Решение №НВ/853/24 Решение № 021/06/00-81/2024 от 19 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы ООО «МЕДПРОФ»

 

Дело № 021/06/00-81/2024 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 14 февраля 2024 года

Решение изготовлено в полном объеме 19 февраля 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 №9 в составе: "..."

заявителя — общества с ограниченной ответственностью «МЕДПРОФ» - "..."

рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью «МЕДПРОФ» (далее — Заявитель, ООО «МЕДПРОФ») на действия заказчика – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии при проведении электронного аукциона на поставку сигнализаторов звука в целях социального обеспечения граждан в 2024 году (изв. № 0215100000424000018) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 07.02.2024 поступила жалоба ООО «МЕДПРОФ» на действия заказчика – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку сигнализаторов звука в целях социального обеспечения граждан в 2024 году (изв. № 0215100000424000018) (далее – электронный аукцион).

В жалобе Заявитель указал на следующие нарушения, допущенные Заказчиком:

- извещение об осуществлении закупки содержит избыточные требования к техническим, качественным и функциональным характеристикам объекта закупки – сигнализаторам звука;

- технические, качественные и функциональные характеристики объекта закупки содержат бессмысленные функции, которые ведут к удорожанию товара, при этом совершенно не улучшают качество жизни конечных пользователей;

- технические, качественные и функциональные характеристики объекта закупки сформированы Заказчиком по принципу избирательного выбора характеристик, содержащихся в национальном стандарте, которые максимально подходят под одну модель сигнализатора одного производителя;

- техническое задание не носит обобщенного характера, содержит признак «уникального» товара, имеющегося только у одного производителя и аффилированных с ним лиц.

На основании вышеизложенного, Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу, признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.

Представители заказчика с доводом жалобы не согласились, считают, что действия заказчика соответствуют требованиям Закона о контрактной системе. Просили признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

31.01.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0215100000424000018 о проведении электронного аукциона на поставку сигнализаторов звука в целях социального обеспечения граждан в 2024 году, с начальной (максимальной) ценой контракта 1 933 200,00 руб.

Одновременно на официальном сайте размещено извещение о проведении электронного аукциона.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) проект контракта;

6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:

а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";

б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";

в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В силу положений пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

К поставке Заказчику необходимы: сигнализатор звука цифровой со световой индикацией 16-01-01, сигнализатор звука цифровой с вибрационной индикацией 16-01-02; Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией (дверного звонка, домофона и телефона) 16-01-03.

Согласно описанию объекта закупки поставляемый товар должен соответствовать требованиям следующих нормативных документов:

Сигнализатор должен соответствовать требованиям следующих стандартов: ГОСТ Р 51632-2021 (Раздел 4), ГОСТ Р 51264-99, ГОСТ Р 70185-2022, ГОСТ Р ИСО 9999-2019, ГОСТ Р 52084-2003, ГОСТ 15150-69.

Относительно оспариваемой позиции из описания объекта закупки «Рабочая частота: 433,92 МГц + 0,2%» Комиссия Чувашского УФАС России установила, что согласно п. 70 Приложения к Решению ГКРЧ при Минкомсвязи России от 02.10.2012 N 12-15-05-3 (ред. от 23.12.2022) "Об использовании полос радиочастот высокочастотными устройствами" для использования выделено номинальное значение радиочастот и допускаемое частотные отклонение 433,92 МГц +/- 0,2%.

Таким образом, Заказчиком была допущена техническая ошибка при указании характеристики погрешности рабочей частоты.

Вмести с тем, на участие в аукционе подано 2 заявки, запросов на разъяснение относительно указания рабочей частоты не поступало. Таким образом допущенная Заказчиком техническая ошибка не повлияла на результат определения победителя и не предоставила преимущества кому-либо из участников аукциона.

Как же Заявитель оспаривает следующие позиции:

- питание карманного приемника должно быть от аккумулятора;

- наличие передатчика дверного звонка и датчика сотового телефона;

- питание передатчика дверного звонка должно осуществляться от встроенной батареи;

- приемник должен иметь регулировку уровня громкости и мелодии звуковых сигналов, а также приемник должен оповещать пользователя о произошедших бытовых событиях с помощью: вибрационной, световой и звуковой индикации;

- наличие у карманного приемника функций:

  • меню;

  • будильник;

  • возможность записи и просмотра событий, с указанием времени произошедшего и пропущенного события и описания характера события на русском языке;

- карманный приемник должен оповещать пользователя о произошедших бытовых событиях:

  • в текстовом виде (за счет текста на русском языке);

- сигнализатор звука должен быть беспроводным по конструкции.

При этом, указанные характеристики соответствуют ГОСТ Р 70185-2022 «Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия».

При рассмотрении представитель заказчика пояснил следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществляет обеспечение инвалидов и ветеранов техническими средствами реабилитации, к которым относятся и сигнализаторы звука.

Данные средства реабилитации являются изделиями, ежедневно используемыми инвалидами с нарушением слуха и работа ОСФР по Чувашской Республике - Чувашии как Государственного заказчика ориентирована в первую очередь на удовлетворение потребностей инвалидов, а значит на закупку качественных изделий, которые могут обеспечить компенсацию ограничений жизнедеятельности и надлежащий реабилитационный эффект.

Объект закупки Заказчиком составлен на основании ГОСТ Р 70185-2022 «Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия» и приказа СФР от 01.11.2023г № 2178 «О применении рекомендаций по составлению технических заданий для закупок технических средств реабилитации в территориальных органах СФР», которым были утверждены технические задания на сигнализаторы звука, в том числе цифровые с вибрационной и световой индикацией.

Рекомендации СФР по составлению описания объекта закупки на обеспечение сигнализаторами звука прошли процедуру согласования с Общероссийской общественной организацией инвалидов «Всероссийское общество глухих», то ест вышеуказанные рекомендации в полной мере отвечают потребностям пользователей с нарушением слуха для их адаптации в бытовой среде.

Заказчик действует в интересах инвалидов, и его задача закупить продукцию, имеющую максимально возможный реабилитационный эффект, содержащую в себе все современные технические разработки и последние достижения развития отрасли, то есть все то, что содержит введенный в действие 1 декабря 2022 г. ГОСТ Р 70185-2022.

Заказчики же просто обязаны составлять техническое задание с применением действующего ГОСТ вне зависимости от того продукция скольких производителей соответствует требованиям данного ГОСТ. Заказчики действуют в интересах инвалидов и их задача – закупить продукцию, имеющую максимально возможный реабилитационный эффект, продукцию, содержащую в себе все современные технические разработки и последние достижения развития отрасли, то есть все то, что содержит в себе принятый ГОСТ.

Согласно статье 10 Закона о контрактной системе: «Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции».

Приобретение качественных сигнализаторов звука является важным элементом успешной реабилитации инвалидов по слуху. Эти технические средства не только повышают уровень безопасности и самостоятельности, но и способствуют активному участию инвалидов в профессиональной и общественной жизни. В связи с чем важность обеспечения доступности высокотехнологичных средств реабилитации для поддержки инвалидов по слуху в их стремлении к полноценной жизни сложно переоценить.

Заказчики должны стремиться к приобретению современных сигнализаторов звука для эффективного использования бюджетных затрат. И именно соблюдение принципа поддержки инноваций при закупках ведет к повышению качества жизни тех, кто нуждается в таких технических средствах.

Закупка морально устаревших сигнализаторов звука повлечет за собой риск низкой степени их практического использования инвалидами по слуху, что сделает такую закупку формальной (по принципу: закупка ради закупки) и может привести к снижению доверия и мотивации инвалидов к активному использованию полученных устройств.

Поэтому в интересах инвалидов – получателей продукции: надо не заказчикам снижать требования к качеству и уровню закупаемой продукции, а, наоборот, производителям повышать уровень и качество выпускаемой продукции до современных стандартов.

Неотъемлемой частью эффективной стратегии повышения качества технических средств реабилитации для инвалидов по слуху является именно рыночное, а не административно-командное воздействие на производителей. Производители сигнализаторов звука обязаны придерживаться высоких технологических стандартов и выпускать устройства, соответствующие современным потребностям и требованиям рядового пользователя, осуществлять вложения в развитие качества выпускаемой продукции, а не злоупотреблять своим правом на подачу жалоб в различные ведомства с единственной целью – сохранить свою часть рынка сбыта продукции и гарантированный доход.

Также заказчиком отмечено, что под описание объекта закупки подходят следующие виды сигнализаторов звука:

- сигнализатор звука цифровой «Энеджи», производство ООО «Элита Групп»;

- сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией «Пульсар-3», производство АОА «Исток-Аудио Интернешеэшнл»;

- цифровая свето-вибрационная система «Сигнал», производство ООО «Вирапром»;

- сигнализатор звука цифровой беспроводной «Вибролайн», производство ООО КБ «Контур».

На участие в аукционе в электронной форме на поставку сигнализаторов звука в целях социального обеспечения граждан заявились два участника, предложившие товар разных производителей.

Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что в данном случае в рамках формирования закупки Заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности; заказчиком учитывалась необходимость конечного результата - обеспечение необходимыми медицинскими изделиями, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности заказчика. При этом, заказчиком при описании объекта закупки использованы показатели, предусмотренные ГОСТ Р 70185-2022 «Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия», что не противоречит нормам статьи 33 закона о контрактной системе.

Необходимость отражения тех или иных требований к товару в документации продиктована не одной лишь формализацией объекта закупки, а законными интересами заказчика как покупателя товара определенного качества, с определенными характеристиками.

Кроме того, действующее законодательство о закупках не ограничивает право заказчика приобретать товары в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности.

Заказчик не имеет возможность установить требования к техническим, качественным характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок.

При этом Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, маркам товара.

Предметом закупки является право на заключение контракта на поставку товара, а не на изготовление предмета закупки, следовательно, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.

Также, необходимо учитывать, что отсутствие у заявителя возможности поставить товар, отвечающий требованиям Извещения, не свидетельствует об ограничении круга потенциальных участников торгов, так как возможности каждого хозяйствующего субъекта различны, следовательно, доводы заявителя о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе необоснованны.

Кроме того, представителем заказчика пояснено, что характеристикам, указанные в описании объекта закупки соответствуют товары нескольких производителей. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Наряду с этим, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.02.2024 №ИЭА1 на участие в данной закупке поступило 2 (две) заявки. Обе заявки допущены до участия в аукционе. Участниками предложены товары разных производителей.

Следовательно, принцип конкурентности Заказчиком не нарушен, ни в отношении изготовителей, ни в отношении поставщиков, их продукция представлена на рынке без ограничения ценовой политики.

Таким образом, поскольку в качестве участников закупок могут выступать не только производители, но и поставщики, нарушения в части ограничения круга потенциальных участников отсутствуют.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «МЕДПРОФ» необоснованной.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «МЕДПРОФ» на действия заказчика – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии при проведении электронного аукциона на поставку сигнализаторов звука в целях социального обеспечения граждан в 2024 году (изв. № 0215100000424000018) необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

2024-966

 

 

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МЕДПРОФ"
ИНН 7105057864, ОГРН 1197154012318
ОСФР по Чувашской Республике - Чувашии
ИНН 2126002352, ОГРН 1022101269409