Решение №А79-4915/2022 Решение суда от 13 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, проспект Ленина, 4 http://www.chuvashia.arbitr.ru/

 

 

 

 

 

 

Именем Российской Федерации

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

 

 

г. Чебоксары

Дело № А79-4915/2022

13 июля 2023 года

 

Резолютивная часть решения оглашена 06.07.2023

 

Арбитражный суд в составе:

судьи Щетинкина А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маленкиным А.В.

рассмотрев в заседании суда дело по заявлению

казенного учреждения Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, г. Чебоксары, ИНН 2130135250

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии,   г. Чебоксары, ИНН 2128017971

о признании незаконным решения от 30.03.2022 № 021/06/63-271/2022

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: индивидуальный предприниматель Иванова Оксана Викторовна, казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики», общество с ограниченной ответственностью «Кейсистемс», общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Приоритет»

при участии:

от заявителя – Константиновой Т.В. по доверенности от 16.06.2023

от Чувашского УФАС России – Бубеновой Т.А. по доверенности от 09.01.2023

установил:

 

казенное учреждение Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (далее – ответчик) о признании незаконным решения от 30.03.2022 по делу № 021/06/63-271/2022.

Оспариваемым решением жалоба ИП Ивановой О.В. признана обоснованной в части установления противоречивых требований в извещении о проведении электронного аукциона  и проекте контракта, В действиях заказчика -  казенного учреждения Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, уполномоченного органа - казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» признано нарушение требований части 2 статьи 7 Федерального закона  от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Переданы материалы дела для возбуждения дела об административном правонарушении.

Заявитель считает указанное решение незаконным, подлежащим отмене, поскольку разночтений в проекте контракта и в извещении о проведении электронного аукциона в части казначейского сопровождения контракта  на момент вынесения оспариваемого решения не было.

            Заявитель уточнил заявленные требования и просил признать незаконным решение  УФАС по ЧР от 30.03.2022 №021/06/63-271/2022, вынесенное по жалобе ИП Ивановой О.В.  на положения извещения о проведении электронного аукциона в полном объеме.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены индивидуальный предприниматель Иванова Оксана Викторовна и казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики», общество с ограниченной ответственностью «Кейсистемс».

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования с учетом уточнения.

            Представитель ответчика просил в удовлетворении заявления отказать.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились.

            На основании статьи 123, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

            Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 15.03.2022 заказчиком на официальном сайте Единой информацион­ной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0815500000522001440 о проведении электронного аукциона на капитальный ре­монт МБОУ «СОШ № 4» г. Новочебоксарска Чувашской Республики по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Комсомольская, д. 19, с началь­ной (максимальной) ценой контракта 97 800 170 руб. Одновременно раз­мещено извещение о проведении электронного аукциона.

В Чувашское УФАС России 22.03.2022 обратилась ИП Иванова О.В. с жа­лобой на положения извещения о проведении электронного аукциона заказчика и уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт МБОУ «СОШ № 4» г. Новочебоксарска Чувашской Рес­публики по адресу: Чувашская Республика, г Новочебоксарск, ул. Комсомоль­ская, д. 19 (изв. № 0815500000522001440).

Из жалобы следует, что извещение о проведении электронного аукциона противоречит проекту контракта в части установления банковского сопровожде­ния.

По результатам рассмотрения жалобы Комиссия Чувашского УФАС России признала жалобу ИП Ивановой О.В. обоснованной в части установления противоре­чивых требований в извещении о проведении электронного аукциона и проекте кон­тракта и признала в действиях заказчика и уполномоченного учреждения нарушение требований части 2 статьи 7 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государ­ственных и муниципальных нужд».

Посчитав незаконным указанное решение, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон №44-ФЗ) урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона №44-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона №44-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона №44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Порядок подачи жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля установлен статьей 105 Закона о контрактной системе.

Согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, исключительно с использованием единой информационной си­стемы путем формирования и размещения в этой системе информации.

Частью 5 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная частью 4 настоящей статьи, автоматически размещается с использованием единой информационной системы в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 настоящего Федерального закона, за исключением случаев:

1) если участник закупки не зарегистрирован в единой информационной системе;

2) подачи жалобы с нарушением требований абзаца первого, пунктов 1 и 4 части 2, части 4 настоящей статьи;

3) наличия в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации о подающем жалобу участнике закупки, в том числе информации об участниках, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица, при условии установления заказчиком требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе не позднее двух ра­бочих дней со дня, следующего за днем размещения в соответствии с частью 5 настоя­щей статьи информации, предусмотренной частью 4 настоящей статьи, в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 настоящего Федерального закона, контрольный орган в сфере закупок размещает (за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи) в таком реестре информацию:

1) о принятии жалобы к рассмотрению по существу с указанием даты, време­ни и места ее рассмотрения, о возможности использования систем видео-конференц-связи в соответствии с частью 2 статьи 106 настоящего Федерального закона;

2) об отказе (с обоснованием такого отказа) в принятии жалобы к рассмотре­нию по существу в случаях, если:

а) жалоба подана с нарушением требований настоящей статьи;

б) по жалобе на те же действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.

Заявитель указал, что ИП Иванова О.В. жалобу не подавала, отношения к делу не имеет.

В рассматриваемом случае жалоба ИП Ивановой О.В. подана в Чу­вашское УФАС России в срок, установленный пунктом 1 частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе и соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем, была принята к рассмотрению по существу.

23.03.2022 ИП Ивановой О.В. было направлено Чувашским УФАС России уведомление № НВ/1983/22 о принятии жалобы к рассмотрению и о на­значении рассмотрения на 25 марта 2022 года в 09 часов 00 минут на электронную по­чту, указанную в информации о жалобе. Решение от 30.03.2022 по делу № 021/06/63-271/2022 направле­но на указанную электронную почту.

Информация о принятии жалобы к рассмотрению одновременно доступна заявителю в его личном кабинете на сайте единой информационной системы.

Таким образом, у ИП Ивановой О.В. была возможность обнаружить тот факт, что от нее была направлена жалоба.

Сведения об обратном в материалах дела отсутствуют.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе кон­курентными способами являются аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).

Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным за­коном, должно содержать следующие электронные документы:

1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием инфор­мации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с по­ставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;

3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) проект контракта;

6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:

а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24.07.2002 №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»;

б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20.08.2004 №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»;

в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размеща­ет в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе, о казначейском сопровождении (если в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению).

Пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извеще­ние об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной систе­ме, должно содержать проект контракта в виде электронного документа.

В извещении о проведении электронного аукциона установлено, что требуется банковское сопровождение контракта.

Между тем, пунктом 13.1 проекта контракта предусмотрено, что рас­четы по Контракту подлежат Казначейскому сопровождению. Каз­начейское сопровождение Контракта осуществляется в соответствии с Феде­ральным законом от 06.12.2021 г. № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2021 г. № 2024 «О правилах казначейского со­провождения».

Таким образом, имеется противоречие в извещении о проведении электронного аукци­она и в проекте контракта в части установления банковского/казначейского сопровождения контракта.

Процедура взаимодействия между Казенным учреждением Чувашской Респуб­лики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» и заказчиками регламентирована Порядком взаимодействия уполномо­ченного учреждения Чувашской Республики на определение поставщиков (подрядчи­ков, исполнителей) для заказчиков, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Чувашской Республики и муниципальных нужд, с заказчиками, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.08.2021 №413 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Чувашской Республики» (далее – Порядок).

Согласно пункту 2.2 Порядка Заказчики формируют заявление, осуществляют его подачу в уполномоченное учреждение в электронной форме не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемого срока размещения извещения в единой информацион­ной системе путем заполнения в ИС «Управление закупками Чувашской Республики» информационных полей и прилагают следующие документы, разработанные в соот­ветствии с требованиями Федерального закона и являющиеся неотъемлемой частью заявления:

1) описание объекта закупки;

2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальной цены еди­ницы товара, работы, услуги;

3) проект контракта;

4) иные документы, если их представление предусмотрено Федеральным зако­ном.

На основании пункта 1.8 совершение действий, обмен информацией и электронными документами между уполномоченным учреждением и заказчиками в про­цессе определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также до начала определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется посредством информационной системы Чувашской Республики «Региональная информационная система управления закупками Чувашской Республики, интегрированная с единой ин­формационной системой в сфере закупок» (далее – ИС «Управление закупками Чуваш­ской Республики»), которая интегрирована с единой информационной системой, в со­ответствии с регламентом ИС «Управление закупками Чувашской Республики».

Заявление, техническая часть извещения, изменения в извещение, направляемые в адрес уполномоченного учреждения, подписываются усиленной квалифицирован­ной электронной подписью руководителя заказчика или уполномоченного им лица и считаются утвержденными с момента их подписания.

Порядок функционирования и использования информационной системы Чувашской Республики «Региональная информационная системе управления закупками Чувашской Республики, интегрированная с единой информационной системой в сфере закупок» (далее – ИС «Управление закупками Чувашской Республики»), утвер­жден постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.08.2020 №477 «О функционировании и использовании информационной системы Чувашской Республики «Региональная информационная система управления закупками Чуваш­ской Республики, интегрированная с единой информационной системой в сфере заку­пок» (далее – Порядок №477).

В соответствии с пунктом 2.3 Порядка №477 размещение информации в ИС «Управление закупками Чувашской Республики» осуществляется путем заполнения экранных форм соответствующими сведениями, размещения электронного документа в виде отдельного файла в соответствующем разделе ИС «Управление закупками Чу­вашской Республики», а также путем взаимодействия ИС «Управление закупками Чу­вашской Республики» с иными информационными системами.

Так, заказчик при формировании заявления в региональной информационной системе в разделе условия контракта в графе сопровождение контракта указал, что требуется банковское сопровождение.

Заявитель указал, что в извещение о проведении электронного аукциона были внесены изменения в раздел «Информация о банковском  и казначейском сопровождении  контрактов» - требуется казначейское сопровождение контракта.

Однако, в сформированном в ЕИС извещении о проведении элек­тронного аукциона изменения не внесены.

ООО «Кейсистемс» в своем ответе  на запрос суда сообщило, что изменения функциональных элементов графического интерфейса, доступные для самостоятельного изменения пользователю (например, настойки внешнего вида, используемые шрифты, размеры, цвета, настойки горячих клавиш, видимые поля таблиц и т.д.) не фиксируются в системном журнале программы ЭВМ.

Заявитель также указал, что разночтение в проекте контракта и извещении о прове­дении электронного аукциона в части казначейского сопровождения контракта на момент размещения извещения было допущено в связи с техническими неполадками в региональной информационной системе, а именно вкладка «казначейское сопровождение» контракта не функционировала по причине, не зависящей от заявителя и уполномоченного учреждения.

Однако в нарушение пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанный довод не подтвержден заявителем какими-либо доказательствами.

Следовательно, по данной закупке присутствуют различия между проектом контракта и электронной формой извещения.

Согласно части 2 статьи 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечивается, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе ин­формация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в еди­ной информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно части 4 статьи 5 Закона о контрактной системе в случае наличия противоречий между данными, содержащимися в единой информационной системе, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками контрактной системы, приоритет имеет ин­формация, содержащаяся в единой информационной системе.

Таким образом, установленное в извещении о проведении электронного аукцио­на банковское сопровождение нарушает положения части 2 статьи 7 Закона о контрактной системе.

По результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона (часть 8 статьи 106 Закона №44-ФЗ).

При таких обстоятельствах решение Чувашского УФАС России от 30.03.2022 №021/06/63-271/2022 соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

 

Р Е Ш И Л:

 

казенному учреждению Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики отказать в удовлетворении заявления.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, в течение месяца с момента его принятия. Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии.

 

 

Судья

А.В. Щетинкин

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны