Решение №НВ/958/24 Решение № 021/06/33-100/2024 от 26 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по результатам рассмотрения жалобы ИП Кравченко А.В.

 

Дело № 021/06/33-100/2024 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 февраля 2024 года

Решение изготовлено в полном объеме 26 февраля 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России о от 10.02.2023 №9 в составе:

"..."

при участии представителей от:

уполномоченного учреждения Казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» "..."

заказчика – Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр ресурсного обеспечения государственных учреждений здравоохранения» Министерства здравоохранения Чувашской Республики"..."

заявителя — индивидуальный предприниматель Кравченко А.В. (лично),

рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу индивидуального предпринимателя Кравченко А.В. на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия - Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (изв. № 0815500000524000938) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 16.02.2024 по подведомственности поступила жалоба индивидуального предпринимателя Кравченко А.В. (далее — Заявитель ИП Кравченко А.В.) на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия - Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (изв. № 0815500000524000938) (далее – электронный аукцион).

В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, а именно:

1) приведенным в документации техническим характеристикам, в полной мере, не соответствует ни одна из моделей ультразвукового диагностического оборудования, присутствующая в едином реестре радиоэлектронной продукции. Описание объекта закупки соответствует продукции исключительно иностранного производства более низкого качества, по завышенной цене;

2) в техническом задании указаны характеристики УЗИ-сканера ниже (хуже), чем у оборудования, размещённого в реестре радиоэлектронной продукции российского производства, что приводит к нерациональному расходованию средств, а также неисполнению Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком", а именно закупки аппаратов ультразвукового исследования российского производства не менее 80%;

3) Заказчик не применил Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

4) из описания объекта закупки невозможно идентифицировать, что программное обеспечение является предустановленным либо поставляемым. Заказчик явным образом не сформулировал требования в отношении программного обеспечения, что нарушает ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе;

5) Заказчик указал дополнительные характеристики к КТРУ не предусмотренные позициями КТРУ, чем ограничил конкуренцию и нарушил ряд постановлений и правил;

6) характеристики, указанные в техническом задании в полном объеме, присутствуют только у одного производителя. Данная риторика усилена отсутствием описания характеристик по ГОСТу. В чём усматривается ограничение конкуренции;

7) нет технического задания в Файле, в четком соответствии со структурным вариантом в ЕИС нарушены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Ввиду того, что в документации и в файле описание объекта закупки представлена информация, противоречащая законодательству, считаем, что ограничена конкуренция;

8) извещение в ЕИС, проект контракта в ЕИС и размещённый контракт по результатам выбора поставщика для подписания, имеет ряд нарушений и отклонений от действующего законодательства, в том числе не заполненные данные. В извещении в ЕИС не указаны контактные данные сотрудников конечного получателя и функционального заказчика ЛПУ, что ограничивает права потенциальных участников, ввиду невозможности уточнения логистики (транспортировка и подъем). В связи с чем, невозможно рассчитать себестоимость поставки оборудования. В ЕИС в проекте контракта, не указан срок действия и окончания контракта, что ограничивает права потенциального поставщика и делает невозможным выпуск банковских гарантий;

9) по результатам торгов подана одна заявка, что подтверждает риторику об ограничении конкуренции.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных нарушений, направить жалобу в органы внутреннего финансового контроля для проведения проверки обоснования НМЦК. Кроме того, по мнению Заявителя, действия Заказчика при осуществлении закупки ограничивают конкуренцию, в связи с чем Заявитель просит передать материалы жалобы для рассмотрения действий Заказчика на предмет соблюдения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в соответствующий отдел территориального управления.

До начала рассмотрения, а также в ходе рассмотрения жалобы от заявителя поступили ходатайства о предоставлении коммерческих предложений, запросов производителям, пояснения сторон и сравнительной таблицы по закупаемому товару, ведения аудиозаписи заседания Комиссии, о рассмотрении дополнительных доводов на заседании в случае наличия вновь открывшихся обстоятельств, о времени заседания, о проведении рассмотрения посредством видеоконференцсвязи, а также о проведении внеплановой документарной проверки извещения закупки при рассмотрении жалобы, о сравнении двух аппаратов на определение изготовления одним производителем.

Комиссией указанные ходатайства заявителя удовлетворены частично, сравнительная таблица, коммерческие предложения, запросы производителям не представлены Заявителю в связи с их отсутствием. Пояснение Заказчика после поступления в Чувашское УФАС России было направлено Заявителю для ознакомления.

Также Заявитель в ходе рассмотрения обращения ходатайствовал об объявлении перерыва в рассмотрении жалобы. Ходатайство не было удовлетворено в связи с ограниченным сроком рассмотрения жалоб (статья 106 Закона о контрактной системе). Вместе с тем Заявителем были представлены дополнительные сведения во время рассмотрения. В виду изложенного к окончанию рассмотрения у Заявителя отпала необходимость в рассмотрении ходатайства об объявлении перерыва для предоставления дополнительных сведений и документов.

Представители Заказчика и Уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

07.02.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0815500000524000938 о проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия - Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, с начальной (максимальной) ценой контракта 9 196 700, 00 руб. Одновременно на официальном сайте размещены электронные документы «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта», «Проект государственного контракта», «Описание объекта закупки», «Требования к содержанию и составу заявки на участие».

В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Из пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:

наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Пунктами 1, 3, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

проект контракта.

По доводам 1, 6, 9 Заявителя Комиссия Чувашского УФАС России приходит к следующему.

Правила описания объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при составлении описания объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с п. 14 ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе в ЕИС содержится каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования каталога), установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Соответственно, государственный заказчик вправе включить такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.

В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.

Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.

Таким образом, заказчик вправе устанавливать любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.

Требованием КТРУ 26.60.12.132-00000036 «Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети» (обязательное применение с 13.12.2023) установлен запрет на указание дополнительных характеристик (в том числе описание характеристик по ГОСТу).

Характеристики объекта закупки, включенные Заказчиком в описание объекта закупки, предусмотрены КТРУ 26.60.12.132-00000036.

Кроме того, характеристики аппарата ультразвуковой визуализации, указанные Заказчиком в описании объекта закупки, как указывает представитель Заказчика, являются клинически значимыми и не являются излишними.

При анализе извещения Комиссией установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком были указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и не установлены требования или указания в отношении конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара. В Извещении были отражены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям в соответствии с описанием товаров, работ, услуг позиции КТРУ 26.60.12.132-00000036.

Установленные показатели и характеристики по позициям обусловлены необходимостью удовлетворения потребностей медицинского учреждения.

Вместе с тем, представитель Заказчика при рассмотрении пояснил, что 15.02.2024 было определено окончание подачи заявок, в результате было подано 3 заявки с оборудованием разных производителей: «SAMSUNG MEDIS СО. LTD» (Корея), «Шантоу Институт оф Ультрасоник Инструментс Ко., Лтд.“ (Китай), АО «НПО «СКАНЕР» (Россия). При рассмотрении заявок 2 (два) участника с импортной продукцией были отклонены.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.02.2024 №ИЭА1 на участие было подано три заявки, две из которых были отклонены по следующему основанию: «В соответствии с п. 4 ч. 12 ст.48 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, в нарушение п. 5 Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке: В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878: при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3ˡ постановления случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза».

Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта в указанном случае были сформулированы Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом потребностей Заказчика, исходя из специфики деятельности, а также, что установленным требованиям соответствует как минимум один товар из реестра радиоэлектронной продукции.

Учитывая изложенное, требованиям к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара соответствуют как минимум товары трех производителей. Помимо этого, Комиссия Чувашского УФАС России не уполномочена давать оценку регистрационным удостоверениям. В Росздравнадзоре зарегистрировано два различных аппарата (РЗН 2020/12882, РЗН 2018-7390).

Таким образом, доводы Заявителя №№ 1, 6, 9 признаны необоснованными.

