Постановление №ВК/7354/20 Выдано предупреждение. от 24 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

об административном правонарушении

по делу № 021/04/14.3-1023/2020

 

 

 

24 сентября 2020 г.                                                                                         г. Чебоксары

 

«…», рассмотрев протокол об административном правонарушении от 17.09.2020, составленный «…» и другие материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Республиканская ритуальная служба» (ИНН/ОГРН 2130158930/1152130010614, г.Чебоксары, ул. Пирогова, д.16), 

в присутствии представителя ООО «Республиканская ритуальная служба» - «…» (доверенность от 18.06.2020 б/н),

 

УСТАНОВИЛ: 

Чувашским УФАС России в порядке части 2 статьи 36 Федерального закона от 03.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) рассмотрено дело от 10 августа  2020  г. № 021/05/5-520/2020 по признакам нарушения требований Закона о рекламе в отношении  ООО «Республиканская ритуальная служба»                             Основанием для возбуждения дела послужило заявление АО "Городские ритуальные услуги"(ИНН 2130180485, 428023, г.Чебоксары, ул. Гражданская, д.19)  (далее также Заявитель), поступившее в Чувашское УФАС России 23.03.2020 (вх. № 2890/20 с жалобой о размещении недостоверной рекламы, опубликованной в газете «PRO город Чебоксары» от 01.02.2020 № 5(490) в статье «Похороны: что нужно знать, чтобы церемония прошла достойно».                                                          Решением Чувашского УФАС России от  10.08.2020 по делу № 021/05/28-105/2020, реклама,  распространяемая в газете «PRO город Чебоксары» от 01.02.2020 № 5(490) в статье «Похороны: что нужно знать, чтобы церемония прошла достойно», с содержанием: «Все ритуальные фирмы – частные предприятия», признана ненадлежащей, нарушающей требования части 3 статьи 5 Закона о рекламе.                                                                                                                      При этом, ООО "Республиканская ритуальная служба" (г.Чебоксары, ул. Пирогова, д.1 "Б", ИНН 2130158930)  признано нарушившим требования части 3 статьи 5 Закона о рекламе.                                                                            Комиссия Чувашского УФАС России пришла к указанному решению в силу следующего.                                                                                                               Материалами дела было установлено, что АО «Городские ритуальные услуги» обратилось в Чувашское УФАС России с претензией к содержанию статьи «Похороны: что нужно знать, чтобы церемония прошла достойно», опубликованной в газете «PRO город Чебоксары» от 01.02.2020 № 5(490), в связи с тем, что данная статья содержит не соответствующие действительности сведения.                      Так, в статье сообщалось следующее: «ВАЖНО! На сегодняшний день государственных ритуальных организаций в городе нет! Все ритуальные фирмы – частные предприятия».                                                                                                        В силу пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.                                             Представленная статья является рекламой, поскольку обладает всеми признаками рекламы, поименованными пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе.         Объектом рекламирования, в данном случае, являются ритуальные услуги, осуществляемые ООО «Республиканская ритуальная служба».                                              При этом, привлекая внимание потребителей рекламы к услугам ООО «Республиканская ритуальная служба», общество обращает внимание на то, что «государственных ритуальных организаций в городе нет! Все ритуальные фирмы – частные предприятия».                                                                                                      Поскольку оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями, потребитель вправе предположить, что указанное в рекламе утверждение о том, что «все ритуальные фирмы – частные предприятия» является неопровержимой информацией.

         Таким образом, в рассматриваемом случае, в предмет доказывания входила проверка достоверности сведений, размещенных в названной статье о том, что в г. Чебоксары все ритуальные фирмы – частные предприятия, в связи с чем, Комиссия установила следующее.

         В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.                                                                                                        Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.                                                                                                   Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.                 Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Права всех собственников защищаются равным образом.

         Согласно информации, полученной в рамках рассмотрения дела, АО "Городские ритуальные услуги" является правопреемником муниципального унитарного предприятия «Ритуальные услуги» муниципального образования г. Чебоксары и согласно уставу АО "Городские ритуальные услуги", учредителем общества является муниципальное образование г. Чебоксары в лице Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом.                                                Данные обстоятельства подтверждаются  выпиской из ЕГРЮЛ ИФНС России, находящейся в открытом доступе сети Интернет, где в сведениях о юридическом лице, осуществляющем права учредителя (участника) (пункт 46) значится Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации г. Чебоксары (дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о данном лице от 17.11.2016).               Сведения из выписки ЕГРЮЛ ИФНС России указывают на принадлежность имущества АО "Городские ритуальные услуги" (ИНН/ОГРН 2130180485/1162130068352) к муниципальной собственности.

         Материалами дела установлено, что АО "Городские ритуальные услуги" преобразовалось в действующее акционерное общество в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом от 26.12.1995 № 208 - ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 21.12.2001 № - 178-ФЗ «О приватизации  государственного и муниципального имущества» в результате приватизации муниципального унитарного предприятия «Ритуальные услуги» муниципального образования г. Чебоксары Чувашской Республики.

         АО "Городские ритуальные услуги" является единственной службой в сфере ритуальных услуг, организованной администрацией г. Чебоксары, где цены и расценки на услуги по погребению в обязательном порядке согласовываются в Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.  

         Кроме того, на АО "Городские ритуальные услуги" возложены такие обязанности, как благоустройство и содержание городских кладбищ, в том числе, их дорог, восстановление и уход за могилами.

         Принимая во внимание вышеназванные нормы права и информацию, АО "Городские ритуальные услуги", осуществляющее деятельность в сфере ритуальных услуг, нельзя отнести к предприятию частной формы собственности.                                     В этой связи, указание в рекламе: «все ритуальные фирмы – частные предприятия», необоснованно.

Поскольку рассматриваемая статья является рекламой, на нее распространяются все требования, установленные к рекламе.                                       В силу части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной.                                                                               Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

         Понятие недостоверной рекламы закреплено в части 3 статьи 5 Закона  о рекламе, под которой понимается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения в отношении объектов рекламирования различного характера: о товаре, его изготовителе или продавце.                                                               Предметом регулирования части 3 статьи 5 Закона о рекламе являются отношения, связанные с предоставлением потребителям достоверной информации о рекламируемых товарах и рекламодателях в целях обеспечения свободы потребительского выбора и реализации потребителями прав, предусмотренных законодательством.                                                                                                            Реклама, сопровождающаяся недостоверными или иным образом вводящими в заблуждение рекомендациями потребителей, может рассматриваться в качестве ненадлежащей на основании части 3 статьи 5 Закона о рекламе, когда такие рекомендации содержат не соответствующие действительности сведения о характеристиках, потребительских свойствах товара (услуги) или других характеристиках, связанных с ними.

         В качестве недостоверной может также признаваться реклама, которая хотя и не содержит напрямую не соответствующих действительности сведений об ином объекте (хозяйствующем лице), его товаре (услугах), но оказывает влияние на выбор потребителя, манипулируя отсутствием специальной информацией такого рода сведениями. 

В настоящее время на рынке оказания ритуальных услуг высокая конкуренция, таким образом, у потребителей имеется достаточная альтернатива в выборе хозяйствующего субъекта, предоставляющего данный вид услуг.

При этом, отношения в сфере рекламы должны строиться на принципах достоверности сообщаемых сведений о товарах и услугах и исходить из того, что достоверная информация о товарах и услугах позволяет потребителю сделать правильный выбор.

В тоже время, не обладая специальными сведениями о деятельности хозяйствующих субъектов на рынке реализации ритуальных услуг, потребители ориентируются на информацию, указанную в рекламе, из которой, в рассматриваемом случае, при буквальном толковании текста информация, являющейся частью рекламного сообщения, следует: «…На сегодняшний день …Все ритуальные фирмы – частные предприятия».         

В данном случае, ООО "Республиканская ритуальная служба", для привлечения потенциальных потребителей к товарам и услугам своего общества, указывая, что  все ритуальные фирмы – частные предприятия, размещает недостоверные сведения, поскольку представленные в дело документы свидетельствуют о  принадлежности организации, действующей на территории г. Чебоксары - АО «Городские ритуальные услуги»,  к муниципальной собственности.

В этой связи, наличие в тексте рекламного материала фразы " Все ритуальные фирмы – частные предприятия" не может признаваться достоверной, соответствующей действительности.

Согласно пункту 9  Постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 года N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Закона о рекламе" рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся.

Как разъяснено в пункте 29 указанного Постановления, при решении вопроса о признании рекламы недостоверной необходимо исходить из того, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

         Рассматриваемая реклама, содержит недостоверную информацию, носящую ложный или вводящий в заблуждение характер, соответственно, подлежит пресечению, поскольку распространение недостоверной рекламы нарушает требования части 3 статьи 5 Закона о рекламе и влечет за собой ответственность рекламодателя в соответствии с Законом о рекламе.

         В силу пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

         Согласно полученной в дело информации от Чебоксарского городского  комитета  по управлению имуществом администрации г. Чебоксары следует, что 100 % акций имущества АО "Городские ритуальные услуги» находятся в муниципальной собственности.

         Следовательно, текст рекламы, содержащий сведения о статусе лиц, осуществляющих услуги в ритуальной сфере на территории г. Чебоксары, исключительно в качестве частных предприятий, не соответствуют действительности.

         Комиссия пришла к выводу, что ООО «Республиканская ритуальная служба», указав в спорной рекламе не соответствующие действительности сведения о статусе организаций, работающих на рынке ритуальных услуг г. Чебоксары (частные предприятия), способствовало формированию у потребителей ложного представления о продавцах товара, оказывающих аналогичные услуги с ООО «Республиканская ритуальная служба».

         Указанное обстоятельство свидетельствует о несоответствии спорной рекламы требованиям пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

         Ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В смысле части 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание лицо.

         Рекламодателем рассматриваемой рекламной информации явилось ООО "Республиканская ритуальная служба".

         Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14. 3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

   Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «Республиканская ритуальная служба» выступило в качестве рекламодателя рекламы и тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

 В соответствии с частью 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В силу части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.             

Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судьей, органом, должностным лицом, уполномоченным решить дело в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.

В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Совершенное      ООО «Республиканская ритуальная служба» правонарушение посягает на установленный в Российской Федерации порядок распространения рекламы, создает существенную угрозу охраняемым общественным правоотношениям, следовательно, не может быть признано малозначительным.  

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении наказания   ООО «Республиканская ритуальная служба» учтены обстоятельства  и характер совершенного  правонарушения, финансовое положение юридического лица.                                                                                          Обстоятельства, отягчающие, либо смягчающие административную ответственность, отсутствуют.  

С учетом установленных обстоятельств, ООО «Республиканская ритуальная служба» виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, так как именно данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению требований законодательства о рекламе, при отсутствии к тому чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств. Оценивая собранные по делу доказательства, прихожу к следующему.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу 04.07.2016, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.1, предусматривающей замену административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

По правилам части 1 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.          Предупреждение выносится в письменной форме.                   

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

По сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательств, размещенного на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно - телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://www.nalog.ru,   ООО «Республиканская ритуальная служба» указано в качестве микропредприятия.

         При этом, в соответствии с постановлением от 25 июля 2017 г.                                                                                          по делу об административном правонарушении № 12-АР-2017 общество с ограниченной ответственностью «Республиканская ритуальная служба» (ИНН/ОГРН 2130158930/1152130010614, г.Чебоксары, ул. Пирогова, д.16),  в соответствии с вмененным ему правонарушением, предусмотренным частью  1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Чувашским УФАС России была назначена мера административного наказания в виде предупреждения.

В силу статьи 4.6. КоАП РФ ("Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию") следует, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Таким образом, срок, в течение которого ООО «Республиканская ритуальная служба» считается подвергнутым  административному наказанию истек 25.07.2018.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, предусмотрено повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.                                                                                                                  При этом необходимо иметь в виду, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства.

Руководствуясь частью 2 статьи 3.4, частями 1, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимая во внимание, что ООО «Республиканская ритуальная служба» являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также в отсутствие доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественного ущерба, а также отягчающих ответственность обстоятельств, учитывая истечение годичного срока со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания ООО «Республиканская ритуальная служба», предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ, считаю возможным применить к нему меру административного наказания в соответствии со статьей 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23.48, 29.9 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

    

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать        ООО «Республиканская ритуальная служба» (ИНН/ОГРН 2130158930/1152130010614, г.Чебоксары, ул. Пирогова, д.16),   виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить       ООО «Республиканская ритуальная служба» (ИНН/ОГРН 2130158930/1152130010614, г.Чебоксары, ул. Пирогова, д.16) меру административного наказания в виде предупреждения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по  делу об административном  правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней с момента получения или вручения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  постановление по делу об административном  правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного   для обжалования постановления по делу об административном правонарушении,  если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны