Решение №НВ/4475/20 Жалоба признана обоснованной в части. от 10 июня 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Дело № 021/07/3-615/2020 г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 05 июня 2020 года
Решение изготовлено в полном объеме 10 июня 2020 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 21.03.2016 № 38 в составе:
<.......>
в присутствии представителей от:
заказчика – Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики «Межрегиональный центр компетенций – Чебоксарский электромеханический колледж» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Заказчик) – <.......>
заявителя - ООО «ЧОП «Спартак» - <.......>
рассмотрев жалобу ООО «ЧОП «Спартак» на положения аукционной документации Заказчика при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по осуществлению комплекса мер, направленных на защиту материального имущества, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов колледжа (извещение №32009158354), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 05.06.2020 обратилось ООО «ЧОП «Спартак» с жалобой на положения аукционной документации Заказчика при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по осуществлению комплекса мер, направленных на защиту материального имущества, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов колледжа (извещение №32009158354).
В жалобе ООО «ЧОП «Спартак» сообщает, что Заказчиком не разъяснены в полном объеме запросы о даче разъяснений аукционной документации. Кроме того, в документации и в Приложении к Контракту установлены разные требования к оказанию услуг.
Заявитель просит провести проверку действий Заказчика и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель Заказчика нарушений по разъяснению положений аукционной документации не признала, указала, что разъяснения на поступившие вопросы Заявителя, Заказчиком даны в полном объеме, просила признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные в материалы дела документы, заслушав доводы сторон, Комиссия приходит к следующему.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает право участников закупки на обжалование в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).
Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики «Межрегиональный центр компетенций – Чебоксарский электромеханический колледж» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, утвержденным Министром здравоохранения Чувашской Республики от 28.12.2018 г. № б/н (далее – Положение).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Требования к составу документации установлены частью 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Под аукционом понимается - форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на "шаг аукциона". В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор (пункт 1.2.10 Положения).
18.05.2020 Заказчик разместил на официальном сайте извещение о проведении аукциона в электронной форме (участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства) на оказание услуг по осуществлению комплекса мер, направленных на защиту материального имущества, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов колледжа (изв. № 32009158354), с начальной (максимальной) ценой контракта 3 773 053,44 рублей, а также документацию (далее – Документация).
Согласно пункту 4.16. Положения, любой участник конкурентной закупки вправе направить Заказчику в порядке, предусмотренном Федеральным законом и настоящими Правилами, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в подразделе 4.18 раздела IV настоящих Правил, Заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом Заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке (пункт 4.17. Положения).
Разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора. (пункт 4.18. Положения).
Требования к форме, порядку, дате начала и дате окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке установлены Заказчиком в пункте 16 части I Общих условий аукциона.
Так, дата начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе установлена: с 19 мая 2020 года по 29 мая 2020 года до 17 часов 00 минут.
Как следует из материалов дела, 22.05.2020 через электронную площадку «РТС-тендер» ООО «ЧОП «Спартак» направило запросы о даче разъяснений документации об электронном аукционе.
Комиссия Чувашского УФАС России, проанализировав тексты запроса разъяснений положений аукционной документации и тексты ответа на запросы, пришла к выводу о том, что на все изложенные в запросе разъяснений положений аукционной документации вопросы, Заказчиком дан полный и своевременный ответ, который не изменил сути аукционной документации, так как заказчик обязан дать именно разъяснения в отношении положений документации, а не давать ответы на все поставленные вопросы.
Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках при подготовке ответа на запрос и его направлении ООО «ЧОП «Спартак».
Относительно довода о противоречивых требованиях к оказанию услуг в аукционной документации, Комиссией установлено следующее.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 9 (Требования к услугам) Раздела II Технического задания аукционной документации, каждый охранник при выполнении должностных обязанностей по охране объекта должен иметь удостоверение частного охранника установленного образца и личную карточку охранника, свидетельство о присвоении квалификационного 4 разряда, акт прохождения периодической проверки, медицинскую книжку с отметками о прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров.
При этом, в Приложении №2 к гражданско-правовому договору, являющемуся неотъемлемой счастью документации, установлено иное требование, отличное от пункта 9 Раздела II Технического задания аукционной документации, что, все сотрудники осуществляющие охрану объекта, являются частными охранниками 4, 5 разрядов, по требованию Заказчика частными охранниками 6 разряда, вооруженные служебным огнестрельным оружием.
Условия документации об аукционе должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования, с тем, чтобы любой участник закупки, подающий заявку на право участия в аукционе, при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям должен соответствовать поставляемый товар, предлагаемая работа, услуга.
В целях исключения субъективного усмотрения при разрешении вопроса о допуске заявок к участию в закупке, заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно предлагаемых к выполнению работ, услуг. Наличие в требованиях заказчика каких-либо разночтений исключает последующую возможность отклонения заявок участников со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации.
Поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований, в целях определения соответствия поставляемого товара (работы, услуги) потребностям заказчика в зависимости от своих потребностей, заказчик должен установить конкретные требования к предлагаемым услугам (работам).
Таким образом, установление Заказчиком в аукционной документации двух версий требований к оказанию услуг, содержащих противоречивые требования по их исполнению и требующих разные профессиональные подготовки, вводит участников закупки в заблуждение и нарушает требования части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Исходя из фактических обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ООО «ЧОП «Спартак» обоснованной в части довода о том, что в аукционной документации имеются противоречивые требования к оказанию услуг, а в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках и считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «ЧОП «Спартак» на положения аукционной документации заказчика при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по осуществлению комплекса мер, направленных на защиту материального имущества, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов колледжа (извещение №32009158354) обоснованной в части довода о том, что в аукционной документации имеются противоречивые требования к оказанию услуг.
2. Признать в действиях заказчика – Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики «Межрегиональный центр компетенций – Чебоксарский электромеханический колледж» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики нарушение части 6 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. Выдать заказчику - Государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Чувашской Республики «Межрегиональный центр компетенций – Чебоксарский электромеханический колледж» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики предписание об устранении выявленного нарушения.
<.......>