Постановление №04-08/1674 По делу №04-АР-2019 назначено предупреждение. от 12 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

об административном правонарушении

по делу № 04-АР-2019

 

12 марта 2019 г.                                                                           г. Чебоксары

 

 

         «…», рассмотрев протокол об административном правонарушении от 06.03.2019, составленный «…» и другие материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении ИП Сунгатуллина М.М.                     (ОГРН 310169015300441) по признакам совершения административного правонарушения ответственность, за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также КоАП РФ), в связи с нарушением части 6 статьи 5 Федерального закона от 03.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

              в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с представленным ходатайством о составлении протокола без его участия,

 

УСТАНОВИЛ: 

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии в порядке части 2 статьи 36 Закона о рекламе рассмотрены обращения граждан (далее - Заявители) с заявлением о распространении в лифтах многоквартирных жилых домов, расположенных в границах г.Чебоксары, рекламы сети магазинов «Эролайф», с непристойным графическим изображением частей тела.                                                                                                                                   Установлено, что в декабре 2018 года на рекламных стендах в лифтах многоквартирных жилых домов, расположенных в границах г.Чебоксары, размещалась реклама сети магазинов «Эролайф», с содержанием, в том числе,  изображения упаковочной коробки, с непристойным графическим обликом, близкого по изображению части мужского тела, с использованием слоганов «любовная машина», «секс - машина», а также нецензурной лексики на иностранном языке, что подтверждается англоязычными словарями.                              Пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе определено, что  реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.                                        Рассматриваемая информация соответствует определению понятия рекламы, установленному пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе.                                                При этом, данная реклама вступает в противоречие требованиям Закона о рекламе, поскольку в силу требований части 6 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.                                Из разъяснения ФАС России (письмо от 29.04. 2013 N АД/17355/13 "О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе") следует, что  положение части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" запрещает использовать в рекламе бранные слова, непристойные образы, сравнения, выражения, оскорбительные образы, сравнения, выражения.                                                                 К бранным словам относятся нецензурные слова, а также к таким словам могут быть отнесены слова и выражения, которые используются в качестве ругательств или оскорбления.                                                                                          К непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.                                       В данной рекламе, использование иностранных слов с нецензурной лексикой, а также с использованием указанного выше визуально - графического рисунка, вызывало непристойные ассоциации, в том числе, у членов Экспертного Совета по рекламе, образованном при Чувашском УФАС России.   

В этой связи, мнениями членов Экспертного Совета подтвержден довод, указанный в обращениях Заявителей.

Размещение подобного рода рекламы, содержащей, в том числе, непристойный текст, в месте для всеобщего обозрения, в том числе потребителей рекламы, имеющих несовершеннолетний возраст, чьи жизненные ценности еще не сформированы, недопустимо.     

Исходя из положений пункта 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона "О рекламе" по делам о привлечении лиц к ответственности за использование ими в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений при решении вопроса об отнесении тех или иных слов к числу бранных или образов, сравнений и выражений к числу непристойных (то есть крайне предосудительных и недопустимых ввиду неприличия) и (или) оскорбительных (то есть способных причинить обиду) специальных знаний, как правило, не требуется.

Таким образом, данная реклама была признана ненадлежащей, поскольку в ней содержится непристойное, с точки зрения морали и нравственности, изображение, а также нецензурное выражение на английском языке «Fucking machines», недопустимое в рекламе.                                                                                 Кроме того, при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации (часть 11 статьи 5 Закона о рекламе).  В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей территории является русский язык (часть 1 статьи 1 Закона о рекламе).

Согласно пункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" (далее - Закон "О
государственном языке Российской Федерации") государственный язык Российской
Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе.

При использовании русского языка как государственного языка Российской
Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих
нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов,не имеющих аналогов в русском языке (часть 6 статьи 1 Закона "О государственном
языке Российской Федерации").

Таким образом, Закон о рекламе и Закон "О государственном языке Российской Федерации" содержат требования, предъявляемые к использованию русского языка при размещении рекламы.

В размещенной рекламе использовано выражение и изображение не соответствующее нормам литературного языка, морали и нравственности.

Таким образом, при изготовлении данной рекламы не соблюдены требования, предусмотренные Законом о рекламе и Законом "О государственном языке Российской Федерации", следовательно, рассматриваемая реклама является ненадлежащей, так как рекламодатель нарушил части 6, 11 статьи 5 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (статья 3 Закона о рекламе).

Установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы явился ИП Сунгатуллин М.М.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 4 статьи 38 Закона).         Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).                     В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.                                                                                                   Должностным лицом является лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.                                                                              Таким образом, ИП Сунгатуллин М.М. по смыслу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является должностным лицом,  совершившим административное правонарушение в нарушение требованиям Закона о рекламе.                                                                         В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

 В соответствии с частью 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

           В силу части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.             

Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судьей, органом, должностным лицом, уполномоченным решить дело в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.

В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Совершенное ИП Сунгатуллиным М.М. правонарушение посягает на установленный в Российской Федерации порядок распространения рекламы, создает существенную угрозу охраняемым общественным правоотношениям, следовательно, не может быть признано малозначительным.                                                При назначении наказания ИП Сунгатуллину М.М. учтены обстоятельства  и характер совершенного  правонарушения, финансовое положение юридического лица.                                                                                                           Обстоятельства, отягчающие, либо смягчающие административную ответственность, отсутствуют.  

Оценивая собранные по делу доказательства, прихожу к следующему.

С учетом установленных обстоятельств, ИП Сунгатуллин М.М. виновен в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, так как именно данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению требований Закона о рекламе, при отсутствии к тому чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу 04.07.2016, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.1, предусматривающей замену административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

По сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательств, размещенного на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно - телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://www.nalog.ru, ИП Сунгатуллин М.М.указан в качестве микропредприятия.

Руководствуясь частью 2 статьи 3.4, частями 1, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимая во внимание, что ИП Сунгатуллин М.М. является субъектом микропредприятия, правонарушение совершено впервые, ранее к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не привлекалось,  а также в отсутствие доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественного ущерба, а также отягчающих ответственность обстоятельств, учитывая совершение вменяемого административного правонарушения впервые, прихожу к выводу о возможности применения к нему меры административной ответственности в виде предупреждения.

По правилам части 1 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.                                                                                                                          Предупреждение выносится в письменной форме.          

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23.48, 29.9, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать ИП Сунгатуллина М.М. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить ИП Сунгатуллину М.М. административное наказание в виде предупреждения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по  делу об административном  правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней с момента получения или вручения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  постановление по делу об административном  правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного   для обжалования постановления по делу об административном правонарушении,  если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны