Решение №06-06/2851 Решение Управления в отношении БПОУ Чувашской Республики «Че... от 1 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам проведения внеплановой проверки

 

43-ВП-2015                                                                                          г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 30 марта 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме  31 марта  2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России  от 13.01.2014 №2, от 17.02.2014 №34 и от 22.10.2014 №272 в составе

 

При участии представителей:

Контрольно-Счетной палаты Чувашской Республики:

«…»

Заказчика – БПОУ Чувашской Республики «Чебоксарский техникум строительства  и городского хозяйства» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики:

«…»

в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)

 

УСТАНОВИЛА:

 

    В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии 17.03.2015 поступила информация от Контрольно-Счетной палаты Чувашской Республики (далее – Заявитель) о признаках нарушений законодательства о контрактной системе при  осуществлении закупок в 2014 г.,  выявленных  при проведении проверки  законности, результативности (эффективности и экономности) использования  средств республиканского  бюджета Чувашской Республики, выделенных бюджетному профессиональному образовательному учреждению Чувашской Республики «Чебоксарский техникум строительства  и городского хозяйства» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики в рамках  реализации мероприятий подпрограммы «Государственная поддержка  развития образования»  на 2012-2020 годы, за 2013-2014 годы.

Из  информации Контрольно-Счетной палаты следует, что БПОУ Чувашской Республики «Чебоксарский техникум строительства  и городского хозяйства» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики    при осуществлении  закупок в 2014 году  допустило ряд  нарушений  Закона о контрактной системе

В силу статьи 9 Закона о контрактной системе  закупочная деятельность должна осуществляться на профессиональной основе. При этом, в составе  единой комиссии по осуществлению закупок  БПОУ Чувашской Республики «Чебоксарский техникум строительства  и городского хозяйства» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики  

отсутствуют лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки,  в состав комиссии также не включен юрист, что свидетельствует о признаках нарушения  пункта 2  статьи 39 Закона о контрактной системе.

В соответствии со статьей 72 Закона о контрактной системе годовой объем закупок , осуществляемых путем проведения запроса котировок , не должен превышать 10%  совокупного объема  закупок заказчика.

Проверкой установлено, что   9 контрактов на общую сумму  3654,4 рубля  заключены  по итогам  запросов котировок    с превышением 10% совокупного  объема средств,  предусмотренного на все закупки заказчика в соответствии  с планом-графиком в год.

 Кроме того,  заключенные заказчиком контракты  не предусматривают  порядок расторжения  договора в одностороннем  порядке, определенный  частями 8-26 статьи 95 Закона о контрактной системе, а также в контракте   не предусмотрены  меры ответственности  за просрочку исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.

На  заседании представители Заказчика     не согласились с указанными доводами. Указали, что разделом 7  контрактов  установлена ответственность   за нарушение условий контракта, как то возмещение причиненных убытков.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) установила следующее.

На основании части 1 статьи  39 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее - комиссия).

Частью 6 указанной  статьи предусмотрены ограничения для лиц, которые не вправе быть членами комиссии, а именно: лица, которые были привлечены в качестве экспертов; лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); лица, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки); лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки либо являющиеся близкими родственниками, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок.

В части  5 статьи  39 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

В соответствии со статьей 9 Закона о контрактной системе,  контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Минэкономразвития России письмом от 23.09.2013 N Д28и-1070 разъяснило, что в состав комиссии заказчик может,  в том числе,  включать лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, то есть не имеющих высшего образования или дополнительного профессионального образования именно в сфере закупок.

При этом, действие статьи  9 «Принцип профессионализма заказчика» и части 23 статьи 112 Закона о контрактной системе распространяется на всех муниципальных служащих, в чьих должностных регламентах есть обязанности в сфере закупок, в части прохождения ими профессиональной подготовки или повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования в сфере закупок до 01.01.2016. Организация повышения квалификации членов комиссии по осуществлению закупок должна проводиться своевременно и оперативно. То есть  до 01.01.2017 работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть только лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действующее с 01.01.2014 положение  части 5 статьи 39 Закона о контрактной системе устанавливает необходимость включения в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Таким образом,  членами комиссии заказчика могут быть лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. При этом должностные лица, в обязанности которых входит проведение закупок, должны пройти профессиональную подготовку или повышение квалификации в сфере закупок до 01.01.2016.

С учетом вышеизложенного   лица, не прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок и не обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, допускается включать в состав комиссии по осуществлению закупок, но по количественному составу их должно быть меньшинство. При этом включение в состав комиссии лиц  обладающих  специальными знаниями, относящимися к объекту закупки,  является  правом заказчика, а не его  обязанностью.

С учетом  установленных обстоятельств,  Комиссия  в действиях заказчика  по определению  состава комиссии  для осуществления закупок, нарушений Закона о контрактной   системе не усматривает.

В рассмотрение дела  Заказчиком представлены  копии документов: свидетельства о повышении квалификации  в области  управления государственными и муниципальными заказами,  свидетельства и сертификаты об участии в семинаре, удостоверения о повышении квалификации в  сфере управления  муниципальными закупками, свидетельствующие о прохождении   членами  единой комиссии  дополнительного обучения. Вместе  с тем,  как установлено в рассмотрении дела, члены комиссии   имеют высшее  образование по направлениям, экономика,   вычислительные  машины, комплексы, системы и сети; бухгалтерский учет, анализ и аудит; промышленное и гражданское строительство,  оборудование  и технология  сварочного производства, что свидетельствует о  привлечении  к осуществлению закупки в качестве членов комиссии, преимущественно  обладающих специальными знаниями.

2. В силу части 2 статьи 72 закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями настоящего параграфа при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей.

При этом согласно пункту 16 статьи 3 Закона о контрактной системе  под совокупным годовым объемом  закупок понимается утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Таким образом, совокупный годовой объем закупок представляет собой общий объем финансового обеспечения (ассигнований) для осуществления заказчиком закупок на соответствующий финансовый год.

Согласно представленной  БПОУ Чувашской Республики «Чебоксарский техникум строительства  и городского хозяйства» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики информации   (от 30.03.2015 № 194) совокупный годовой объем закупок  Учреждения  за 2014 год  по 44-ФЗ составляет  15439110,00 руб., при этом  в 2014 году путем проведения запроса котировок осуществлено закупок на сумму 3654400,00,  что составляет 23,66% от совокупного объема закупок.

Таким образом, в нарушение  части 2  статьи 72 БПОУ Чувашской Республики «Чебоксарский техникум строительства  и городского хозяйства» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики превышен  допускаемый законом 10% объем закупок осуществленный путем запроса котировок. 

3. Согласно п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.

В силу п. 3 ст. 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

Частью 9 статьи  95 Закона  о контрактной системе  установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, если это было предусмотрено контрактом.

При этом на основании части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

 

Указанная  конструкция положений, сформулированная в статье 95 Закона о контрактной системе имеет не императивный (обязательный)  характер, а диспозитивный, соответственно устанавливать в контракте условие по расторжению контракта в одностороннем  порядке является правом Заказчика, а не его обязанностью.

Таким образом, по данной части информации Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики, Комиссия, в действиях  заказчика, нарушений Закона о контрактной системе не усматривает.

4.  В целях обеспечения исполнения контрактов частями 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлена ответственность сторон в виде  штрафов, начисляемых за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом и пени, начисляемых за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений названного закона Правительством Российской Федерации утверждены Правила, положениями которых устанавливается порядок определения размера штрафа и пени для случаев нарушения исполнения стороной контракта принятых обязательств (Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом»).

В государственных контрактах от 11.08.2014 №04/44, от  07.08.2015 (раздел 7), приобщенных  к  материалам дела, ответственность за неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчиком установлена только по возмещению убытков.

 В соответствии с пунктом 2 статьи. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются  расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

 При этом, Законом о контрактной системе обеспечение исполнения контрактов определено  также и законной неустойкой

 В силу статьи 330, 332 ГК РФ под неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Таким образом, не отражение в контракте размеров штрафа, за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком), заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, устанавливаемых контрактом в виде фиксированной суммы и пени,  за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчиком обязательств, определенных  контрактом, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации  свидетельствует  о несоблюдении Заказчиком требований  установленных частями  5 - 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком требование частей  5 - 8 статьи 34 Закона о контрактной системе не исполнено.

Исследовав представленные материалы, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

РЕШИЛА:

 

1. Проведение проверки считать завершенной, по результатам которой признать в действиях Заказчика - БПОУ Чувашской Республики «Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики нарушение   части 2 статьи 72, частей 5 - 8 статьи 34  Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении  закупок в 2014 году.

 

 

Председатель Комиссии           «…»                                                           

Члены Комиссии                   «…»          

Связанные организации

Связанные организации не указаны