Решение №НВ/7105/20 Внеплановая проверка. от 16 сентября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения информации
следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республики
Дело № 021/06/99-812/2020 г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 11 сентября 2020 года.
Решение изготовлено в полном объеме 16 сентября 2020 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 № 4 в составе:
<…>
в присутствии представителя от заказчика – Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, <…>, представителя по доверенности,
в отсутствие представителей от уполномоченного органа – Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, надлежащим образом извещённых о времени, месте и форме рассмотрения информации,
рассмотрев путем видео-конференц-связи информацию следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республики о нарушении Заказчиком – Государственным комитетом Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, уполномоченным органом – Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для антитеррористической деятельности (шлагбаумы) (изв. № 0115200001119001882) требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии поступила информация следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республики о нарушении Заказчиком – Государственным комитетом Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, уполномоченным органом – Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для антитеррористической деятельности (шлагбаумы) (изв. № 0115200001119001882) требований Законодательства о контрактной системе.
Из обращения следует, что требования технического задания аукционной документации ограничивают количество участников закупки.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Заказчиком объявленного электронного аукциона является Государственный комитет Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, уполномоченным органом выступила Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.
17.07.2019 в 14 час.50мин. на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115200001119001882 о проведении электронного аукциона на поставку оборудования для антитеррористической деятельности (шлагбаумы), с начальной (максимальной) ценой контракта 5 513 000,00 руб. Одновременно размещена документация об электронном аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Требования к описанию Заказчиком объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, заказчиком в документации о закупке устанавливаются функциональные, технические и качественные характеристики поставляемого товара или товара, используемого для выполнения работы или оказания услуги по контракту, в том числе соответствие указанных характеристик требованиям, предусмотренным техническими регламентами и стандартами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и стандартизации.
Исходя из положений Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон о стандартизации), указанный Закон регулирует отношения в сфере стандартизации, возникающие при разработке документов по стандартизации, в которых указываются общие характеристики объекта стандартизации (продукции), а также правила и общие принципы в отношении такой продукции.
Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), указанный Закон регулирует отношения, возникающие при разработке и применении обязательных требований к продукции, процессам производства работ, оказанию услуг.
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара устанавливаются государственными стандартами (далее - ГОСТ).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Данным правилом призвано упорядочить информацию о закупке, установить однозначно понимаемую и непротиворечивую информацию и тем самым обеспечить взаимопонимание между Заказчиком и участниками закупки (поставщиками), контролирующими органами и другими субъектами экономической деятельности, применяющими нормативные документы.
Из смысла норм статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.
Таким образом, документация разрабатывается, исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций.
При этом, описание функциональных, технических и качественных характеристик товара не должно содержать излишних требований, двусмысленных толкований, противоречий, недостоверных и несуществующих характеристик.
Объектом объявленной закупки является поставка оборудования для антитеррористической деятельности (шлагбаумы).
Техническим заданием аукционной документации установлены, требования к шлагбаумам:
1 |
Шлагбаумы всепогодные |
1. Длина стрелы, м от 4,3 до 6; 2. Тип привода: гидравлический; 3. Напряжение питания в диапазоне, В не уже 110…250; 4. Частота тока, Гц 50-60; 5. Потребляемая мощность, Вт не более 150; 6. Время открывания, сек не более 2; 7. Режим использования – интенсивный; 8. Всепогодное исполнение; 9. Диапазон рабочих температур, не уже -50 …+70; 10. Габаритные размеры, мм не более 1105х315х278; 11. Масса, кг не более 38; 12. Пульт управления проводной; 13. Электромеханический замок, опция; 14. Сирена, опция; 15. Сигнальная лампа, опция; 16. Радиоуправление, опция; 17. Фотоэлементы, опция; 18. Светофор, опция; 19. Опорная стойка, опция; 20. Подсветка стрелы, опция; 21. Система резервного питания, опция; 22. СКУД, опция.
|
Установлено, что требования к шлагбаумам регламентированы ГОСТ Р 54831-2011 «Системы контроля и управления доступом. Устройства преграждающие управляемые. Общие технические требования. Методы испытаний».
Разделом 5.2.1 ГОСТ определены требования к функциональным характеристикам УПУ и УИ.
Проанализировав требования к шлагбаумам, установленным Заказчиком, Комиссия отмечает, что требования Заказчика установлены не в соответствии с вышеназванным ГОСТ.
Вместе с тем, следует отметить, что необходимость обоснования установленных требований к шлагбаумам в аукционной документации не содержится.
Данное свидетельствует о нарушении Заказчиком требований пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России принимает решение о завершении внеплановой проверки на основании поступившей информации следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республики, признает заказчика нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Принимая во внимание, что контракт на поставку оборудования для антитеррористической деятельности (шлагбаумы) подписан и исполнен, и с момента заключения указанного контракта публично-правовые отношения между заказчиком и хозяйствующим субъектом прекращены и возникли иные (обязательственные) правоотношения, которые основаны на самостоятельной гражданско-правовой сделке, Комиссия Чувашского УФАС России не считает возможным выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Исследовав представленные документы, заслушав пояснение представителей заказчика, Комиссия, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика – Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям нарушение пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для антитеррористической деятельности (шлагбаумы) (изв. № 0115200001119001882);
2. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
Председатель Комиссии <…>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.