Решение №СИ/3182/21 Решение по делу №021/07/3-435/2021 от 14 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

 

Дело № 021/07/03-435/2021

г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 11 мая 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 14 мая 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 16.11.2020 № 83/20 в составе:

"..."

при присутствии представителя заказчика – Автономное учреждение «Многофункциональный культурный центр» Красночетайского района Чувашской Республики:

- "..."

при присутствии представителя заявителя – ООО «Проектно-строительная компания «Империя»:

- "..."

рассмотрев жалобу ООО «Проектно-строительная компания «Империя» на действия автономного учреждения «Многофункциональный культурный центр» Красночетайского района Чувашской Республики при проведении открытого аукциона на капитальный ремонт здания районного Дома культуры, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Красночетайский район, с. Красные Четаи, пл. Победы, д. 9 (номер извещения: 32110212092, https://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html? regNumber=32110212092), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Чувашское УФАС России поступила жалоба ООО «Проектно-строительная компания «Империя» (вх. Управления от 26.04.2021 № 4371-ЭП/21) на действия автономного учреждения «Многофункциональный культурный центр» Красночетайского района Чувашской Республики при проведении открытого аукциона на капитальный ремонт здания районного Дома культуры, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Красночетайский район, с. Красные Четаи, пл. Победы, д. 9 (номер извещения: 32110212092, https://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html? regNumber=32110212092).

Заявитель сообщает, что заказчиком нарушены требования п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-Ф3, выразившиеся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки. Также заказчиком незаконно установлены в Приложении № 1 к техническому заданию Закупочной документации чрезмерные, необоснованные и противоречивые требования к используемым товарам и материалам, применяемым при выполнении работ по договору.

Представленная инструкция, а также указанные требования к характеристикам материалов не позволяют участнику достоверно заполнить первую часть заявки.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной, признать заказчика нарушившим Закон о закупках № 223-ФЗ, выдать заказчику, предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.

 

Представители Заказчика нарушения законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц не признали, указав на необоснованность доводов заявителя и не подлежащих удовлетворению, сообщив, что документация о торгах соответствует требованиям законодательства.

 

Изучив представленные документы, Комиссия приходит к следующему.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает право любого участника закупки обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на  официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт)  размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

20.04.2021 на официальном сайте торгов размещена информация о проведении автономным учреждением «Многофункциональный культурный центр» Красночетайского района Чувашской Республики открытого аукциона на капитальный ремонт здания районного Дома культуры, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Красночетайский район, с. Красные Четаи, пл. Победы, д. 9 (номер извещения: 32110212092, https://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html? regNumber=32110212092).

1. Заявитель жалобы указывает на то, что в требованиях к материалам предъявлены требования, которые необходимы для их производства, а не для использования при выполнении строительных работ со ссылкой на п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. № Р1А/44536/16.

Между тем, ссылка на письмо ФАС России от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16 не является состоятельной, так как данное письмо не регулирует отношения, связанные с проведением закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с п. 5.4.4.2. Положения о закупке товаров, работ услуг автономного учреждения «Многофункциональный культурный центр» Красночетайского района Чувашской Республики, утвержденного от 19 февраля 2019 года и размещенного на Портале закупок, в документации об аукционе указываются следующие сведения:

- предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;

- требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

Заказчиком в документации не установлено требование наличия товара у участника закупки на момент подачи заявки.

Требования к значениям показателей функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик товаров, установленные в документации, не нарушают положения Федерального закона N 223-ФЗ, Федерального закона № 135-ФЗ, так как в документации имеется подробная инструкция по заполнению заявки, имеются ссылки на документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

2. Заявитель указывает «В приложении 1 к Техническому заданию установлены излишние требования к камню бортовому, а именно:в требовании к характеристикам камней бортовых предъявлен расход и тяжелого бетона и мелкозернистого, радиусы закругления лицевых граней, ширина фаски».

Комиссия не соглашается с данным доводом жалобы Заявителя.

Требования к камням бортовым установлены в ГОСТ 6665-91, а именно в соответствии с п. 1.2.5 камни длиной 1 м производятся из мелкозернистого бетона, камни длиной 3 метра производятся из тяжелого бетона.

Длина применяемых камней Заказчиком установлена не больше 3000 мм, соответственно, в рассматриваемом случае имеется возможность предложения участником закупки камней с длиной, например, 1000 мм.

Таблицей 8 ГОСТ 6665-91 установлены показатели материалоемкости для камней различных размеров.

В п. 1.2.3 ГОСТ 6665-91 указано, что допускается изготовление камней с технологическим уклоном нелицевых вертикальных граней до 5%, закруглением лицевых граней радиусом до 5 мм и нелицевых - до 15 мм или фасками шириной до 10 мм.

Камни бортовые применяются при производстве работ согласно п. 131 локальной сметы 02-01-01 Общестроительные работы.

3. Заявитель указывает, что к требованиям по наименованию товара «плитка тротуарная декоративная (брусчатка)» установлены излишние требования, а именно: на стадии подачи заявки на аукцион характеристики к толщине фактурного и лицевого слоя определить невозможно, поскольку они становятся известны после изготовления брусчатки, поэтому являются ограничивающими доступ к аукциону.

Данный довод жалобы не нашел своего подтверждения, т.к. данные характеристики установлены в соответствии с п. 4.2.4. ГОСТ 17608-2017, где указано, что плиты могут изготовляться одно- или двухслойными с лицевым слоем различной цветовой гаммы, в том числе со смешанными и переходными оттенками, с фактурным декоративным слоем, с дополнительной обработкой и без нее.

Для двухслойных плит толщина лицевого слоя бетона (обычного, цветного или декоративного) должна быть не менее 10% номинальной толщины плиты. Для плит толщиной менее 50 мм толщина фактурного слоя должна составлять не менее 5 мм. Для плит толщиной более 100 мм допускается фактурный слой 10 мм.

Брусчатка применяется при производстве работ согласно п. 139 локальной сметы 02-01-01 Общестроительные работы.

4. Заявитель указывает, что в приложении №1 к Техническому заданию в требованиях к показателям материалов и изделий указаны 5 типов кранов с такими характеристиками.

Довод не нашел своего подтвреждения.

Согласно локальной смете при производстве работ применяются различные краны с различными характеристикам п.26-30, 43-44, 53-54, 65-66, п. 112 локальной сметы 02-01-03 Отопление.

5. Заявитель указывает, что канализационные трубы 5 типов с характеристиками типа «толщина стенки в зоне канавки под уплотнительное кольцо в раструбе трубы» - это излишнее требование, перебор.

Требования к характеристикам установлены в соответствии с ГОСТ 32412-2013, который имеется в открытом доступе.

В соответствии с рисунком 3 ГОСТ 32412-2013 -это толщина стенки в зоне канавки под уплотнительное кольцо. Размеры приведены в таблице 7 ГОСТ 32412-2013.

Трубы канализационные различных размеров применяются при производстве работ согласно локальной смете - Локальная смета 02-01-05 Канализация.

В связи с изложенным, Комиссия не соглашается с доводом жалобы.

Комиссия не находит оснований для согласия в доводом.

6. Заявитель указывает, что требования к стали труб являются избыточными, т.к аукцион проводится на выполнение строительных работ.

Комиссия не соглашается с доводом жалобы.

Законодательство не ограничивает заказчика в установлении характеристик товара к любому товару, в том числе и количеству такого товара.

Требования к характеристикам установлены в соответствии с ГОСТ 1050-2013, ГОСТ 3262-75.

При этом в ГОСТ 3262-75 имеется ссылка на ГОСТ 1050-2013, которому должна соответствовать сталь водогазопроводных труб: п. 2.1. Трубы изготовляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта и по технологическим регламентам, утвержденным в установленном порядке, из сталей по ГОСТ 380 и ГОСТ 1050.

Трубы водогазопроводные различных размеров применяются при производстве работ согласно локальной смете- Локальная смета 02-01-03 Отопление: п. 80-88.

 

Таким образом, участник закупки не ограничен в предоставлении точных и достоверных сведений о значениях показателей характеристик товара, в соответствии с требованиями, установленными Заказчиком.

На заседании комиссии представитель Заявителя подтвердил об отсутствии препятствий для подачи заявки, выразил предположение о возможности Заказчиком торгов отклонить заявку, в случае указания неточных показателей товара.

Представитель Заказчика пояснил, что на день рассмотрения жалобы заявок на участие в торгах не поступило, за разъяснениями никто не обращался. У Заказчика нет намерения отклонить заявку по мотиву указания неверных показателей в наименовании товара.

Таким образом, для любого участника закупки не имеется каких- либо ограничений при подготовке и подаче заявки, так как в документации имеется инструкция по заполнению заявки.

 

Законодательство РФ не содержит ограничений для заказчиков при описании объекта закупки по Федеральному закону 223-ФЗ, в том числе при описании характеристик применяемых товаров.

Установленные Заказчиком требования к значениям показателей применяемых в ходе выполнения работ товаров носят объективный характер, не ограничивают участников аукциона предложить эквивалент, имеющий аналогичные или улучшенные технические и функциональные характеристики, соответствующие потребностям заказчика.

Заказчик вправе включить в документацию о проведении закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки и характеристик товаров.

 

Федеральный закон 223-ФЗ не предусматривает ограничения по включению в документацию требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.

При этом Заказчик определил свои потребности с учетом необходимых ему технических характеристик товаров на основании требований ГОСТов (при наличии) и показателей, указанных на сайтах производителей товаров в сети Интернет, опубликовал в составе документации инструкцию по заполнению заявки.

Доводы заявителя жалобы, основаны по своей сути, на нормах и практике применения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который не регулирует закупки отдельными видами юридических лиц.

 

На основании изложенного, Комиссия принимает решение о признании жалобы ООО «Проектно-строительная компания «Империя» необоснованной.

На основании вышеизложенного и в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Проектно-строительная компания «Империя» необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

"..."

 

 

 

 

Члены Комиссии "..."

 

 

 

 

 

2021-3607

 

 

Связанные организации

ООО "ПСК "ИМПЕРИЯ"
ИНН 2130111555, ОГРН 1122130014181
Автономное учреждение Многофункциональный культурный центр Красночетайского района Чувашской Республики
ИНН 2110001956, ОГРН 1022102633827
АО "ЕЭТП"
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353