Решение №АШ/8327/22 Решение по делу № 021/01/15-817/2022 от 12 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 021/01/15-817/2022

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть оглашена 01 декабря 2022 года

Изготовлено в полном объеме 12 декабря 2022 года

г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 021/01/15-817/2022 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

"..."

в присутствии:

представителя ответчика Администрации Батыревского района Чувашской Республики — "..."

в отсутствие заявителя АО «Чувашская энергосбытовая компания», надлежащим образом, извещенного о месте и времени рассмотрения дела, имеется ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Общества; заинтересованного лица ООО «Батыревское районное ЖКХ», надлежащим образом, извещенного о месте и времени рассмотрения дела, причины неявки комиссии не известны;

рассмотрев материалы дела в отношении администрации Батыревского района Чувашской Республики по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении ООО «Батыревское районное ЖКХ» муниципального имущества, указанного в договоре от 14.01.2022 № 2, без проведения конкурентных процедур, в отсутствие на то правовых оснований, и, влекущих необоснованное предоставление преимущества обществу,

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 11.03.2022 поступило обращение АО «Чувашская энергосбытовая компания» на действия Администрации Батыревского района Чувашской Республики, выразившиеся в предоставлении ООО«Батыревское районное ЖКХ» муниципального имущества, указанного в договоре от 14.01.2022 № 2, без проведения конкурентных процедур, в отсутствие на то правовых оснований, и, влекущих необоснованное предоставление преимущества обществу.

В обращении заявитель указывает на то, что 14.01.2022 между Администрацией и ООО «Батыревское районное ЖКХ» заключен Договор № 2 на содержание и техническое обслуживание объектов инженерных систем без проведения конкурентных процедур, что является нарушением статьи 41.1.Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Усмотрев в указанных действиях органа местного самоуправления признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона №135- ФЗ «О защите конкуренции» Чувашское УФАС России по результатам рассмотрения обращения в порядке ч. 1 ст. 39.1 Федерального закона №135- ФЗ «О защите конкуренции» выдало Администрации Батыревского района Чувашской Республики предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем отмены решения о предоставлении без проведения торгов ООО«Батыревское районное ЖКХ» муниципального имущества, указанного в договоре от 14.01.2022 № 2, и возврата указанного имущества во владение и пользование администрации Батыревского района Чувашской Республики.

На основании части 6 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения. Срок исполнения предупреждения установлен до 30.08.2022.

Письмом от 05.09.2022 № 1029 (вх. № 9588-ЭП/22 от 06.09.2022) администрация Батыревского района сообщила о подготовке администрацией документации на проведение торгов по заключению концессионного соглашения, однако, подтверждающих документов, представлено не было, следовательно, информация об исполнении предупреждения администрацией Батыревского района Чувашской Республики отсутствовала.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Таким образом, администрация Батыревского района Чувашской Республики действий по отмене решения о предоставлении без проведения торгов ООО«Батыревское районное ЖКХ» муниципального имущества, указанного в договоре от 14.01.2022 № 2, и возврату указанного имущества во владение и пользование администрации Батыревского района Чувашской Республики не осуществила.

Ходатайство о продлении срока исполнения предупреждения от 20.06.2022 №ВК/4743/22 в адрес Чувашского УФАС России не поступало.

На основании изложенного, издан приказ Чувашского УФАС России от 09.09.2022 № 107 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения – администрацией Батыревского района Чувашской Республики (ИНН 2122002506, ОГРН 1022101831575 , 429350, Чувашская Республика - Чувашия, Батыревский район, село Батырево, пр-кт Ленина, д.5 ) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции.

Представитель Администрации Батыревского района Чувашской Республики письменные пояснения поддержала, дополнительно пояснив, что решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 22.09.2022 по делу № А79-5963/2022 по иску первого заместителя прокурора Чувашской Республики в интересах муниципального образования "Батыревский район Чувашской Республики" к администрации Батыревского района Чувашской Республики к обществу с ограниченной ответственностью "Батыревское районное жилищно-коммунальное хозяйство" о признании договора недействительным, применении последствий недействительности сделки договор на содержание и техническое обслуживание объектов инженерных систем водоотведения №2 от 14.01.2022, заключенный между администрацией Батыревского района Чувашской Республики и обществом с ограниченной ответственностью "Батыревское районное жилищно-коммунальное хозяйство" признан недействительым. Применены последствия недействительности сделки, обязав общество с ограниченной ответственностью "Батыревское районное жилищно-коммунальное хозяйство" возвратить администрации Батыревского района Чувашской Республики имущество, указанное в Приложении № 1 к договору на содержание и техническое обслуживание объектов инженерных систем водоотведения №1 от 14.01.2022. Дополнительным соглашением № 2 о расторжении договора № 2 на содержание и техническое обслуживание объектов инженерных систем водоснабжения от 14 января 2022 от 11.10.2022 договор расторгнут.

Изучив материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

Порядок передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов водоснабжения (водоотведения) регламентирован Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении)

С момента вступления в силу Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" передача прав владения и (или) пользования объектами централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

В соответствии со ст. 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений об использовании имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях).

Пункт 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях относит к числу объектов концессионного соглашения объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Установлено, что 14.01.2022 между администрацией Батыревского района и ООО«Батрыевское районное ЖКХ» заключен договор № 2 на содержание и техническое обслуживание объектов инженерных систем без проведения конкурентных процедур (далее- Договор № 2 от 14.01.2022). Указанные объекты, исходя из условий договоров аренды, находятся в муниципальной собственности Батыревского района Чувашской Республики.

Согласно пункту 1.1 Договора № 2 от 14.01.2022 Заказчик на основании постановления администрации Батыревского района Чувашской Республики от 14 января 2022 года № 29, предоставляет Исполнителю временно, до проведения конкурса по концессионному соглашению, технологически связанные между собой и представляющие часть соответствующей сети инженерно-технического обеспечения объекты водоснабжения, на содержание и техническое обслуживание и обеспечение питьевой водой населения с. Батырево Батыревского района Чувашской Республики.

При этом из ответа администрации Батыревского района Чувашской Республики (вх. № 4506-ЭП/22 от 21.04.2022) следует, что администрацией ведется работа по подготовке конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения, однако, указанное не соответствует действительности.

Так, 12.01.2022 администрацией Батыревского района Чувашской Республики в адрес Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам направлено заявление о подготовке конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов холодного водоснабжения и водоотведения, отдельных таких систем, находящихся в муниципальной собственности.

13.01.2022 Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам в адрес администрации направлено письмо о предоставлении недостающих документов в течении 3 рабочих дней.

19.01.2022 в адрес администрации направлено письмо о возврате заявления о подготовке конкурсной документации организатору конкурса в связи с тем, что в установленный срок не представлены запрашиваемые сведения. При этом, каких-либо иных действий, направленных на подготовку конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения, администрацией не предприняты.

Как установлено, частью 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 указанного закона. Порядок заключения концессионного соглашения определен главой 3 Закона "О концессионных соглашениях".

В частности, согласно части 4.1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона "О концессионных соглашениях" и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37 Закона "О концессионных соглашениях", в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 статьи 37 Закона "О концессионных соглашениях".

В рассматриваемом случае, поскольку по договору № 2 от 14.01.2022 передавались объекты водоснабжения и водоотведения, имеющие срок эксплуатации свыше пяти лет, передача ООО «Батыревское районное ЖКХ» таких объектов могла быть осуществлена только по концессионному соглашению, заключенному по результатам конкурса на право заключения концессионного соглашения либо без проведения конкурса в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона "О концессионных соглашениях".

При этом, статья 37 Закона о концессионных соглашениях не предусматривает возможность заключения договора на период проведения процедуры, направленной на заключение концессионного соглашения.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Передача прав владения и пользования в отношении муниципального имущества хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на муниципальное имущество.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 N 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Рынок оказания услуги содержания и технического обслуживания объектов инженерных систем водоснабжения, по общему правилу, является конкурентным. Предоставление права пользования объектами водоснабжения и водоотведения обуславливает получение хозяйствующими субъектами возможности доступа на рынок водоснабжения и водоотведения в границах присоединенных сетей на территории соответствующего муниципального образования.

В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации

Таким образом, в действиях администрации Батревского района Чувашской Республики по передаче ООО «Батыревское районное ЖКХ» объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности Батыревского района, и, имеющих срок эксплуатации свыше 5 лет, на основании вышеуказанного договора аренды, вместо передачи в пользование на основании концессионного соглашения, заключенного в установленном законом порядке, Комиссия усматривает нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку хозяйствующим субъектам, потенциально имеющим интерес на осуществление деятельности по водоснабжению и водоотведению с использованием муниципального имущества, ограничен доступ к такому имуществу и возможность осуществления деятельности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения с использованием указанного имущества, полученного на основании заключенного в установленном законом порядке концессионного соглашения.

В рамках рассмотрения дела проведен анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуги содержания и технического обслуживания объектов инженерных систем водоснабжения в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. N 220 (далее – Порядок № 220).

В соответствии с аналитическим отчетом состояния конкуренции на товарном рынке установлено следующее.

Временной интервал настоящего исследования определен с 14.01.2022 (дата заключения Договора № 2) по 15.11.2022 (дата на момент исследования).

Продуктовые границы определены как услуги содержания и технического обслуживания объектов инженерных систем водоснабжения.

Географическими границами исследуемого рынка является зона обслуживания потребителей в границах имеющихся у хозяйствующего субъекта объектов на территории Батыревского района Чувашской Республики.

Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие осуществления действий: необоснованное препятствование осуществления деятельности хозяйствующими субъектами путем недопущения возникновения конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием муниципального имущества в установленном законом порядке, в границах Батыревского района Чувашской Республики.

Действия Администрации Батыревского района по заключению договора без проведения торгов имеют влияние на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

При рассмотрении дела комиссией Чувашского УФАС России представитель администрации Батыревского района пояснил, что 24.11.2022 Собранием депутатов Батыревского муниципального округа Чувашской Республикам принято решение о ликвидации Администрации Батырвеского района Чувашской Республики, в связи с чем, просит учесть указанные обстоятельства при рассмотрении дела.

В целях установления указанных обстоятельств, Комиссией Чувашского УФАС России проанализирована выписка из Единого реестра юридических лиц администрации Батыревского района Чувашской Республики (ИНН 2103003293, ОГРН 1022101831575) от 01.12.2022, при этом информация о ликвидации Администрации Батыревского района Чувашской Республики в выписке отсутствует. Последние изменения, вносимые в выписку, датируются 29.08.2022 (пункт 95 выписки из ЕГРЮЛ), причиной внесения изменения в записи является представление сведений об учете юридического лица в налоговом органе (пункт 96 выписки из ЕГРЮЛ).

Следовательно по состоянию на 01.12.2022 администрация Батыревского района Чувашской Республики осуществляет деятельность в качестве юридического лица, довод представителя администрации Батыревского района Чувашской Республики не подтверждается.

В соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции Администрации Батыревского района Чувашской Республики направлено заключение об обстоятельствах дела от 16.11.2022 ВК/7703/22, однако письменные пояснения на заключение об обстоятельствах дела не представлены.

В связи с изложенным, Комиссия считает, что действия администрации Батыревского района Чувашской Республики нарушают части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает ответчику предписание, которое, в силу пункта 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, направлено на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Однако учитывая, что решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 22.09.2022 по делу № А79- 5963/2022 договор на содержание и техническое обслуживание объектов инженерных систем водоотведения №2 от 14.01.2022, заключенный между администрацией Батыревского района Чувашской Республики и ООО "Батыревское районное ЖКХ" признан недействительным, применены последствия недействительности сделки, обязав ООО "Батыревское районное ЖКХ" возвратить администрации Батыревского района Чувашской Республики имущество, указанное в Приложении № 1 к договору №2 от 14.01.22, а также Дополнительным соглашением № 2 о расторжении договора № 2 от 14 января 2022 от 11.10.2022 между администрацией Батыревского района Чувашской Республики и ООО "Батыревское районное ЖКХ" указанный договор расторгнут, Комиссия Чувашского УФАС России считает, что необходимость выдачи предписания об устранении выявленных нарушений отсутствует.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьями 45, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия администрации Батыревского района Чувашской Республики, выразившиеся в предоставлении ООО «Батыревское районное ЖКХ» муниципального имущества, указанного в договоре на содержание и техническое обслуживание объектов инженерных систем водоотведения от 14.01.2022 № 2, без проведения конкурентных процедур, влекущем необоснованное предоставление преимущества обществу, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

2022-9551

 

 

Связанные организации

ООО "Батыревское районное ЖКХ"
ИНН 2103005406, ОГРН 1212100003026
Администрация Батыревского района
ИНН 2103003293, ОГРН 1022101831575
АО "ЧЭСК"
ИНН 2128700232, ОГРН 1052128000033