Решение №А79-3695/2021 Постановление суда от 12 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Владимир

«12» апреля 2023 года                                                      Дело № А79-3695/2021

 

Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2023 года

 

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,

судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик Чувашия» на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18 января 2023 года по делу № А79-3695/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик Чувашия» (ИНН 2130132322) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (ИНН 2128017971) о признании недействительным и отмене решения и предписания от 04.02.2021 по делу № 021/01/10-1098/2020, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – общество с ограниченной ответственностью «Промэко 21», Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике  тарифам

 

при участии:

от заявителя  – Афиногенова Т.В. по доверенности от 11.01.2023 № 04-12/00140 сроком на 1 год, представлен диплом о высшем юридическом образовании от 27.05.2003 № АВБ 0217901,

от ответчика – не явились, извещены,

от третьих лиц – не явились, извещены

 

УСТАНОВИЛ:

 

общество с ограниченной ответственностью «МВК «Экоцентр» (далее по тексту – заявитель, ООО «МВК «Экоцентр») обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии  с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии (далее – ответчик, Чувашское УФАС России) о признании недействительными и отмене решения и предписания от 04.02.2021 по делу № 021/01/10-1098/2020.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью «Промэко 21», Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее – третьи лица).

В порядке, предусмотренном частью 4 статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом первой инстанции принято изменение наименования ООО «МВК «Экоцентр» на ООО «Ситиматик Чувашия».

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии  от 18 января 2023 года  заявление ООО «Ситиматик Чувашия»  удовлетворено частично, признано недействительным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии от 04.02.2021 по делу № 021/01/10-1098/2020. В остальной части заявления отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании решения антимонопольного органа недействительным, ООО «Ситиматик Чувашия» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 18 января 2023 года по делу №А79-3695/2021 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования Общества удовлетворить в полном объеме, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии от 04.02.2021 по делу №021/01/10-1098/2020 признать недействительным.

По мнению заявителя, решение суда, в части отказа в удовлетворении требований о признании решения антимонопольного органа недействительным, незаконно, поскольку судом первой инстанции были допущены нарушения как материальных, так и процессуальных норм права, которые, в свою очередь, повлекли за собой принятие неправильного решения. ООО «Ситиматик Чувашия» указывает, что судом первой инстанции необоснованно признан аналитический отчет (Обзор) надлежащим доказательством, кроме того, судом и антимонопольным органом неправильно применены положения Территориальной схемы.

Чувашское УФАС России представило отзыв, в котором просило решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 18 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Ситиматик Чувашия» - оставить без удовлетворения

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда в обжалуемой части отменить, требования удовлетворить.

В судебное заседание представители ответчика и третьих лиц  не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.

Законность принятого судебного акта в обжалуемой части, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценивая законность решения суда в обжалуемой части, апелляционная коллегия исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенных норм права для признания ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение данным актом, решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из обстоятельств дела, Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики по результатам конкурсного отбора 14.11.2017 (протокол вскрытия конвертов с конкурсными предложениями от 14.11.2017 №3/ТКО/2017) ООО «МВК «Экоцентр» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Чувашской Республики.

18 декабря 2019 ООО «ПромЭко21» обратилось с письмом в адрес ООО «МВК «Экоцентр» с предложением заключить договор о переработке ТКО.

Письмом от 30.12.2020 ООО «МВК «Экоцентр» отказалось от заключения такого договора, мотивировав решение не производить сортировку ТКО тем, что будет нарушена схема потоков ТКО, предусмотренных территориальной схемой обращения с отходами на территории Чувашской Республики.

ООО «ПромЭко21» обратилось в Чувашское УФАС России с заявлением (вх. №5884/20 от 11.06.2020) по вопросу уклонения ООО «МВК «Экоцентр» от заключения договора о переработке ТКО.

В ходе рассмотрения обращения ООО «ПромЭко21» Чувашским УФАС России установлено, что 03.10.2018 Чувашским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, захоронении твердых коммунальных отходов на территории Чувашской Республики, по результатам которого установлено, что на территории Чувашской Республики доминирующее положение с 01.10.2018 года на товарном рынке оказания услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, захоронении твердых коммунальных отходов занимает ООО «МВК «Экоцентр».

Согласно разделу 9 территориальной схемы обращения отходов Чувашской Республики, утвержденной приказом Минприроды Чувашии от 17.12.2019 №955-тс (далее - Территориальная схема) и приложению 9.2 «Переходная схема потоков отходов» одним из мусоросортировочных комплексов является объект, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Канашский район, д. Калиновка, мощностью 50000 т/г, (эксплуатирующая компания ООО «ПромЭко21»), использование которого определено на период 2020-2022 годы. Действующая схема потоков Территориальной схемы (Приложение 9.2 «Переходная схема потоков») предусматривает возможность направления ТКО на объект сортировки ООО «ПромЭко21».

В соответствии с разделом 7 и приложением 7.7 в Территориальной схеме регламентированы местоположение и технические характеристики объекта обработки ТКО ООО «ПромЭко21».

В соответствии с пунктом 3.4.5. Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и ООО «МВК «Экоцентр» от 27.04.2018 региональный оператор по обращению с ТКО обязан заключить договоры на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО с операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО в зоне деятельности Регионального оператора на объектах, использование которых предусмотрено территориальной схемой.

По результатам рассмотрения обращения ООО «ПромЭко21», Чувашское УФАС России выдало ООО «МВК «Экоцентр» предупреждение от 11.08.2020 № ВК/6142/20 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем совершения действий, направленных на заключение договора на обработку твердых коммунальных отходов с ООО «ПромЭко21» до 30.09.2020.

Согласно данному предупреждению, ООО «МВК «Экоцентр» необходимо было уведомить антимонопольный орган о его выполнении в течение трёх дней со дня окончания срока, установленного для его исполнения.

ООО «МВК «Экоцентр» предупреждение не исполнило.

Приказом от 05.10.2020 №67/20 Чувашское УФАС России возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «МВК «Экоцентр» по пункту 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения дела 12.01.2021 антимонопольным органом принято решение №021/01/10-1098/2020 о признании ООО «МВК «Экоцентр» нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившееся в уклонении от заключения договора на обработку (сортировку) ТКО с ООО «ПромЭко21».

Также во исполнение пункта 2 указанного решения ООО «МВК «Экоцентр» выдано предписание от 04.02.2021, которым ему предписано в срок до 15.03.2021 прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем совершения действий по урегулированию договорных отношений на обработку твердых коммунальных отходов с ООО «ПромЭко21».

Посчитав, что указанные решение и предписание Чувашского УФАС России противоречат закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО «Ситиматик Чувашия» обратилось в  Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии  заявлением.

В обоснование заявления заявитель указал, что антимонопольным органом не доказано наличие в действиях регионального оператора нарушения запрета, установленного пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Признавая недействительным оспариваемое предписание Чувашского УФАС России по делу № 021/01/10-1098/2020 суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предписание было выдано 04.02.2021 (срок исполнения до 15.03.2021), то есть после 26.01.2021, когда действующей была вышеуказанная откорректированная территориальная схема, в которой эксплуатирующая организация ООО «ПромЭко21» на территории г.Канаш и Канашского района не значится. В данной части решение суда заявителем не оспаривается, Чувашское УФАС России не настаивало на проверке законности судебного акта в полном объеме.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции  исходил из того, что решение Чувашского УФАС России является законным и обоснованным, принятым антимонопольным органом с соблюдением требований действующего законодательства, и, соответственно, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (далее - Положение) Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 4 Положения Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения пресечения недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции регулируются Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.

Согласно части 2 статьи 1 Закона N 135-ФЗ целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно статье 22 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В своей деятельности антимонопольный орган руководствуется Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 (далее - Административный регламент).

В соответствии со статьями 23 и 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в том числе возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.

В силу части 5 статьи 44 Закона о защите конкуренции при рассмотрении заявления или материалов антимонопольный орган: 1) определяет, относится ли рассмотрение заявления или материалов к его компетенции; 2) устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению.

По результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (часть 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции).

Одним из оснований для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства согласно пункту 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, оспариваемое решение принято Чувашским УФАС России в пределах его полномочий.

В пункте 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции указано, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами; экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара (ограниченного в силу пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в том числе территориальными пределами) определяются статьей 5 Закона о защите конкуренции. Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара.

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 345 утвержден административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (далее - Административный регламент N 345).

Как следует из материалов дела, Чувашским УФАС России  по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, захоронении твердых коммунальных отходов на территории Чувашской Республики установлено, что ООО «МВК «Экоцентр» с 1 октября 2018 года занимает доминирующее положение.

Представленный в материалы дела обзор состояния конкуренции на рынке услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, захоронении твердых коммунальных отходов на территории Чувашской Республики составлен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок N 220).

Довод ООО «Ситиматик Чувашия» о том, что по делу № 021/01/10-1098/2020 анализ состояния конкуренции не проводился, не был установлен надлежащим образом состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке транспортирования в качестве продавцов и покупателей, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку Порядок N 220 используется для анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции.

В соответствии с разделом II Порядка N 220, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год. В случае, если для целей исследования необходим учет условий, которые в будущем сложатся на рассматриваемом товарном рынке (например, после совершения действий, за которыми осуществляется антимонопольный контроль), то проводится перспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке, в ходе которого выявляется состояние конкуренции, существующее на момент проведения исследования, и анализируется воздействие, которое окажут подконтрольные действия на состояние конкуренции.

При этом ни Порядок N 220, ни Административный регламент N 345 не предусматривает прямого запрета использования анализа состояния конкуренции, проведенного в рамках иного дела при принятии решения об установлении доминирующего положения на рынке.

В пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что аналитический отчет не предопределяет выводов о наличии (об отсутствии) антимонопольного нарушения. Аналитический отчет содержит в себе выводы о состоянии конкуренции на товарном рынке.

В соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 антимонопольный орган имеет право проводить анализы состояния конкуренции на любом этапе антимонопольного контроля. Данное право закреплено также в пункте 1.5 Административного регламента.

Существование такого рынка как сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО обусловлено Федеральным законом от 24.06.1988 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).

Участниками данного рынка являются только хозяйствующие субъекты, которым присвоен статус регионального оператора, в силу установленной нормой вышеприведенного закона. При этом оказание услуг (сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживании, захоронения ТКО) также может образовывать самостоятельные рынки, на котором участниками являются хозяйствующие субъекты, оказывающие приведенные виды услуг в соответствии с лицензией.

В абзаце двадцать седьмом статьи 1 Закона N 89-ФЗ определено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ).

Судом установлено, что статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Чувашской Республики присвоен ООО «МВК «Экоцентр» по итогам конкурсного отбора, проведенного Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.

В соответствии с частью 5 статьи 24.6 Закона N 89 статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.

Исходя из частей 1, 5 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются на территории Чувашской Республике только ООО «МВК «Экоцентр», как региональным оператором. Обеспечение указанными услугами иным лицом не допускается.

ООО «МВК «Экоцентр» осуществляет свою деятельность на рынке услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, захоронению твердых коммунальных отходов с 01.10.2018, следовательно, в соответствии с пунктом 2.2 Порядка N 220 Чувашским УФАС России  проводился перспективный анализ рынка.

На момент рассмотрения дела и принятия решения ООО «МВК «Экоцентр» являлось действующим региональным оператором и занимает доминирующее положение с 01.10.2018, следовательно, в отсутствие информации, свидетельствующей об изменении состояния конкуренции на рынке услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, захоронению твердых коммунальных отходов, у Чувашского УФАС России  отсутствовала необходимость проведения анализа состояния конкуренции на рынке.

Ввиду изложенного суд первой инстанции правомерно признал представленный обзор состояния конкуренции на рынке услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, захоронении твердых коммунальных отходов на территории Чувашской Республики надлежащим доказательством по делу.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на ООО «МВК «Экоцентр» распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции между Министерством строительства, архитектуры, и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и ООО «МВК «Экоцентр» 27.04.2018 заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - соглашение от 27.04.2018).

В соответствии с указанным соглашением региональный оператор обязуется организовать и осуществлять деятельность на территории Чувашской Республики в соответствии территориальной схемой в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на всей территории Чувашской Республики в соответствии с территориальной схемой в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Чувашской Республики, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и приложениями к настоящему соглашению.

Приложением N 1 к соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 26.04.2018 указаны границы зон деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах каждой зоны в соответствии с территориальной схемой. Согласно утвержденной схеме деятельности регионального оператора, территория деятельности регионального оператора сформировано из 9 зон.

Таким образом, в зоне деятельности регионального оператора - ООО «МВК «Экоцентр» образуется 100% твердых коммунальных отходов, подлежащих удалению на территории Чувашской Республики, которая разделена на 9 зон.

В статье 1 Закона N 89 определено, что обращение с отходами это - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; транспортирование отходов это - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах.

Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов установлен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).

Правилами N 1156 предусмотрено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В период с 2016 года по 31.12.2019 на территории Чувашской Республики действовала Территориальная схема обращения с отходами производства и потребления, утвержденная Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 22.09.2016 № 1036 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Чувашской Республики».

Согласно Текущей схеме потоков твердых коммунальных отходов (карта 8 вышеуказанной Территориальной схемы) на территории Чувашской Республики имелось две мусоросортировочные станции, расположенные в г. Чебоксары и г. Новочебоксарск.

С 01.01.2020 года на территории Чувашской Республики действовала Территориальная схема по обращению с отходами в Чувашской Республике, утвержденная приказом Минприроды Чувашской Республики от 17.12.2019 № 955-тс.

С 26.01.2021 Территориальная схема от 17.12.2019 № 955-тс изложена в новой редакции в соответствии с приказом Минприроды Чувашии от 26.01.2021 №41 «О корректировке территориальной схемы в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Чувашской Республике».

В период с 01.01.2020 по 25.01.2021 Территориальная схема от 17.12.2019 №955-тс предусматривала направление потоков ТКО с территории Канашского района по переходной схеме потоков на объект сортировки - мусоросортировочный комплекс д. Калиновка Канашского района (МСК, 50,0 тыс.т/год, эксплуатирующая организация ООО «ПромЭко21») (приложение 9.2 Территориальной схемы-Переходная схема потоков).

Согласно разделу 1.3 Территориальной схемы период действия Переходной схемы потоков обозначен на 2021 - 2022 годы.

 Раздел 7.2. территориальной схемы, утвержденной приказами Министерства от 17.12.2019 №955-тс, содержит информацию о действующих объектах по обращению отходов производства и потребления на территории Чувашской Республики.

В том числе в данном разделе указано, что в Канашском районе организована мусоросортировочная станция мощностью 50 тыс.т/год, эксплуатирующая организация - ООО «ПромЭко21».

Раздел 9 содержит информацию о схеме потоков отходов от источников из образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в ГРОРО.

Так, в разделе 9.1 указан мусоросортировочный комплекс: Россия, Чувашская Республика, Канашский район, д. Калиновка, мощностью 50000 т/г, эксплуатирующая организация - ООО «ПромЭко21», а также указано, что представлено три варианта схемы потоков твердых коммунальных отходов: переходная - период 2020-2022 годы (приложение 9.2), перспективная - период с 2023 года (приложение 9.4) и аварийная - действующая в случае выведения из эксплуатации или временного приостановления деятельности Объектов размещения отходов.

В соответствии с приложением 9.2 отходы с Канашского района поступают на объект сортировки - мусоросортировочный комплекс: Россия, Чувашская Республика, Канашский район, д. Калиновка, мощностью 50000 т/г, эксплуатирующая организация - ООО «ПромЭко21».

В соответствии с приложением 9.4 отходы с Канашского района поступают на объект сортировки - мусоросортировочный комплекс: Россия, Чувашская Республика, Канашский район, д. Калиновка, мощностью 50000 т/г, эксплуатирующая организация - ООО «ПромЭко21».

Таким образом, в соответствии с территориальной схемой, утвержденной приказами Министерства от 17.12.2019 №955-тс отходы с Канашского района должны были поступать на мусоросортировочный комплекс: Россия, Чувашская Республика, Канашский район, д. Калиновка, мощностью 50000 т/г, эксплуатирующая организация - ООО «ПромЭко21».

Данное обстоятельство подтверждается решением Верховного Суда Чувашской Республики от 16 сентября 2020 г. по делу № 3а-144/2020 по административному исковому заявлению ООО «ПромЭко 21» о признании недействующим постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 29 ноября 2019 года № 113- 21/в «Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и предельных тарифов на обработку твердых коммунальных отходов для ООО «ПромЭко 21» на 2020-2022 годы».

Следовательно, обязанность по заключению договора у ООО «МВК «Экоцентр» возникла 18.12.2019, с момента обращения ООО «ПромЭко21» с предложением о заключении договора, с началом его действия с 01.01.2020, в связи с чем   уклонение ООО «МВК «Экоцентр» от заключения договора на обработку (сортировку) ТКО с ООО «ПромЭко21» является незаконным и противоречит нормам действующей законодательства о защите конкуренции.

Доводы ООО «Ситиматик Чувашия» о том, что по состоянию на 30.12.2019 региональный оператор не располагал информацией о том, с каких муниципальных образований будет предусмотрено направление потоков ТКО на мусросортировочную станцию ООО «Промэко21», поскольку Территориальная схема, утвержденная Приказом Министерства природы и природных ресурсов Чувашской Республики от 17.12.2019 № 955-тс, и вступившая в силу с 01.01.2020, доведена до регионального оператора лишь в феврале 2020, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку новая территориальная схема обращения с отходами в Чувашской Республике, утвержденная Приказом от 17.12.2019 N 955-ТС, опубликована на сайте http://minpriroda.cap.ru/action/activity/territorialjnaya-shema-obrascheniya-s-othodami-pro.

Кроме того, Чувашским УФАС России выдано предупреждение заявителю о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем совершения действий, направленных на заключение договора на обработку твердых коммунальных отходов с ООО «ПромЭко21» до 30.09.2020, однако  ООО «МВК «Экоцентр» письмом от 30 сентября 2020 г. вх. № 8582 сообщило, что отказывается исполнять предупреждение, поскольку в его действиях отсутствуют признаки нарушения требований пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение антимонопольного органа соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дела Чувашским УФАС России полно и всесторонне исследованы, представленные сторонами доказательства и им дана надлежащая оценка, в связи с чем, решение Чувашского УФАС России является законным и обоснованным, принятым антимонопольным органом с соблюдением требований действующего законодательства, и, соответственно, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, подателем апелляционной жалобы на момент ее рассмотрения суду не представлено.

Все доводы ООО «Ситиматик Чувашия», изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.

Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии  принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.

По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18 января 2023 года по делу № А79-3695/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик Чувашия» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

 

Председательствующий судья                                      

 М.Н. Кастальская

 

 

Судьи 

М.Б. Белышкова

 

 

 

Т.В. Москвичева

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны