Решение №НВ/1934/24 Решение № 021/10/18.1-223/2024 от 12 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

 

 

Дело № 021/10/18.1-223/2024 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 09 апреля 2024 года

Решение изготовлено в полном объеме 12 апреля 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и заключения договоров по результатам торгов, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.202310 в составе:

"..."

при участии:

заявителя — "..."

организатора торгов — финансового управляющего "..."

рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу "..." на действия организатора торгов - финансового управляющего "..." (далее - Организатор торгов) при проведении открытого аукциона с открытой формой предоставления предложений о цене на имущество должника (физического лица) (изв. № 135273-МЭТС, лот № 2), в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 29.03.2024 поступила жалоба "..." на действия Организатора торгов при проведении открытого аукциона с открытой формой предоставления предложений о цене на имущество должника (физического лица) (изв. № 135273-МЭТС, лот № 2).

Из жалобы Заявителя следует, что действия Организатора торгов нарушили права и интересы "...", т. к. его заявка была отклонена, торги отмены. Также Заявитель в жалобе указал, что в извещении отсутствует существенная информация о реализуемом имуществе, при попытке выяснения которой получен ответ о том, что реализуемое имущество продано, на запрашиваемые сведения информации представлено не будет.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать организатору торгов предписание для устранения нарушения.

Изучив представленные документы, Комиссией установлено следующее.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства регламентирован статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности реестр документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проекта по строительству объекта капитального строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

Чувашским УФАС России жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, и принята к рассмотрению по существу.

На основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции размещена информация о поступлении указанной жалобы на официальном сайте Чувашского УФАС России https://chuvashia.fas.gov.ru/.

Также Управление направило заявителю, организатору торгов уведомление о поступлении жалобы, о дате и времени рассмотрения.

Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.12.2020 г. по делу № А39-540/2020 гражданин "...", признан несостоятельным (банкротом) и введена в отношении него процедура реализация имущества должника — гражданина. Финансовым управляющим должника — гражданина "..." утвержден член саморегулируемой организации – Ассоциации "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа" (регистрационный номер 002, ОГРН 1027700542209, ИНН 7705431418, адрес: 115191, г. Москва, Гамсоновский пер., д. 2, стр. 1, под. 6, эт.1, пом. 85 - 94) "..."

На основании Определения Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.04.2022 по делу №А39-540/2020 было утверждено Положение №1 о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества "..."

Организатором торгов 14.03.2024 размещена информация на сайте электронной площадки ООО «МЭТС» https://www.m-ets.ru о проведении открытого аукциона с открытой формой предоставления предложений о цене на имущество должника (физического лица) (изв. № 135273-МЭТС, Лот №2)).

Начальная цена лота установлена в размере 909 000 руб.

21.03.2024г. Организатором торгов был составлен Протокол об определении участников торгов № 135273-МЭТС/2/1 от 21.03.2024г., согласно которому заявки участников, в том числе заявителя, были не допущены по причине: «Некорректно заведены торги, Положение №1 о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества должника не соответствует нормам Федерального закона N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"».

На основании вышесказанного протокола организатором торгов было принято Решение от 21.03.2024г., в котором указано: «Торги по продаже имущества Должника, принадлежащего ему на праве собственности в электронной форме на электронной торговой площадке – Общество с ограниченной ответственностью «Межрегиональная электронная торговая система» отменить (сообщение на ЕФРСБ №13954035 дата публикации 21.03.2024), по причине того, что Положение №1 о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества должника принятое на собрании кредиторов и утвержденное Определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 05 апреля 2022 года с изменениями утвержденными Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2022 года».

Продажа имущества должника-банкрота на стадии конкурсного производства осуществляется в соответствии с требованиями статьи 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве). При этом продажа прав требования должника-банкрота регламентирована статьей 140 Закона о банкротства.

В силу пункта 2 статьи 140 Закона о банкротстве продажа прав требования должника осуществляется конкурсным управляющим в порядке и на условиях, которые установлены статьей 139 настоящего Федерального закона, если иное не установлено федеральным законом или не вытекает из существа требования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пункта 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно абзацу 2 пункта 4 статьи 110 Закона о банкротстве продажа предприятия осуществляется путем проведения открытых торгов, за исключением случая наличия в составе предприятия имущества, относящегося в соответствии с законодательством РФ к ограниченно оборотоспособному. В этом случае продажа предприятия осуществляется путем проведения закрытых торгов, в которых принимают участие только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному.

В соответствии с частью 20 статьи 110 Закона о банкротстве порядок проведения торгов в электронной форме, требования к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утверждаются регулирующим органом.

Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495 утверждены порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве и требования к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее - Приказ N 495).

Таким образом, при проведении торгов Организатору торгов необходимо руководствоваться положениями Закона о банкротстве и Приказом N 495.

Пунктом 4 ст. 20.3. Закона о несостоятельности (банкротстве) предусмотрено, что «при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.» П.1.1. ст. 139 Закона о банкротстве предусмотрено, что порядок, сроки и условия продажи имущества должника должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей. Уклонение от отмены торгов могло привести к тому, что права требования будут проданы за бесценок, что могло повлечь за собой причинение ущерба и кредиторам и Должнику.

Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно положений части 1 статьи 1, частей 1 и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 Закона о защите конкуренции антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования, о чем указано в пункте 37 Постановления N 2.

Анализ приведенных положений законодательства в их нормативном единстве и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что антимонопольный контроль за торгами, в том числе контроль за соблюдением процедуры торгов, ограничен случаями, когда результаты проведения определенных торгов способны оказать влияние на состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках.

Таким образом, в отличие от антимонопольного контроля, целью которого является защита публичного интереса (недопущение ограничения, устранения конкуренции на рынке, обеспечение и развитие конкуренции), контроль за торгами по продаже имущества или уступке прав требования в процедурах банкротства должника преследует цель защиты частного интереса: как интереса самого должника, так и интереса его конкурсных кредиторов. При этом при проведении торгов должен обеспечивается баланс между интересами названных лиц.

Проводимые в рамках процедур банкротства (конкурсное производство, процедура реализации имущества гражданина) торги не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках, а произвольное вмешательство антимонопольных органов в их проведение способно негативно повлиять на возможность своевременного и максимального удовлетворения интересов кредиторов от реализации имущества, при том, что за проведением названных торгов осуществляется судебный контроль в рамках дела о банкротстве.

Следовательно, осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дел о банкротстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа с точки зрения реализации целей Закона о защите конкуренции.

Указанная правовая позиция изложена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2022 N 309- ЭС21-27706, от 06.06.2022 N 305-ЭС22-763.

В целях реализации Закона о защите конкуренции Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 утвержден порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

Приказ ФАС России от 28.04.2010 N 220 зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 N 18026, опубликован 23.08.2010 в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 34.

Согласно подпункту "а" пункта 1.1 раздела I Порядка, анализ состояния конкуренции проводится при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции.

Проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке в рамках рассмотрения жалоб в порядке статьи 18.1 Законом о защите конкуренции и Порядком не предусмотрено.

Также проведение анализа состояния конкуренции при рассмотрении дел в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции какими-либо иными распорядительными документами ФАС России не установлено.

Материалы дела не содержат однозначных сведений о влиянии торгов на формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования. Рассматриваемые торги проведены с целью продажи имущества "..." Торги проводились в целях удовлетворения интересов кредиторов должника, заинтересованных в погашении своих имущественных требований к гражданину. Доказательства, свидетельствующие о том, что продажа имущества "..." могла каким-либо образом сказаться на обеспечении конкуренции и (или) ее развитии на соответствующем товарном рынке, не установлены.

Согласно протоколу № 135273-МЭТС/2/1 от 21.03.2024г. на участие было подано 3 заявки. Также в данном документе отражено, что торги были отменены (сообщение на ЕФРСБ №13954035 дата публикации 21.03.2024), по причине того, что Положение №1 о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества должника принятое на собрании кредиторов и утвержденное Определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 05 апреля 2022 года с изменениями утвержденными Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2022 года.

С учетом изложенного, на основе исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что отклонение всех участников и отмена торгов не свидетельствуют об ограничении конкуренции при проведении непосредственно торгов, а фактически свидетельствуют о наличии у Заявителя иных требований выходящих за предмет полномочий Комиссии, и не подлежит рассмотрению комиссией антимонопольного органа.

При этом, Заявитель не лишен возможности обратиться за судебной защитой в суд в случае, если полагает, что действия конкурсного управляющего не соответствуют требованиям законодательства и нарушают права Заявителя.

В соответствии с абзацем 5 пункта 47 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" антимонопольный орган во всяком случае не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.

Учитывая вышеизложенное, доводы заявителя, изложенные в жалобе, признаются необоснованным.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Чувашского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу "..." на действия организатора торгов — финансового управляющего "..." при проведении открытого аукциона с открытой формой предоставления предложений о цене на имущество должника (физического лица) (изв. № 135273-МЭТС, лот № 2) необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

Примечание: решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

2024-2200

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны