Решение №ВК/3324/23 Решение по делу № 021/01/16-1011/2022 от 2 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

 

Дело № 021/01/16-1011/2022 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 23 мая 2023 года.

Решение изготовлено в полном объеме 02 июня 2023 года.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 021/01/16-1011/2022 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

"..."

Члены Комиссии:

"..."

рассмотрев дело № 021/01/16-1011/2022, возбужденное по признакам нарушения Муниципальным бюджетным учреждением «Управление капитального строительства и реконструкции» города Чебоксары Чувашской Республики и ООО«Медведевская ПМК» пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, которое привело к созданию преимущественных условий выполнения ООО «Медведевская ПМК» работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства «Общеобразовательная школа поз. 37 в мкр. 3 района «Садовый» г.Чебоксары Чувашской Республики» и устранению ООО «Союзстройинвест» с рынка выполнения указанных работ,

в присутствии:

представителей ответчиков:

Муниципального бюджетного учреждения «Управление капитального строительства и реконструкции» города Чебоксары Чувашской Республики – "..." в соответствии с распоряжением администрации г.Чебоксары от 06.06.2022 №318-р,

ООО «Медведевская ПМК» - "..." по доверенности от 19.01.2023, "..." по доверенности от 21.12.2022,

представителя заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Союзстройинвест» - "..." по доверенности от 03.02.2023,

представителя заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары – "..." по доверенности от 09.01.2023 №02исх,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России из прокуратуры Чувашской Республики (вх. № 9028/22 от 22.08.2022) поступила информация по признакам нарушения МБУ «Управление капитального строительства и реконструкции» г. Чебоксары Чувашской Республики антимонопольного законодательства.

Из представленной информации следует, что 19.08.2020 между ООО«Союзстройинвест» и МБУ «Управление капительного строительства и реконструкции» города Чебоксары Чувашской Республики (далее — УКСИР, Учреждение) заключен муниципальный контракт № 027 на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства — общеобразовательная школа поз. 37 в мкр. 3 района «Садовый» г. Чебоксары. Общество неоднократно извещало УКСИР о невозможности выполнения работ по переносу воздушных линий электропередач в сроки, предусмотренные контрактом, а также просило согласовать возможность выполнения работ в порядке и сроки, предложенные собственником сетей, а именно путем заключения соглашения о компенсации затрат и в течении 30 месяцев с момента заключения соглашения. Однако УКСИР на указанные обращения Общества давало лишь формальные ответы, не содержащие информации о возможности заключения соглашения о компенсации затрат. В последующем 04.03.2021 УКСИР приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В качестве основания указано на невыполнение ООО «Союзстройинвест» работ по переносу ВЛ и несвоевременному выполнению работ по блок-секции 1 на отм.ниже 0,000. Кроме того ООО «Союзстройинвест» уведомляло УКСИР о невозможности заказа трехслойных стеновых панелей ввиду отсутствия в составе рабочей документации альбомов КЖ.И», а также просило передать указанные альбомы. Однако УКСИР сообщило Обществу о том, что разделы «КЖ.И» в состав рабочей документации не входят». При этом в последующем 12.05.2021 УКСИР заключило контракт с ООО «Медведевская ПМК» по аналогичному предмету и в ходе исполнения контракта УКСИР приняло решение о корректировке проектной документации в части замены трехслойных стеновых панелей на керамзитобетонные блоки с вентилируемым фасадом, тем самым увеличив стоимость работ по строительству на объекте не менее чем на "..." руб. Кроме того, ООО «Медведевская ПМК» также были нарушены сроки выполнения строительно-монтажных работ и сроков переноса воздушной линии электропередач, однако, к данному обществу меры по расторжению контракта УКСИР не принимало. На основании изложенного, по мнению прокуратуры Чувашской Республики, в действиях МБУ «Управление капительного строительства и реконструкции» г.Чебоксары содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения обращения прокуратуры Чувашской Республики, усмотрев признаки заключения между УКСИР и ООО «Медведевская ПМК» соглашения, которое привело к созданию преимущественных условий выполнения обществом работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства «Общеобразовательная школа поз. 37 в мкр. 3 района «Садовый» г.Чебоксары Чувашской Республики» и устранению ООО «Союзстройинвест» с рынка выполнения указанных работ, Чувашским УФАС России приказом от 22.11.2022 №152 возбуждено настоящее дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Муниципальным бюджетным учреждением «Управление капитального строительства и реконструкции» города Чебоксары Чувашской Республики и ООО «Медведевская ПМК» пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела ООО «Медведевская ПМК» и УКСИР указывают на отсутствие между ответчиками запрещенного антимонопольным законодательством соглашения по основаниям, изложенным как в письменном, так и в устном виде.

Заинтересованное лицо ООО «Союзстройинвест» считает, что между УКСИР и обществом «Медведевская ПМК» заключено антиконкурентное соглашение, не позволившее ООО «Союзстройинвест» исполнить контракт в установленный срок.

Изучив материалы дела, и, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, а также лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Комиссия установила следующее.

28.07.2020 в 13:29 в Единой информационной системе в сфере торгов Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам размещено извещение №0115200001120001412 о проведении электронного аукциона на строительство общеобразовательной школы поз. 37 в мкр. 3 района "Садовый" г. Чебоксары Чувашской Республики с начальной максимальной ценой контракта 1 092 347 430,00 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № 0115200001120001412 на участие в торгах подана единственная заявка Общества с ограниченной ответственностью «Союзстройинвест», которая признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.

На основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе и в соответствии с частью 1 статьи 71 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ контракт заключается с участником, подавшим единственную заявку на участие в аукционе - Обществом с ограниченной ответственностью «Союзстройинвест».

19 августа 2020 года между Муниципальным бюджетным учреждением «Управление капитального строительства и реконструкции» города Чебоксары Чувашской Республики и Обществом с ограниченной ответственностью «Союзстройинвест» на основании требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был заключен контракт N 027 на строительство общеобразовательной школы поз. 37 в мкр. 3 района «Садовый» г.Чебоксары Чувашской Республики (Идентификационный код закупки N 203213017503721300100100 200014120000). Предметом контракта являлось выполнение со стороны Общества работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства общеобразовательная школа поз. 37 в мкр. 3 района «Садовый» г. Чебоксары Чувашской Республики (далее - объект) в сроки, предусмотренные контрактом, в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является приложением N 1 к контракту и его неотъемлемой частью. Срок исполнения Подрядчиком работ по контракту: с момента его заключения по 15 августа 2022 года. Цена контракта составляет "..." (п. 2.1 контракта). Требования, предъявляемые к выполненным работам, а также последовательность действий при выполнении работ и другие условия определяются в проектной и рабочей документации, в Графике выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N1 к настоящему Контракту), в Техническом задании (Приложение N 6 к настоящему Контракту), которые являются неотъемлемой частью Контракта.

ООО «Союзстройинвест» приступило к выполнению работ, что подтверждается актами выполненных работ и исполнительной документацией. Согласно Приложению N1 к контракту – График выполнения строительно-монтажных работ и Приложениею N2 – Смета контракта Общество обязано было выполнить работы по переносу инженерных сетей –воздушных линий (ВЛ) в срок с момента заключения контракта до 01.10.2020 года. Перенос инженерных сетей ВЛ, принадлежащих 3-му лицу–ПАО «Россети Волга», в соответствии с проектно-сметной документацией должен выполняться в соответствии с Техническими условиями на перенос ВЛ, выданными филиалом ПАО «Россети Волга» -«Чувашэнерго» (ранее - ПАО «МРСК Волги») от 16 декабря 2019 года. Технические условия предусматривают необходимость разработать и согласовать с ПАО "Россети-Волга" проектную документацию по переустройству участков ВЛ-6 кВ, строительство новых и демонтаж старых участков ВЛ, а также работы по внесению изменений в кадастровый и технический учет ВЛ должны выполняться по отдельному соглашению о компенсации убытков между ПАО «МРСК Волги» и заявителем.

На основании письма Общества от 11.01.2021 ПАО «Россети Волга» направило проект соглашения о компенсации затрат, согласно которому предварительный размер денежной компенсации работ составит "..." коп. и строительно-монтажные работы будут выполнены в течение 12 месяцев после получения 60% денежной компенсации, а работы по технической инвентаризации и внесении изменений в ЕГРП еще в течение 18 месяцев после выполнения строительно-монтажных работ.

Однако при размещении документации с целью определения подрядной организации на строительство объекта проектно-сметная документация по данному виду работ не была согласована с ПАО «МРСК Волги». В конкурсной документации не были указаны и сроки согласования проектно-сметной документации с ПАО «МРСК Волги» -«Чувашэнерго».

Письмами N234 от 05.10.2020, N260 от 16.10.2020, N321/20 от 26.11.2020, No 28 от 27.01.2021, N42 юр от 08.02.2021 Общество «Союзстройинвест» извещало о невозможности выполнения данных работ в сроки, предусмотренные контрактом от 19.08.2020. Однако данные письма были проигнорированы заказчиком, после чего выполнение данных работ приостановлено письмом Общества N53 юр от 17.02.2021.

В последующем 04.03.2021 УКСИР принято решение N 250 о расторжении Контракта N027 на строительство общеобразовательной школы поз. 37 в мкр. 3 района «Садовый» г. Чебоксары Чувашской Республики на основании статей 715 и 717 Гражданского кодекса Российской Федерации. В качестве оснований расторжения контракта на основании статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации указано невыполнение ООО «Союзстройинвест» работ по переносу ВЛ и несвоевременному выполнению работ по блок-секции 1 на отм. ниже 0,000.

После расторжения контракта УКСИР обратилось в ФАС России о включении сведений в отношении ООО «Союзстройинвест» в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта, в результате чего антимонопольным органом вынесено решение от 22.03.2021 по делу №21/44/104/133 о включении сведений в отношении ООО«Союзстройинвест» в реестр недобросовестных поставщиков на два года, которое впоследствии решением Арбитражного суда города Москвы по делу №А40-103055/21-145-787 признано незаконным ввиду добросовестности поведения Общества и вины заказчика.

В последующем 25.03.2021 в Единой информационной системе в сфере торгов Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам вновь размещено извещение № 0115200001121000486 (ИКЗ — 213213017503721300100100100014120414) о проведении открытого конкурса в электронной форме на строительство общеобразовательной школы поз. 37 в мкр. 3 района "Садовый" г. Чебоксары Чувашской Республики с ценой контракта "..." рублей.

В период с 25.03.2021 по 16.04.2021 на участие в открытом конкурсе подана единственная заявка, которая признана соответствующей требованиям Федерального закона № 44-ФЗ и конкурсной документации, после чего с победителем ПК «Медведевская ПМК» (ИНН 1207000062) заключен контракт N014 от 12.05.2021. Условиями контракта предусмотрено выполнение работ по переносу ВЛ в течение 1 месяца за "..."коп. и авансирование работ. При этом, соглашение о компенсации затрат подписано третьими лицами 01.09.2021 года с определением размера затрат в сумме"..." коп.

Письмом от 10.02.2022 ПАО «Россети Волга» известило о выполнении с его стороны Соглашения только в части строительно-монтажных работ. Между тем УКСИР, несмотря на нарушение новым подрядчиком сроков выполнения строительно-монтажных работ и сроков переноса ВЛ электропередач, меры по расторжению контракта не принимало.

Вместе с тем в ходе исполнения контракта УКСИР и ПК «Медведевская ПМК» принято решение о корректировке проектной документации в части замены трехслойных стеновых панелей на керамзитобетонные блоки с вентилируемым фасадом. 05.10.2021 УКСИР подписан контракт на корректировку проектной и рабочей документации по строительству объекта, техническим заданием которого предусмотрена замена наружных трехслойных стеновых панелей на кладку из керамзитобетонных блоков с утеплением минераловатными плитами по системе вентилируемого фасада с облицовкой линеарными панелями и трехслойными сэндвич-панелями заводской готовности.

24.12.2021 и 11.01.2022 откорректированная документация передана УКСИР подрядчику - ПК «Медведевская ПМК», которым на основании этого начаты работы по монтажу наружных стен из керамзитобетонных блоков. Корректировка проекта привела к удорожанию стоимости работ по строительству объекта не менее чем на "..." рублей.

Между тем ООО «Союзстройинвест» также уведомляло УКСИР о невозможности заказа трехслойных стеновых панелей ввиду отсутствия в составе рабочей документации альбомов КЖ.И», а также просило передать указанные альбомы. Однако УКСИР сообщило Обществу о том, что разделы «КЖ.И» в состав рабочей документации не входят, тем самым не предоставило подрядчику возможность замены стеновых панелей в отличие от ПК «Медведевская ПМК».

Из совокупности проанализированных обстоятельств усматривается, что действия заказчика по отношению к подрядчикам по контрактам, заключенным с двумя разными организациями, нарушают принципы равного отношения ко всем участникам правоотношений в сфере 44-ФЗ. Так, неисполнение заказчиком обязанности по правильному определению видов, объемов работ по переносу ВЛ, их стоимости и сроков при заключении контракта от 19.08.2020 повлекло невозможность их выполнения подрядчиком на тех условиях, которые имели место на момент исполнения контракта и нарушению им сроков выполнения данных работ.

Вместе с тем, из проанализированных Комиссией обстоятельств не следует, что подрядчик по контракту N014 от 12.05.2021 также выполнил данные работы в месячный срок после его заключения, что, судя по действиям заказчика, уже не явилось существенным нарушением условий контракта.

К аналогичным выводам пришел Арбитражный суд Чувашской Республики в своем решении по делу №А79-1962/2021 по иску ООО "Союзстройинвест" к УКСИР о признании незаконным решения об одностороннем отказе от исполнения контракта N 027 от 19.08.2020. В частности, в решении Арбитражного суда Чувашской Республики от 22.03.2022, вступившем в законную силу 30.06.2022, судом сделаны следующие выводы, имеющие преюдициальное значение.

В части расторжения контракта на основании статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации суд считает действия заказчика не соответствующими действующему законодательству и соглашается с доводами истца об отсутствии оснований для отказа от контракта по причине нарушения сроков выполнения работ и выполнения подрядчиком работы настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным. Из материалов дела, в том числе исполнительной документации, общего журнала работ, экспертного заключения, следует, что строительные работы ниже 0.000 (фундаменты блок 1) должны быть выполнены истцом в срок до 07 марта 2021 года при условии выполнения Заказчиком обязательства по передаче Застройщику рабочей документации в срок до 25 августа 2020 года. Фактически рабочая документация по данным видам работ передана 28 декабря 2020 года. Согласно общему журналу работ работы выполнены 09.03.2021. На 09 марта 2021 года не выполнена только гидроизоляция, которая была выполнена 11 марта 2021 года, о чем Заказчик был извещен. Таким образом, говорить о наличии существенных нарушений в сроках производства данного вида работ по вине подрядчика возможным не представляется. Ответчик не обосновал в ходе рассмотрения дела причину, по которой документация передавалась не во время и возможность выполнения всех работ без нее. Доказательств того, что данные работы были выполнены с существенным нарушением качества выполнения работ, что давало бы заказчику право на отказ от контракта по этим основаниям также не имеется. Экспертным заключением факт наличия существенных неустранимых недостатков не доказан, возможные имеющиеся недостатки были устранены новым подрядчиком, что подтверждено представленными документами и свидетельствует об их незначительности. При этом, заказчик до передачи объекта новому подрядчику претензий по качеству истцу не предъявлял, требований об устранении недостатков не заявлял. В части доводов ответчика о том, что истцом не выполнялись работы по переносу Воздушных линий электропередач, суд пришел к выводу о том, что действия заказчика по отношению к подрядчикам по спорному и последующему контрактам нарушают принципы равного отношения ко всем участникам правоотношений в сфере 44-ФЗ. Не исполнение заказчиком обязанности по правильному определению видов, объемов работ по переносу ВЛ, их стоимости и сроков при заключении контракта от 19.08.2020 повлекло невозможность их выполнения подрядчиком на тех условиях, которые имели место быть на момент исполнения контракта и нарушению им сроков выполнения данных работ. Вместе с тем, из материалов дела не следует, что подрядчик по контракту No014 от 12.05.2021 также выполнил данные работы в месячный срок после его заключения, что, судя по действиям заказчика, уже не явилось существенным нарушением условий контракта и подпадает под понятие эстоппеля. На основании изложенного, суд не нашел оснований считать обоснованным право заказчика на отказ от контракта от 19.08.2020 на основании статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако, по мнению суда, это не влечет недействительность оспариваемого решения от 04.03.2021, поскольку ответчик имел право на расторжении контракта в силу статьи 717 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Наряду с изложенным, Комиссией установлено, что согласно информации, представленной ООО «ЧОП «Вихрь» письмом от 14.04.2023 №2962/23, ПК «Медведевская ПМК» до заключения по итогам конкурса муниципального контракта N014 от 12.05.2021 и до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе (срок окончания подачи заявок - 16.04.2021) уже заключил договор от 12.04.2021 №3Б-2021 с Частным охранным предприятием «Вихрь» на оказание охранных услуг на объекте «поз. 37 в мкр. 3 района «Садовый» г. Чебоксары Чувашской Республики.

Согласно указанному договору заказчик - ПК «Медведевская ПМК» передает, а исполнитель - ООО «ЧОП «Вихрь» принимает под охрану строительную площадку (объект: поз.37 мкр.3 района «Садовый»). Исполнитель обязан осуществлять контрольно-пропускной режим, внутреннюю охрану объекта от несанкционированного проникновения посторонних лиц на территорию охраняемого объекта. В соответствии с разделом 3 договора в обязанности охраны входит организация и обеспечение выполнения принятых по договору обязательств по поддержанию общественного порядка и защиты от преступных посягательств на имущество заказчика на охраняемом объекте. В свою очередь, согласно разделу 4 заказчик предоставляет охране на безвозмездной основе служебные помещения с оборудованием, инвентарем, освещением, отоплением, водоснабжением и обязуется обеспечить охране бесперебойную работоспособность линий сети электропитания, средств связи, телефонной линии, коммуникаций и беспрепятственный доступ к ним работников охраны.

Таким образом, обязательства сторон по данному договору предполагают неограниченный доступ ПК «Медведевская ПМК» на муниципальный объект и его нахождение во владении кооператива до его определения в качестве победителя торгов. Такое владение муниципальным объектом и тем более заинтересованность в принятии мер по его сохранности с привлечением третьих лиц не могут быть случайными, а лишь указывают на предоставление такого доступа к объекту самим заказчиком – УКСИР, что соответствует и последующему поведению заказчика, создавшего преимущественные условия исполнения контракта по сравнению с ООО «Союзстройинвест».

Кроме того, в соответствии с пояснениями ООО «СМУ-48Конструктив» 15.03.2021 (до объявления закупки от 25.03.2021) директор ПК «Медведевская ПМК» обращался к директору данного общества с сообщением о том, что кооператив будет новым подрядчиком рассматриваемого объекта и предложением продолжить работы на объекте в качестве субподрядной организации. После этого 19.03.2021 и 22.04.2021 ПК «Медведевская ПМК» направил директору ООО «СМУ-48Конструктив» сметы на виды работ, которые выполнялись обществом по ранее заключенному договору с ООО "Союзстройинвест" (скриншоты электронных писем от 19.03.2021 в 14:24 от mpmkguv@bk.ru в адрес mirfinans@mail.ru, от 22.04.2021 в 16:13 от mpmkguv@bk.ru в адрес mirfinans@mail.ru).

Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать лишь о том, что ПК «Медведевская ПМК», будучи осведомленным о заключении УКСИР контракта на строительство школы с ним, совершались действия, направленные на реализацию заключенного с заказчиком соглашения о предоставлении первому соответствующих выгод и преимуществ при исполнении контракта.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что в материалах дела с грифом «для служебного пользования» имеются документы, представленные следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республике из уголовного дела №202/2-95-2022/000094 по обвинению бывшего начальника УКСИР и неустановленных лиц в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.169, ч.1 ст.286 УК РФ по факту необоснованного предоставления преференций и льгот ПК «Медведевская ПМК» (ИНН 1207000062) путем изменения условий заключенного по итогам конкурса контракта на строительство общеобразовательной школы поз. 37 в мкр. 3 района «Садовый» г. Чебоксары Чувашской Республики, согласно которым также подтверждается неравный подход заказчика к двум организациям, действующим на одном товарном рынке, и создание преимущественных условий выполнения работ на объекте ПК «Медведевская ПМК», в том числе путем доступа к информации о строительстве объекта в приоритетном порядке.

Пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции (далее — Закон о защите конкуренции) установлен запрет на соглашение между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

При определении субъекта нарушения «иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации» по данной квалификации нарушения необходимо исходить из того, связано ли совершенное нарушение с осуществлением указанными органом или организацией функций федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъектов Российской Федерации, органа местного самоуправления.

В рассматриваемом случае Муниципальное бюджетное учреждение «Управление капительного строительства и реконструкции» города Чебоксары Чувашской Республики является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательствам Российской Федерации полномочий администрации города Чебоксары в сфере проектирования, строительства и реконструкции объектов местного значения, полностью или частично финансируемых из бюджетов всех уровней, осуществления строительного контроля за ходом и качеством строящихся объектов местного значения.

Согласно пунктам 1.5 и 1.6 Устава учреждения, утвержденного главой администрации города Чебоксары О.А. Ладыковым и постановлением администрации города Чебоксары от 24.02.2016 №409, учредителем и собственником имущества является муниципальное образование города Чебоксары — столицы Чувашской Республики, а функции и полномочия учредителя осуществляет Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары.

Целью деятельности учреждения является проектирование, строительство, реконструкция объектов местного значения, полностью или частично финансируемых из бюджетов всех уровней, осуществление строительного контроля за ходом и качеством строящихся объектов местного значения в соответствии с предметами и целями деятельности, определенными Конституцией Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Генеральным планом Чебоксарского городского округа, Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 30.11.2005 №40 «Об Уставе муниципального образования города Чебоксары — столицы Чувашской Республики», иными нормативными правовыми актами и настоящим Уставом (пункт 2.1 Устава Учреждения). Предмет деятельности учреждения указан в пункте 2.2. Устава.

Из вышеизложенного следует, что Муниципальное бюджетное учреждение «Управление капительного строительства и реконструкции» города Чебоксары Чувашской Республики создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательствам Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления по решению вопроса местного значения в конкретной сфере.

Муниципальные контракты заключены Учреждением с ООО«Союзстройинвест» и ПК «Медведевская ПМК» в рамках осуществления функций органа местного самоуправления по строительству общеобразовательной школы на территории г. Чебоксары Чувашской Республики.

Указанное обстоятельство позволяет констатировать распространение запрета, установленного статьей 16 Закона о защите конкуренции, на УКСИР, как организацию, осуществляющую функции органа местного самоуправления.

В силу пункта 7 статьи Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Пунктом 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016 года, в частности, определено, что факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством. Законодательством не определено и не может быть определено, какие доказательства его подтверждают, а также не установлены и не могут быть установлены требования к форме подтверждающих документов.

Как следует из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 года N 2, с учетом положений пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашением хозяйствующих субъектов могут быть признаны любые договоренности между ними в отношении поведения на рынке, в том числе как оформленные письменно, так и не получившие письменного оформления, но нашедшие отражение в определенном поведении.

Таким образом, наличие соглашения может быть установлено исходя из того, что орган местного самоуправления (организация, осуществляющая функции органа местного самоуправления) и хозяйствующий субъект намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке. На основании изложенного следует, что доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между органом местного самоуправления (организацией, осуществляющей функции органа местного самоуправления) и хозяйствующим субъектом осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской и иной деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности. Кроме того, о наличии ограничивающего конкуренцию соглашения могут свидетельствовать фактические действия органа местного самоуправления (организации, осуществляющей функции органа местного самоуправления), направленные на создание преимуществ хозяйствующему субъекту, и использование последним таких преимуществ.

Таким образом, для признания органа местного самоуправления (организацию, осуществляющую функции органа местного самоуправления) и хозяйствующего субъекта лицами, нарушившими требования статьи 16 Закона о защите конкуренции, необходимо установить факт заключения ими соглашения (в письменной или устной форме) и/или совершения согласованных действий, которые не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и привели к таким негативным последствиям как недопущение, ограничение, устранение конкуренции либо создали реальную угрозу их возникновения.

При таких обстоятельствах, положениями Закона о защите конкуренции предусмотрено обязательное требование при квалификации действий субъектов права о необходимости установления совершения субъектами права действий (бездействия), которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции как категории, значимой для определенного товарного рынка.

В рассматриваемом случае неравный подход заказчика к одним и тем же обстоятельствам исполнения контрактов в отношении одного и того же объекта закупки привели к устранению ООО «Союзстройинвест» с рынка выполнения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства общеобразовательная школа поз. 37 в мкр. 3 района «Садовый» г. Чебоксары Чувашской Республики и созданию преимущественных условий выполнения контракта ПК «Медведевская ПМК».

Такое создание преимущественных условий выполнения контракта осуществлено по соглашению с конкретным участником рынка выполнения работ по строительству общеобразовательных школ, который, также, как и заказчик предпринимал действия, направленные на доступ к выполнению работ на объекте, до проведения конкурентной процедуры. Комиссия с учетом пояснений представителей ООО «Медведевская ПМК», и обстоятельств, установленных материалами дела, считает, что ПК «Медведевская ПМК», а ныне ООО «Медведевская ПМК», не мог не знать об основаниях расторжения контракта с предыдущим подрядчиком, однако, располагая сведениями об условиях и ограниченных сроках переноса ВЛ электропередач в рамках выполнения работ (1 месяц) и невозможности такого переноса ВЛ в указанный срок, приняло решение об участии в закупке и заключении контракта.

