки наличия опыта исполнения контракта, на выполнение работ, относящихся к группе работ строительных. 

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП <…> на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них в Козловском районе Чувашской Республики в 2019-2021 годах (изв. № 0115300037318000105) обоснованной;

2. Признать заказчика – отдел строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ администрации Козловского района, уполномоченный орган -  администрацию Козловского района Чувашской Республики нарушившими часть 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

3. Выдать Заказчику - отделу строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ администрации Козловского района, уполномоченному органу - администрации Козловского района Чувашской Республики предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Председатель Комиссии                                                                       <…>

 

Члены Комиссии                                                                                          <…>

 

                                                                                                                           <…>

 

 

Примечание: Решение Комиссии по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия  (часть 9 статьи 106 Закона о контрактной системе). 

 

Исх. 06-04/9237

От 17.12.2018

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

Дело № 300-К-2018

 

 

17 декабря 2018 года                                                                                    г. Чебоксары

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 № 4 в составе:

<…>

на основании решения от 14 декабря 2018 года о признании в действиях Заказчика - отдела строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ администрации Козловского района, уполномоченного органа - администрации Козловского района Чувашской Республики нарушение части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них в Козловском районе Чувашской Республики в 2019-2021 годах (изв. № 0115300037318000105) и на основании части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»               

              

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Заказчику - отделу строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ администрации Козловского района, уполномоченному органу - администрации Козловского района Чувашской Республики в срок до 28.12.2018 устранить нарушение части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», допущенное при составлении аукционной документации на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них в Козловском районе Чувашской Республики в 2019-2021 годах (изв. № 0115300037318000105) путем:

-  рассмотрения вторых частей заявок участников электронного аукциона без учета опыта исполнения контракта, на выполнение работ, относящихся к группе работ строительных.

2. Оператору электронной площадки АО ЕЭТП https://www.roseltorg.ru/ обеспечить Заказчику - отделу строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ администрации Козловского района, уполномоченному органу - администрации Козловского района Чувашской Республики возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.

              3. Информацию об исполнении пункта 1 предписания с приложением копии подтверждающего документа представить в Чувашское УФАС России до 29.12.2018.

 

 

Председатель Комиссии                                                              <…>

 

Члены Комиссии                                                                                  <…>

 

                                               <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны