Решение №СИ/3182/21 Решение по делу №021/07/3-435/2021 от 14 мая 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Дело № 021/07/03-435/2021
г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 11 мая 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 14 мая 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 16.11.2020 № 83/20 в составе:
"..."
при присутствии представителя заказчика – Автономное учреждение «Многофункциональный культурный центр» Красночетайского района Чувашской Республики:
- "..."
при присутствии представителя заявителя – ООО «Проектно-строительная компания «Империя»:
- "..."
рассмотрев жалобу ООО «Проектно-строительная компания «Империя» на действия автономного учреждения «Многофункциональный культурный центр» Красночетайского района Чувашской Республики при проведении открытого аукциона на капитальный ремонт здания районного Дома культуры, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Красночетайский район, с. Красные Четаи, пл. Победы, д. 9 (номер извещения: 32110212092, https://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html? regNumber=32110212092), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России поступила жалоба ООО «Проектно-строительная компания «Империя» (вх. Управления от 26.04.2021 № 4371-ЭП/21) на действия автономного учреждения «Многофункциональный культурный центр» Красночетайского района Чувашской Республики при проведении открытого аукциона на капитальный ремонт здания районного Дома культуры, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Красночетайский район, с. Красные Четаи, пл. Победы, д. 9 (номер извещения: 32110212092, https://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html? regNumber=32110212092).
Заявитель сообщает, что заказчиком нарушены требования п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-Ф3, выразившиеся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки. Также заказчиком незаконно установлены в Приложении № 1 к техническому заданию Закупочной документации чрезмерные, необоснованные и противоречивые требования к используемым товарам и материалам, применяемым при выполнении работ по договору.
Представленная инструкция, а также указанные требования к характеристикам материалов не позволяют участнику достоверно заполнить первую часть заявки.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, признать заказчика нарушившим Закон о закупках № 223-ФЗ, выдать заказчику, предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.
Представители Заказчика нарушения законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц не признали, указав на необоснованность доводов заявителя и не подлежащих удовлетворению, сообщив, что документация о торгах соответствует требованиям законодательства.
Изучив представленные документы, Комиссия приходит к следующему.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает право любого участника закупки обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
20.04.2021 на официальном сайте торгов размещена информация о проведении автономным учреждением «Многофункциональный культурный центр» Красночетайского района Чувашской Республики открытого аукциона на капитальный ремонт здания районного Дома культуры, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Красночетайский район, с. Красные Четаи, пл. Победы, д. 9 (номер извещения: 32110212092, https://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html? regNumber=32110212092).
1. Заявитель жалобы указывает на то, что в требованиях к материалам предъявлены требования, которые необходимы для их производства, а не для использования при выполнении строительных работ со ссылкой на п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. № Р1А/44536/16.
Между тем, ссылка на письмо ФАС России от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16 не является состоятельной, так как данное письмо не регулирует отношения, связанные с проведением закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с п. 5.4.4.2. Положения о закупке товаров, работ услуг автономного учреждения «Многофункциональный культурный центр» Красночетайского района Чувашской Республики, утвержденного от 19 февраля 2019 года и размещенного на Портале закупок, в документации об аукционе указываются следующие сведения:
- предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
- требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.
Заказчиком в документации не установлено требование наличия товара у участника закупки на момент подачи заявки.
Требования к значениям показателей функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик товаров, установленные в документации, не нарушают положения Федерального закона N 223-ФЗ, Федерального закона № 135-ФЗ, так как в документации имеется подробная инструкция по заполнению заявки, имеются ссылки на документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
2. Заявитель указывает «В приложении 1 к Техническому заданию установлены излишние требования к камню бортовому, а именно:в требовании к характеристикам камней бортовых предъявлен расход и тяжелого бетона и мелкозернистого, радиусы закругления лицевых граней, ширина фаски».
Комиссия не соглашается с данным доводом жалобы Заявителя.
Требования к камням бортовым установлены в ГОСТ 6665-91, а именно в соответствии с п. 1.2.5 камни длиной 1 м производятся из мелкозернистого бетона, камни длиной 3 метра производятся из тяжелого бетона.
Длина применяемых камней Заказчиком установлена не больше 3000 мм, соответственно, в рассматриваемом случае имеется возможность предложения участником закупки камней с длиной, например, 1000 мм.
Таблицей 8 ГОСТ 6665-91 установлены показатели материалоемкости для камней различных размеров.
В п. 1.2.3 ГОСТ 6665-91 указано, что допускается изготовление камней с технологическим уклоном нелицевых вертикальных граней до 5%, закруглением лицевых граней радиусом до 5 мм и нелицевых - до 15 мм или фасками шириной до 10 мм.
Камни бортовые применяются при производстве работ согласно п. 131 локальной сметы 02-01-01 Общестроительные работы.
3. Заявитель указывает, что к требованиям по наименованию товара «плитка тротуарная декоративная (брусчатка)» установлены излишние требования, а именно: на стадии подачи заявки на аукцион характеристики к толщине фактурного и лицевого слоя определить невозможно, поскольку они становятся известны после изготовления брусчатки, поэтому являются ограничивающими доступ к аукциону.
Данный довод жалобы не нашел своего подтверждения, т.к. данные характеристики установлены в соответствии с п. 4.2.4. ГОСТ 17608-2017, где указано, что плиты могут изготовляться одно- или двухслойными с лицевым слоем различной цветовой гаммы, в том числе со смешанными и переходными оттенками, с фактурным декоративным слоем, с дополнительной обработкой и без нее.
Для двухслойных плит толщина лицевого слоя бетона (обычного, цветного или декоративного) должна быть не менее 10% номинальной толщины плиты. Для плит толщиной менее 50 мм толщина фактурного слоя должна составлять не менее 5 мм. Для плит толщиной более 100 мм допускается фактурный слой 10 мм.
Брусчатка применяется при производстве работ согласно п. 139 локальной сметы 02-01-01 Общестроительные работы.
4. Заявитель указывает, что в приложении №1 к Техническому заданию в требованиях к показателям материалов и изделий указаны 5 типов кранов с такими характеристиками.
Довод не нашел своего подтвреждения.
Согласно локальной смете при производстве работ применяются различные краны с различными характеристикам п.26-30, 43-44, 53-54, 65-66, п. 112 локальной сметы 02-01-03 Отопление.
5. Заявитель указывает, что канализационные трубы 5 типов с характеристиками типа «толщина стенки в зоне канавки под уплотнительное кольцо в раструбе трубы» - это излишнее требование, перебор.
Требования к характеристикам установлены в соответствии с ГОСТ 32412-2013, который имеется в открытом доступе.
В соответствии с рисунком 3 ГОСТ 32412-2013 -это толщина стенки в зоне канавки под уплотнительное кольцо. Размеры приведены в таблице 7 ГОСТ 32412-2013.
Трубы канализационные различных размеров применяются при производстве работ согласно локальной смете - Локальная смета 02-01-05 Канализация.
В связи с изложенным, Комиссия не соглашается с доводом жалобы.
Комиссия не находит оснований для согласия в доводом.
6. Заявитель указывает, что требования к стали труб являются избыточными, т.к аукцион проводится на выполнение строительных работ.
Комиссия не соглашается с доводом жалобы.
Законодательство не ограничивает заказчика в установлении характеристик товара к любому товару, в том числе и количеству такого товара.
Требования к характеристикам установлены в соответствии с ГОСТ 1050-2013, ГОСТ 3262-75.
При этом в ГОСТ 3262-75 имеется ссылка на ГОСТ 1050-2013, которому должна соответствовать сталь водогазопроводных труб: п. 2.1. Трубы изготовляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта и по технологическим регламентам, утвержденным в установленном порядке, из сталей по ГОСТ 380 и ГОСТ 1050.
Трубы водогазопроводные различных размеров применяются при производстве работ согласно локальной смете- Локальная смета 02-01-03 Отопление: п. 80-88.
Таким образом, участник закупки не ограничен в предоставлении точных и достоверных сведений о значениях показателей характеристик товара, в соответствии с требованиями, установленными Заказчиком.
На заседании комиссии представитель Заявителя подтвердил об отсутствии препятствий для подачи заявки, выразил предположение о возможности Заказчиком торгов отклонить заявку, в случае указания неточных показателей товара.
Представитель Заказчика пояснил, что на день рассмотрения жалобы заявок на участие в торгах не поступило, за разъяснениями никто не обращался. У Заказчика нет намерения отклонить заявку по мотиву указания неверных показателей в наименовании товара.
Таким образом, для любого участника закупки не имеется каких- либо ограничений при подготовке и подаче заявки, так как в документации имеется инструкция по заполнению заявки.
Законодательство РФ не содержит ограничений для заказчиков при описании объекта закупки по Федеральному закону 223-ФЗ, в том числе при описании характеристик применяемых товаров.
Установленные Заказчиком требования к значениям показателей применяемых в ходе выполнения работ товаров носят объективный характер, не ограничивают участников аукциона предложить эквивалент, имеющий аналогичные или улучшенные технические и функциональные характеристики, соответствующие потребностям заказчика.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки и характеристик товаров.
Федеральный закон 223-ФЗ не предусматривает ограничения по включению в документацию требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
При этом Заказчик определил свои потребности с учетом необходимых ему технических характеристик товаров на основании требований ГОСТов (при наличии) и показателей, указанных на сайтах производителей товаров в сети Интернет, опубликовал в составе документации инструкцию по заполнению заявки.
Доводы заявителя жалобы, основаны по своей сути, на нормах и практике применения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который не регулирует закупки отдельными видами юридических лиц.
На основании изложенного, Комиссия принимает решение о признании жалобы ООО «Проектно-строительная компания «Империя» необоснованной.
На основании вышеизложенного и в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Проектно-строительная компания «Империя» необоснованной.
Председатель Комиссии |
|
"..." |
Члены Комиссии "..."
2021-3607