Кроме того, Комиссия отмечает, что ПК «Медведевская ПМК», добровольно принимая на себя условия, изложенные в конкурсной и проектной документации, сразу после заключения контракта письмом от 21.05.2021 №253 обратилось к заказчику с просьбой откорректировать проектно-сметную документацию в части замены стеновых панелей, на невозможности использования которых указывал предыдущий подрядчик – ООО «Союзстройинвест».

Такое поведение УКСИР и ООО «Медведевская ПМК» может объясняться лишь наличием между ними договоренностей относительно получения доступа к выполнению работ на рассматриваемом объекте вне равных условий такого доступа.

Согласно аналитическому отчету (обзору) от 21.04.2023 по анализу состояния конкуренции на рынке выполнения работ по строительству общеобразовательных школ географическими границами рассматриваемого товарного рынка, на который мог быть оказан негативный эффект, является город Чебоксары Чувашской Республики.

Сведения о наличии письменного соглашения между УКСИР и ПК «Медведевская ПМК» отсутствуют, однако, установленные в рамках рассмотрения дела обстоятельства, позволяют усмотреть заключение соглашения в устном виде.

Таким образом, Комиссия, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, и лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, приходит к окончательному выводу о заключении Муниципальным бюджетным учреждением «Управление капитального строительства и реконструкции» города Чебоксары Чувашской Республики и ООО«Медведевская ПМК» соглашения, которое привело к созданию преимущественных условий выполнения ООО «Медведевская ПМК» работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства «Общеобразовательная школа поз. 37 в мкр. 3 района «Садовый» г.Чебоксары Чувашской Республики» и устранению ООО «Союзстройинвест» с рынка выполнения указанных работ, что нарушает пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Исходя из информации, представленной УКСИР, по состоянию на 17.04.2023 по акту выполненных работ освоено "..." рублей, что составляет 38,27% от стоимости заключенного контракта – "..."рублей. Таким образом, по завершении исполнения контракта предположительный совокупный доход от реализации антиконкурентного соглашения составит"..." рублей.

До окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного Комиссией принято заключение об обстоятельствах дела, на которое от ООО «Медведевская ПМК» поступили возражения и дополнение к возражениям.

Комиссия, изучив указанные возражения и дополнение к ним, считает, что доводы, изложенные в них, были учтены, в том числе, и при принятии заключения об обстоятельствах дела. Остальные доводы ответчика не опровергают выводы Комиссии, изложенные в настоящем решении.

Доводы представителя заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары о том, что первым подрядчиком за первые полгода исполнения контракта выполнены работы на сумму около "..." рублей, а вторым за аналогичный период времени на сумму около "..." рублей не могут свидетельствовать об отсутствии антиконкурентного соглашения, а наоборот, указывают на создание заказчиком второму подрядчику более благоприятных условий и возможности беспрепятственно выполнять работы в сроки, установленные контрактом.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Соглашение было заключено и реализовывалось в период с февраля 2021 года по февраль 2022 года.

Таким образом, в связи с завершением реализации ответчиками антиконкурентного соглашения, Комиссия приходит к выводу о том, что основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать Муниципальное бюджетное учреждение «Управление капитального строительства и реконструкции» города Чебоксары Чувашской Республики и Общество с ограниченной ответственностью «Медведевская ПМК» нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении соглашения, которое привело к созданию преимущественных условий выполнения ООО «Медведевская ПМК» работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства «Общеобразовательная школа поз. 37 в мкр. 3 района «Садовый» г.Чебоксары Чувашской Республики» и устранению Общества с ограниченной ответственностью «Союзстройинвест» с рынка выполнения указанных работ.

2. Предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту заключения и реализации антиконкурентного соглашения Муниципальному бюджетному учреждению «Управление капитального строительства и реконструкции» города Чебоксары Чувашской Республики и Обществу с ограниченной ответственностью «Медведевская ПМК» не выдавать.

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

2023-3803

 

 

Связанные организации

МБУ "УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ" ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ
ИНН 2130175037, ОГРН 1162130061543
ООО «Медведевская ПМК»
ИНН 1200005209, ОГРН 1221200001153
Прокуратура Чувашской Республики
ИНН 2128014498, ОГРН 1022101150873
ООО "Союзстройинвест"
ИНН 2130083717, ОГРН 1112130001060
Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары
ИНН 2126002962, ОГРН 1022101144691