По доводу 5 Заявителя о том, что Заказчик указал дополнительные характеристики к КТРУ не предусмотренные позициями КТРУ, чем ограничил конкуренцию и нарушил ряд постановлений и правил, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к следующему.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе поставляемый товар должен быть новым (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.

Данная правовая норма является диспозитивной, то есть допускающей установление дополнительных требований государственного заказчика в описании товара, подлежащего к поставке.

Требования Заказчика к году выпуска товара продиктованы потребностью в поставке качественного товара последнего года выпуска.

Кроме того, год выпуска является обязательным реквизитом типового контракта на поставку медицинских изделий, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н "Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод: в эксплуатацию медицинских изделий, обучение: правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий", который использовался Заказчиком в рамках закупки № 0815500000524000938.

Указанные Заказчиком в Описании объекта закупки требования к товару, в части определения года выпуска не ранее 2023, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, и не свидетельствуют об ограничении права на участие в аукционе иных участников закупки.

Вместе с тем, наименование оборудования, наименование производителя, модели, номера регистрационного удостоверения, наименования оборудования, требование об указании года выпуска не относится к техническим и функциональным характеристикам товара.

Таким образом, указанный довод Комиссия Чувашского УФАС России признала необоснованным.

По доводу 2 Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что Приложении № 1 к Извещению об электронном аукционе указаны характеристики товара в соответствии с КТРУ 26.60.12.132-00000036.

Если по итогам года объем закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, не соответствует минимальной доле закупок, заказчик обязан:

1) вместе с отчетом, указанным в части 2 настоящей статьи, подготовить обоснование невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок;

2) разместить обоснование, указанное в пункте 1 настоящей части, в единой информационной системе или направить его в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий оценку выполнения заказчиком обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, если в соответствии с частью 7 настоящей статьи такое обоснование не размещается в единой информационной системе.

В соответствии с частью 3 статьи 14, частью 25 статьи 22, частями 4 - 6 статьи 30.1 Закона о контрактной системе, Правительством Российской Федерации в Постановлении Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» установлена минимальная обязательная доля закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств (далее - минимальная доля закупок), определенную в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.

Органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление оценки достижения заказчиком минимальной доли закупок, в соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 г. № 2014 определено Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Указанное позволяет сделать вывод, что оценка действиям заказчика в части исполнения требований Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 г. № 2014 может быть дана исключительно Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Достижение или не достижение заказчиком минимальной доли закупок за отчетный год не относится к порядку проведения закупок.

По доводам 3, 4 жалобы, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к следующему. Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:

- информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдении указанных запретов или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

При этом согласно пункту 2.1 Постановления № 1236 для целей применения пункта 2 Постановления № 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Предметом рассматриваемой закупки является оказание услуг по поставке: система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети, которая включает в себя специализированное программное обеспечение, являющиеся неотъемлемой частью указанного медицинского изделия и не может поставляться отдельно, с другой моделью и/или другой маркой медицинского оборудования, или на аналогичное медицинское оборудование иного производителя.

Так по аналогии с Письмом Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 15 декабря 2022 г. N П11-2-05-106-94501 условием для применения положений Постановления № 1236 является обязанность участника в рамках исполнения контракта установить программное обеспечение. При этом, законодательством дополнительно не регламентированы случаи применения запрета, предусмотренного постановлением № 1236 когда объектом закупки являются товар с предустановленным программным обеспечением, без которого применение оборудования по назначению невозможно, и в извещении о закупке не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств.

Комиссия УФАС отмечает, что извещением не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств, кроме того, предустановленное программное обеспечение указано в регистрационном удостоверении на медицинские изделия, что делает невозможным в условиях отсутствия программного комплекса регистрацию изделия и использования его по назначения в соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий».

В связи с тем, что программное обеспечение является предустановленным и является неотъемлемой частью комплекса, которые предполагают единое совместное функционирование, положения Постановления Правительства №1236 не применяются и в извещении о закупке не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств.

Таким образом, учитывая пункт 2.1 Постановления № 1236, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что объект закупки не подпадает под действие Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 г. № 1236.

Доводы под №№ 3,4 признаны необоснованными.

По доводу 7 жалобы заявителя Комиссия приходит к следующему.

Согласно пункта 7 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно,

Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что КТРУ содержит позицию КТРУ 26.60.12.132-00000036 «Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети», которая имеет обязательные и дополнительные характеристики.

При рассмотрении жалобы Комиссией было выявлено, что в извещении о проведении закупки №0815500000524000938 Заказчиком установлены характеристики объекта закупки, указанные им в Приложении № 1 к Извещению об электронном аукционе в соответствии с позицией КТРУ 26.60.12.132-00000036.

При этом, принимая во внимание, что в отношении закупаемого товара в КТРУ содержится соответствующая позиция, в силу пункта 7 Правил использования КТРУ у заказчика не возникло обязанности формировать описание объекта закупки с использованием единой информационной системы, т. е. в структурированном виде

Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что заказчиком не нарушены требования действующего законодательства.

Довод заявителя признан необоснованным.

8. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:

срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).

Комиссией установлено, что в извещении указано: дата начала исполнения контракта – 1 календарных дней с даты заключения, срок исполнения контракта 128 календарных дней с даты. Согласно пункту 12.1. проекта контракта установлено: 12.1. Государственный контракт вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до 30 декабря 2024 года (включительно), в части оплаты до полного расчета. Окончание срока действия Государственного контракта не освобождает Стороны от выполнения принятых обязательств по Государственному контракту.

Представитель Заказчика при рассмотрении также пояснил, что информация о контактных лицах Заказчика указана в разделе Дополнительная информация» извещения; срок действия контракта также указан в разделе «Информация о сроках исполнения контракта и источниках финансирования», также в извещении указано «Место поставки товара».

Вместе с тем, Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что указание в проекте контракта контактных данных сотрудников конечного получателя и функционального заказчика ЛПУ Законом о контрактной системе не предусмотрено.

На момент рассмотрения проект контракта на подписание Заказчиком победителю не был направлен.

Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком не было нарушено норм действующего законодательства, в связи с чем довод Заявителя признается необоснованным.

Поскольку доводы жалобы Заявителя содержат указание на нарушение Заказчиком требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия УФАС отмечает, что вопрос оценки действий Заказчика на предмет их соответствия требованиям указанного закона не относится к компетенции Комиссии УФАС по настоящему делу, в связи с чем, материалы дела будут переданы в соответствующий отдел Управления для проведения проверки действий Заказчика и участников закупки на соответствие Закону о защите конкуренции.

В представленной жалобе заявителя поднимаются вопрос обоснованности определения НМЦК по размещенной Заказчиком закупке.

В соответствии с частью 8 статьи 99 Федеральнрго закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:

2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона;

3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;

5) соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в часТи соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

С учетом изложенного, Комиссия перенаправляет материалы дела на рассмотрение в Министерства финансов Чувашской Республики для проведения соответствующей проверки в рамках компетенции в части выявления указанных в доводе признаков нарушения законодательства.

Поскольку заявителем заявлено ходатайство о привлечении заказчика к административной ответственности в связи с несвоевременным предоставлением информации Комиссии Чувашского УФАС, материалы дела направляются уполномоченному должностному лицу, для рассмотрения вопроса в рамках КоАП РФ.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ИП Кравченко А.В. необоснованной.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Кравченко А.В. на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия - Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (изв. № 0815500000524000938) необоснованной.

2. Направить материалы жалобы в Министерство финансов Чувашской Республики в части довода о проверки обоснования НМЦК.

3. Направить материалы жалобы в части ограничения конкуренции для рассмотрения в отдел товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике — Чувашии.

4. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу, для рассмотрения вопроса о несвоевременном предоставлении информации в рамках КоАП РФ.

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

 

2024-1077

 

 

Связанные организации

КУ "ЦЕНТР РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ" МИНЗДРАВА ЧУВАШИИ
ИНН 2130097614, ОГРН 1122130000090
Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики»
ИНН 2130225986, ОГРН 1212100004490